Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Первая встреча Клуба знатоков и любителей народного искусства в музее-заповеднике «Царицыно» запустила цикл дискуссий, посвященных народному искусству.

10 марта участники Клуба встретились, чтобы подробно и на ярких (во всех смыслах слова) примерах разобрать тему «Ручная печать по ткани». На мероприятии собралось множество заинтересованных слушателей, онлайн ко встрече присоединились мастера и исследователи из самых разных городов от Павловского Посада до Челябинска.

Обсудили кубовую набойку, натуральное крашение, традиционные набойки Таджикистана, волнительную и даже немного опасную «расшифровку» старинных рецептурных книг, а также бытовые сложности творцов, которым порой бывает очень непросто «добыть» для любимого занятия нужные красители и смеси.

Цели и задачи клуба

Директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина в приветственном слове отметила, что идея серии научно-практических встреч по теме сохранения народного искусство появилась в процессе работы над выставкой «В поисках народного искусства». Сам выставочный проект это результат серьёзной исследовательской работы музея-заповедника, а параллельная программа адресована не только широкой аудитории, но и экспертам. «Музею очень важно объединять истинных почитателей и знатоков декоративно-прикладного и народного искусства, налаживать профессиональный диалог вокруг темы народного искусства во всех ее проявлениях. Хотелось бы, чтобы встречи клуба были регулярными и плодотворными», — отметила Елизавета Фокина.

Куратор выставки, заместитель директора по научной работе Ольга Докучаева добавила, что выставка впервые показала феномен расцвета «советского народного искусства» в послевоенное время как грандиозный и успешный эксперимент, осуществленный при мощной поддержке государства. Народное искусство стало тогда частью культуры миллионов. Сейчас наступило время поисков новых путей для переосмысления советского опыта и актуализации традиций народного искусства. Одна из целей клуба не только посмотреть, что происходит сейчас в народном искусстве, но также понять, что мы сами можем сделать, чтобы оно вновь стало интересно и широко востребовано в нашей стране.

Набойка: мастера и их дело

Куратор Клуба знатоков и любителей народного искусства, сокуратор выставки «В поисках народного искусства» старший научный сотрудник ГМЗ «Царицыно» Юлия Иванова рассказала о «капсуле времени», которая есть в пространстве выставке, и экспозиция которой будет меняться – в ней показаны предметы, созданные современными авторами, которые вдохновляются народным искусством. В частности, сейчас там представлены ткани мастера и коллекционера народного костюма Веры Голубевой.

Юлия Иванова также отметила растущий интерес к печати на ткани и привела в пример проекты, направленные на популяризацию этого направления – например, Музей печати на ткани во французском Мюлузе, где хранится большая коллекция текстильных образцов, набойных досок, и где посетители могут попробовать печатать на ткани и Музей истории русского платка и шали в Павловском Посаде, где ежегодно проводится праздник набойки.

Вера Голубева, мастер кубовой набойки, занимается возрождением традиционной техники русских красильщиков уже не первый год. В своем выступлении «Путь индиго. Реконструкция кубовой набойки» она рассказала о процессе создания набоек, об окрашивании, а также о мероприятиях по всему миру, где ей довелось побывать, показывая свое искусство. Она отметила, что интерес к кубовой набойке растёт.

Галина Карева, заведующая отделом «Музей ивановского ситца» Ивановского государственного историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина, который предоставил для выставки «В поисках народного искусства» уникальные брючные костюмы работы Вячеслава Зайцева, сделала сообщение о богатейшей коллекции музея, которая включает 550 тысяч образцов тканей, включая археологические экспонаты.

Она рассказала захватывающую историю о том, как специалисты музея при участии приглашенного мастера Павла Осипова расшифровывали старинные рецептурные книги ручной печати по ткани. Им удалось восстановить технологии крашения и набойки середины XIX века.

Павел Осипов, мастер по окрашиванию тканей и ручной набойке, основатель мастерской «Балина», тоже поделился с участниками своим опытом, подключившись к встрече Клуба онлайн из Самары. Он подтвердил, что интерес к авторской продукции в технике ручной печати по ткани растет, в особенности при создании этнографических костюмов и даже признался, что некоторые его работы пытались продать в музей под видом антикварных.

Тутинисо Ашурмадова, заведующая музеем этнографии Академии наук Республики Таджикистан показала удивительно красивые традиционные набойки Таджикистана, среди которых встречались и двусторонние экземпляры.

Ирина Талызина, мастер ручного крашения и печати по текстилю, сотрудник Музея традиционного искусства народов мира «ТрадАрт» показала, как выглядят отпечатанные в техниках «экопринта» (экотипия, цианотипия, хлоропринт) хлопок, ситец, шерсть и шёлк. В основе всех техник лежит контактное крашение и получение отпечатка за счёт природных тонинов в растениях и их реакции с металлами. В планах мастера — высадить целый «красильный ботанический сад».

В течение года запланировано еще минимум шесть встреч клуба, и, как отметили участники первой встречи, это будет востребованный проект, который поможет привлечь интерес к изучению народного искусства.