Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

1 июня для посетителей «Царицыно» в Хлебном доме откроется первая персональная выставка живописцев из Штутгарта, работавших в России во времена Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Георг Христоф «Гофмалер» Гроот (1716–1749) прославился своими небольшими «портретами-картинами» в стиле рококо. Грооту-старшему нравилось угождать Елизавете Петровне — он с удовольствием запечатлевал на холсте придворную жизнь в период ее царствования. Гроот писал как парадные портреты, так и портреты, не предназначенные для всеобщего обозрения, и на них императрица была изображена в самых неожиданных образах: и храброй предводительницей лейб-кампании на коне, и таинственной барыней на балу, и вечно юной обнаженной богиней Флорой. Гроот-старший приехал в Россию первым. Почти сразу был принят при дворе, много и с удовольствием рисовал, а когда узнает, что Елизавета Петровна планирует устроить в Царском Селе павильон, где бы висели только картины, изображающие животных, рекомендует пригласить своего младшего брата.

Иоганн Фридрих «Иван Федорович» Гроот (1717–1800) был первым официально признанным русским анималистом (или «зверописцем») и руководителем класса «зверей и птиц» Императорской Академии художеств (до него писать зверей и птиц в академии никак специально не учили). Гроот создавал очень реалистичные и одновременно иллюзорные полотна, передавая в тончайших деталях повадки домашних и диких животных. Известно, что над каждой картины Гроот работал подолгу, наблюдая животных в природе и зарисовывая их с натуры в мастерской (для чего ему предоставляли пойманных на охоте птиц и зверей). Каждое новое полотно Гроота-зверописца служило поводом для визита в его мастерскую большого количества великосветских гостей.

Долгое время имена братьев Гроот были забыты — их полотна экспонировались в числе прочих, о художниках до обидного мало писали и говорили. На выставке в музее «Царицыно» впервые будет собрано максимально полное художественное наследие Гроотов — около 60 живописных произведений из Третьяковской галереи, Русского музея, Эрмитажа, Царского села, Петергофа, Гатчины, а также музеев Нижнего Новгорода и частных собраний.

Куратор проекта — доктор искусствоведения Людмила Маркина, автор монографии «Портретист Георг Христоф Гроот и немецкие живописцы в России середины XVIII века», выпущенной в издательстве «Памятники исторической мысли» в 1999 году.