Loading...
Департамент культуры города Москвы

«Царицыно» стал первым музеем-участником проекта «Орнамика», пополнив крупнейший открытый цифровой архив и лабораторию узоров России архитектурными орнаментами строений XVIII века.

«Мы очень благодарны музею за вклад в наш архив, – говорит создательница проекта «Орнамика» Мария Лолейт. – Первоначальная база «Орнамики» была создана на основе книг, но мы мечтали о переходе к работе именно с музеями. Для нас очень лестно, что первым партнером-музеем стал «Царицыно» – удивительно красивый дворцовый ансамбль с такой разнообразной коллекцией. Мы начали с архитектурной резьбы, но в планах освещение музейных фондов и многое чего еще».

Дворцовый ансамбль в Царицыне появился на перекрестке двух монументальных стилей – барокко и клиссицизма. Его проектировал Василий Баженов – придворный архитектор Екатерины II, учившийся в Европе у Шарля Де Вайи, Жак-Жермена Суффло, Анж-Жака Габриэля, Жюльен-Давида Леруа и других великих мастеров XVIII века. По его замыслу, Царицыно строилось, как сказочный царь-град – монументальная декорация в «готическом вкусе». «Во второй половине XVIII века в рамках классицизма появилась мода на нечто неклассическое и необычное, – объясняет старший научный сотрудник музея-заповедника истории, кандидат искусствоведения Павел Ермолов. – Готические вкусы на Западе развивались, и проникли в русскую архитектуру. Конечно же, в этом не было никакой подлинной готики, и потому в Царицыне нет, к примеру, готических сводов, выложенных на нервюрах, или готической планировки. Следование «готическому вкусу» в понимании Баженова – это метафора некой древности. И потому в царицынских белокаменных орнаментах можно найти определенные отсылки к древнерусской архитектуре, даже к нарышкинскому барокко – например, картуши на Виноградных воротах и кокошники в декоре корпусов. Для архитектора все это была игра в декорацию. Так появилась оригинальная баженовская архитектура – абсолютно уникальная».

«Орнамика» – это независимый проект на стыке культуры и технологий. На сегодняшний день в его архиве сохранены более 7000 оцифрованных узоров. Вся информация тщательно структурирована. К примеру, «Царицыно» легко найти в категории «художественная резьбы по камню», определив географию и временной контекст – Москва, XVIII век.

С гордостью представляем подробный разбор царицынских орнаментов на сайте проекта.