Выставочные проекты музея-заповедника «Царицыно» в 2022 году
В 2022 году в музее-заповеднике «Царицыно» откроется больше десяти выставок. «Допожарная» Москва, дореволюционный Крым, керамические пласты, деревянные игрушки, традиционные дагестанские ковры и украшения, художественные стекло, фарфор, керамика и металл – все это можно будет увидеть в «Царицыне» в ближайшие двенадцать месяцев.
Поверхности
16 февраля – 24 апреля, в Большом дворце
Куратор – Татьяна Пунанс
Дизайнер – Эрик Белоусов
Ежегодная – уже седьмая по счету – выставка, посвященная «плоской» керамике. В экспозиции – более 50 работ, созданных современными художниками, и предметы из музейной коллекции. Пласт – один из малоизвестных жанров. Керамическая поверхность дает художнику возможность «отдохнуть» от объема и попробовать себя и в графике, и в живописи, и в игре с рельефом. На выставке также будет представлено художественное стекло. По мнению куратора, у керамистов со стекольщиками похожие задачи: доказать всему миру, что картины – это не только холст и бумага, но и другие материалы, при помощи которых создается искусство.
Татьяна Пунанс, куратор выставки: «Фактуры, текстуры, роспись и живопись, рельеф и процарапка – вот язык керамического пласта. Кисти, стеки, руки мастера – вот инструменты художника для работы с глиняной “бумагой”. С помощью пятен и линий, абстракций и вполне ясных художественных мотивов в повествовательной или ассоциативной ритмике художник воплощает свои впечатления и воспоминания, но всегда это – эмоции, которые он “выкладывает” на пласт, где они в результате обжига из пластичных становятся твердыми. Температура, огонь, обжиг – ключевые отличия керамической живописи от живописи на холсте или бумаге. Возможность соединения рельефа и цвета делает пласты уникальным жанром в искусстве».
Романовы. Воспоминания о Крыме
16 марта – 3 июля, в Большом дворце
Куратор – Ольга Барковец
Дизайнер – Юлия Наполова
Первым российским императором, купившим имение в Крыму, был Александр I. С тех пор собственные дворцы на полуострове строили многие великие князья. К сожалению, имения Ай-Тодор и Харакс, дворцы Чаир и Кичкине, дворец Дюльбер после 1919 года были разорены, так и не став музеями. На выставке о них впервые будет рассказано подробно. В экспозиции – фотографии и гравюры, живопись и графика, платья и мундиры, модели императорского поезда и императорских яхт, дворцовая и яхтенная посуда, спортивный инвентарь, документы. Среди экспонатов – дневник императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, которая делала записи немецким готическим шрифтом, невероятно сложным для прочтения. Специально для выставки их расшифровал датский историк Пребен Ульструп. Некоторые документы можно будет не только прочитать, но и услышать – они будут наговорены актерами петербургских театров.
Ольга Барковец, куратор выставки: «Влияние Романовых на развитие Крыма было огромным. Они прокладывали дороги и тратили немалые средства для решения извечной крымской проблемы – водоснабжения. Их пример вдохновлял других, и за счет этого в считанные десятилетия, к примеру, Ялта из маленького поселка превратилась в город. Романовы не только строили дворцы, но вели археологические раскопки, основывали и поддерживали различные благотворительные общества. Для них самих Крым всегда был местом отдыха – возможностью хоть отчасти отойти от государственных дел. Отрекаясь от престола в 1917 году, Николай II просил большевиков оставить ему и семье имение в Ливадии, где они могли жить как частные лица, но его просьба так и не была исполнена».
Москва и москвичи в эпоху Александра I
31 мая – 31 июля, в Хлебном доме
Куратор – Александр Валькович
Дизайнер – Андрей Рейнер
История города – это всегда истории его жителей. В начале XIX века Москва была столицей без двора, и жила более свободной жизнью, чем Санкт-Петербург. Нравы москвичей отличались радушием, неспешностью и гостеприимством. Центральной темой выставки станет пожар 1812 года, буквально уничтоживший город. А в заключительной части экспозиции будет рассказано грандиозной работе по восстановлению и обновлению облика города после войны с Наполеоном. Всего в экспозиции почти 800 экспонатов, в том числе произведения мастеров городского пейзажа, портретной живописи и графики, скульптура и фарфор, произведения декоративно-прикладного искусства, гражданский и военный костюмы, мебель, мемориальные и бытовые предметы, книжные раритеты и множество архивных документов.
Александр Валькович, куратор выставки: «Мы готовим большую выставку, знакомящую с неповторимым внешним обликом Москвы, с патриархальным бытом и духовной атмосферой той до сих пор необычайно привлекательной эпохи. В экспозиции мирный уклад москвичей будет соседствовать с событиями военной поры 1812 года, опустошительным пожаром и бедствиями во время пребывания неприятеля. На мой взгляд, главное место в экспозиции займут собранные воедино живописные работы известного художника Федора Алексеева, дающие нам представление об удивительном образе “допожарной” Москвы. А самому пожару 1812 года будут посвящены сотни экспонатов, среди которых литографии со сценами пребывания армии Наполеона в Москве, исполненные по зарисовкам с натуры двумя немецкими офицерами, участниками русской кампании: баварцем Альбрехтом Адамом и уроженцем Вюртемберга Христианом Фабер дю Фором. Именно их я бы рекомендовал искать в экспозиции в первую очередь».
Основные элементы
28 июня 2022 – 12 марта 2023, в Хлебном доме
Куратор – Ольга Докучаева
Дизайнер – Нана Абдрашитова
Новая музейная экспозиция посвящена художественному предмету – результату творчества художника. Хронологически выставка охватывает очень важное для советского декоративного искусства двадцатилетие – с начала 1970-х до начала 1990-х годов. Экспозиция будет условно поделена на «основные элементы»: «Земля», «Вода», «Огонь», «Воздух», а также «Тьма и свет», «Движение и статика» и «Художник и творение». В десяти залах будут показаны сотни уникальных экспонатов из коллекции музея-заповедника «Царицыно»: лучшие гобелены, выдающиеся произведения из стекла, фарфора, керамики и металла.
Ольга Докучаева, куратор выставки: «Идея проекта – показать декоративное искусство без привычных тематических “костылей”. Очень часто художники, формально выполняя госзаказ, решали собственные философские задачи. При огромном внимании к проблемам формы, общей чертой художественного языка всегда была традиционная приверженность к содержательному высказыванию. Представлять и рассматривать предметы мы постараемся именно в этой плоскости, условно разделив их на основные элементы».
Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана
3 августа – 16 октября, в Хлебном доме
Куратор – Ксения Паршина
Дизайнер – Эрик Белоусов
Большая выставка-путешествие, посвященная традиционному и современному искусству Дагестана, откроется в «Царицыне». От древних предметов традиционного промысла в жизни женщины до современных произведений. Традиционное дагестанское искусство – это настоящая лаборатория промыслов, в которой многовековая преемственность и устойчивость орнаментальных схем дает возможность изучать живую архаику и считывать «послания», носящие печать домонотеистических верований. Каждый экспонат – будь то ковер, украшение или посуда – не только раскроет свое функциональное предназначение, но и расскажет собственную историю, обнажая магическую функцию предметов женского мира.
Ксения Паршина, куратор выставки: «В дагестанском искусстве орнамент имеет определяющее значение. “Словарь” этих знаков удивительно лаконичен. Замечательно, что женщина в Дагестане не характеризуется каким-то конкретным знаком. Женский мир определяется целым набором символов, которые мы можем увидеть во множестве предметов традиционного искусства: гребне, кумгане, ножницах, спирали. На выставке мы постараемся раскрыть все эти грани, давая зрителю возможность соприкоснуться с пространством другого ритма, другой философии, и обнаружить, насколько на самом деле они нам близки».
Всё своими руками. Керамика Владимира Петрова и Натальи Полторацкой
9 августа – 6 ноября 2022, в Большом дворце
Куратор – Татьяна Пунанс
Дизайнер – Юлия Наполова
Выставка-посвящение рассказывает о московских художниках, супругах и коллегах, работающих вместе более 50 лет. Оба универсальные авторы, одинаково свободно чувствующие себя в керамике, живописи, графике, монументальном искусстве. Оба участвовали в оформлении городских общественных интерьеров, украшая и тем самым “очеловечивая” типовую архитектуру в Москве – например, библиотеку ВАСХНИЛ, гостиницу «Измайлово», Институт стоматологии. Был в их творческой биографии и период, связанный с керамикой тиражной, заводской – особой формой сотрудничества художника и государства, сегодня уже почти забытой. В экспозиции – более 200 работ, в том числе крупные пространственные объекты, керамические пласты, графические листы, живопись, медали из бронзы и фарфора.
Татьяна Пунанс, куратор выставки: «В экспозиции будет “темная комната” – отдельный зал, в котором будет звучать стихотворение Бориса Пастернака “Ночь”. В нем есть строки: “Не спи, не спи, художник, / Не предавайся сну. / Ты – вечности заложник / У времени в плену”. Для этого пространства художники готовят инсталляцию, рассказывающую о внутренней пружине, которая есть внутри любого творческого человека и которая не дает ему предаваться унынию, заставляет постоянно искать новые горизонты. Пока известно только то, что инсталляция эта будет парящей, керамика будет летать по комнате, вызывая воспоминание о кинетическом искусстве, захватившем воображение творцов XX века».
В деревянном царстве, в игрушечном государстве
С 28 сентября, в Хлебном доме
Кураторы – Дарья Колпашникова, Вера Ярилина
Дизайнер – Архитектурное бюро Евгения Асса
Выставка адресована семейной аудитории и рассказывает о жизни дерева – от ростка до дома и от книги до игрушки. В экспозиции можно будет увидеть шаркунки, погремушки, свистульки, каталки, матрешки, игрушки с движением. Всего в экспозиции будет не менее 80 игрушек из музейной коллекции – в том числе уникальные матрешки и расписные яйца из села Полховский Майдан. Но главным экспонатом на выставке будет само пространство. Первый зал – это лес, и в нем можно будет узнать все о разных породах деревьев, второй зал – токарная мастерская, а третий – парк, где будут проходить творческие лаборатории, фольклорные концерты и детские спектакли.
Дарья Колпашникова, сокуратор выставки: «Я делаю эту выставку, потому что мне интересно создавать увлекательный и познавательный проект для внутреннего ребенка в каждом из нас. Очень важно, что делаем мы все это на основе впечатляющей коллекции декоративно-прикладного искусства, хранящейся в музее. Самым ценным и вдохновляющим опытом для меня в этом проекте стала работа с руководительницей направления “Детское Царицыно” Верой Ярилиной, мамой троих неутомимых сыновей, отчасти выступающих нашими соавторами в работе над выставкой».
В поисках народного искусства. К 100-летию образования СССР
С 17 декабря 2022, в Большом дворце
Куратор – Юлия Иванова
Дизайнер – Эрик Белоусов
Новый 2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. «Царицыно» – наследник созданного в 1984 году Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР. Предметы поступали в музей путем безвозмездной передачи из республиканских музеев и выставочных фондов, при покупке произведений народных мастеров у частных коллекционеров, за счет многочисленных экспедиций в регионы. «Царицыно» обладает уникальным собранием предметов народного искусства, которое долгое время было законсервировано. На выставке можно будет увидеть работы народных мастеров из союзных республик, созданные в 1960-1980-х годах – более 800 предметов из фондов музея и около 50 из собраний музеев-партнеров. По замыслу куратора, у посетителей сложится ощущение неспешного путешествия по Прибалтике, России, Белоруссии, Украине, Молдавии, Кавказу и Средней Азии, в ходе которого они смогут увидеть лучшие образцы народных промыслов и авторские произведения.
Юлия Иванова, куратор выставки: «Мы исходили из возможности осмысления феномена “народного искусства” как многоаспектного культурологического явления: от наивного искусства “самородков” и живых семейных ремесел, экспериментов советских художников в фолк-дизайне до создания развитой художественной промышленности, предприятий народных художественных промыслов».
В публикации использованы фотографии экспонатов:
- Павел Миллер. Смена поколений. Шамот, эмаль, глазури, ангобы. 2021, Москва
-
Рудольф фон Альт. «Южный фасад Ливадийского дворца». Бумага, картон, акварель, тушь, рукопись. 1863 (?), Крым. Из коллекции Ливадийскогодворца-музея
-
Наполеон в горящей Москве. Альбрехт Адам. Холст, масло. Москва, 1840. Из коллекции Музеев Московского Кремля
-
Композиция «Камчатка». Валерий Малолетков. СССР, РСФСР, Москва, 1981 Шамот, глазурь
-
Ритуальное покрывало с кайтагской вышивкой. Дагестан, даргинцы. Конец XVIII — начало XIX веков
-
Наталья Полторацкая. Неформальные сосуды. Москва, 1987-88 годы. Шамот, цветные массы, фаянс, окисел, глазурь
- Уточняется
- Подсвечник. В. Вогулис. СССР, Литовская ССР, Вильнюс, 1971