Живопись Портрет принцессы Иоганны-Елизаветы Ангальт-Цербстской, матери Екатерины II. Автор - Антуан Пэн (Pesne, Antoine, 1683–1757) (?) Портрет принцессы Иоганны-Елизаветы Ангальт-Цербстской, матери Екатерины II. Автор - Антуан Пэн (Pesne, Antoine, 1683–1757) (?) Период и место создания 1740-е гг. Германия Материал, техника холст Размер 78×61,6 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2006 Инвентарный номер, номер КП Ж-628, КП-17136/1 Описание Урождённая принцесса Голштейн-Готторпская (1712–1760), мать будущей российской императрицы Екатерины II. Портрет великой княгини Екатерины Алеексеевны. Автор - Неизвестный художник Портрет великой княгини Екатерины Алеексеевны. Автор - Неизвестный художник Период и место создания Середина XVIII века (?). Западная Европа (?) Материал, техника холст Размер 139×107,5 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2008 Инвентарный номер, номер КП Ж-610, КП-17592 Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Автор - Неизвестный художник (тип Л. Каравака) Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Автор - Неизвестный художник (тип Л. Каравака) Период и место создания Середина XVIII века. Россия Материал, техника холст Размер 85,5×65,5 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2007 Инвентарный номер, номер КП Ж-477, КП-17323/1 Портрет Екатерины II в трауре. Автор - Неизвестный художник (тип В. Эриксена) Портрет Екатерины II в трауре. Автор - Неизвестный художник (тип В. Эриксена) Период и место создания Не ранее 1762. Россия (?) Материал, техника медь Размер 20,6×18,1 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2007 Инвентарный номер, номер КП Ж-501, КП-17169/1 Портрет Екатерины II. Автор - Мастерская Ф. С. Рокотова Портрет Екатерины II. Автор - Мастерская Ф. С. Рокотова Период и место создания Последняя треть XVIII века. Россия Материал, техника холст, масло Размер 83,8 × 66,1 см Экспонирование Великая Екатерина и её время Поступление Приобретен в 2010 Клейма и надписи На левой планке подрамника пером чернилами помета владельца: Писалъ Д. Левицкий 178 [последняя цифра неразборчиво — 3?/5?] Инвентарный номер, номер КП Ж-640, КП-17913/1 Описание Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Автор - Неизвестный художник Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Автор - Неизвестный художник Период и место создания Конец XVIII века. Россия, мастерская Д. Г. Левицкого Материал, техника холст, масло Размер 62,8 × 49,7 см Экспонирование Великая Екатерина и её время Поступление Приобретен в 2006 Инвентарный номер, номер КП Ж-627, КП-17133 Описание «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» восходит к оригиналу художника Михаила Шибанова, основателя так называемого «крестьянского жанра» в русской живописи. Этот портрет занимает особое место в иконографии императрицы: историк русского искусства второй половины XIX века Д. А. Ровинский назвал его замечательным «и по сочинению, и по сходству». Портрет государыне понравился, с него было сделано много живописных и графических копий. Работа кисти Шибанова послужила основой для создания вариантов, самостоятельных по стилистике и трактовке образа. Один из вариантов специалисты связывают с именем живописца Д. Г. Левицкого, также, в свою очередь, ставшего объектом копирования. Одна из таких копий хранится в собрании царицынского музея-заповедника. Императрица представлена на портрете в дорожной одежде: в меховой шапке со спускающимся мягким верхом с кистью и коричнево-фиолетовом кафтане, украшенном по вороту и рукавам золотным шитьем, а также бранденбурами — двойными пуговицами, застегнутыми на двойные же петли с декоративными кистями. На груди Екатерины — звезды орденов святого Андрея Первозванного и святого Георгия Победоносца 1-й степени. Стилистика портрета выдержана в духе работ старых европейских мастеров: ярко освещенное лицо с мягкой улыбкой выделяется на фоне глубокого темного тона меховой шапки, фиолетового бархата кафтана, синевато-коричневого грозового неба. Оживление вносят светлые пятна золотного шитья, орденских звезд, кружевного воротника, написанного легкими мазками. М. Шибанов написал императрицу в Киеве, в апреле 1787 года, во время ее путешествия на юг России и в Крым (он находился в качестве «живописца Его Светлости» при князе Г. А. Потемкине, организовавшем поездку Екатерины II). Путешествию императрицы на юг России придавалось большое политическое значение: «великолепный князь Тавриды» Г. А. Потемкин хотел показать Екатерине II результаты своей деятельности в Причерноморье: образование новых городов — Херсона, Севастополя, Екатеринослава, строительство поселений, верфей, кораблей. Кроме того, ему нужно было убедить ее в необходимости дальнейшего вложения средств в строительство флота и в развитие новых городов. Екатерину сопровождали высокие гости: австрийский император Иосиф II, принц Де Линь, принц Нассау, граф Концебель, французский посланник граф Сегюр, посол Его Величества короля Англии Фицгерберт. Им — а фактически всей Европе — она демонстрировала свои новые владения, отвоеванные у Оттоманской Порты и закрепленные «вечным» Кучук-Кайнарджийским миром 1774 года. Европа должна была увидеть всю силу устремления России на юг, а также новый фактор мировой политики — Черноморский флот. Памятью об этом путешествии и стал портрет Екатерины II в дорожном костюме. Портрет экспонируется на постоянной экспозиции «Екатерина Великая» в Большом Дворце. Портрет Екатерины II. Автор - Неизвестный художник (тип С. Торелли) Портрет Екатерины II. Автор - Неизвестный художник (тип С. Торелли) Период и место создания Рубеж XVIII — XIX веков. Россия Материал, техника холст Размер 146,8×104 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2011 Инвентарный номер, номер КП Ж-667, КП-18145 Портрет Павла I. Автор - Неизвестный художник Портрет Павла I. Автор - Неизвестный художник Период и место создания Конец XVIII — начало XIX века. Россия Материал, техника кость, дерево, металл, стекло; акварель Размер 7,5 × 5,5 см (овал); 6,9 × 5,6 см (в свету); 10,1 × 8,0 см (рамка) Экспонирование Великая Екатерина и её время Поступление Приобретен в 2011 Клейма и надписи На бумаге, закрывающей оборотную сторону миниатюры, графическим карандашом надпись: Paul Premier Empereur de (du) Russie peint par Viollier maitre de dessin de sa M-té L’Impératrice Marie Son Epouse a’Moscou 1797 […] (Павел Первый российский имератор писан Виоллье рисовальщиком Ее Императорского Величества Марии Его супруги в Москве в 1797) Инвентарный номер, номер КП КП-18058, Ж-669 Описание Портрет Александра I. Автор - Беннер Жан-Анри (1776–1836) Портрет Александра I. Автор - Беннер Жан-Анри (1776–1836) Период и место создания 1815. Западная Европа Материал, техника бумага; акварель Размер 14,0 × 10,5 см (овал) Поступление Приобретен в 2011 Клейма и надписи Справа на фоне, над плечом изображенного, графическим карандашом подпись: Benner 1815 Инвентарный номер, номер КП Ж-670, КП-18059 Описание Портрет российского императора Александра I (1777–1825) принадлежит к лучшим произведениям Жана-Анри Беннера, французского художника-миниатюриста, рисовальщика и акварелиста, ученика знаменитого французского портретиста Жана-Батиста Изабе (1767–1855), придворного художника Наполеона I. Во время Венского конгресса, проходившего с сентября 1814 по июнь 1815 года, после победы над войсками Наполеона, Изабе написал множество портретов представителей русской аристократии и, конечно, портрет императора Александра I. Миниатюры и рисунки, сделанные с натуры во время конгресса, были своеобразными «репортажами» с мест событий и неоднократно повторялись. Работа Изабе стала эталоном изображения российского императора, иконографическим типом, многократно воспроизводившимся в графике и миниатюре разными мастерами, прежде всего — его учениками. Миниатюра Ж.-А. Беннера — одно из самых ранних воспроизведений портрета кисти Изабе, она создана в 1815 году, по предположению исследователя Л. Ю. Рудневой, также во время Венского конгресса: «Неизвестно, работал ли Беннер вместе с Изабе в Вене, но, судя по датировке… очевидно, поддерживал в это время связь с учителем» (Заключение историко-культурной атрибуционной консультации от 23 ноября 2011 года). Портрет выполнен в манере французской школы, для которой характерны живость рисунка, нежность и нарядность. Написан он мельчайшими мазками и точками светло-красного, дымчато-серого, голубоватого цветов, различных оттенков охры — от желтого и золотистого до рыжеватых и коричневых. Темный мундир императора с красной выпушкой выполнен почти заливкой (это характерно для Беннера), на нем отчетливо выделяются детали: эполеты, ордена, пуговицы. Александр I — «Александр Благословенный», «умиротворитель Европы», император-победитель — изображен здесь в зените славы, после окончания войны с армией Наполеона. Среди свидетельств современников об облике Александра I сохранились воспоминания участницы войн с Наполеоном кавалерист-девицы Н. А. Дуровой: «Государь наш красавец, в цвете лет, кротость и милосердие изображаются в больших голубых глазах его, величие души в благородных чертах и необыкновенная приятность на румяных устах его! На миловидном лице молодого царя нашего рисуется вместе с выражением благости какая-то девическая застенчивость» (Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы. М., 2011. с. 95). Александр I изображен в генеральском мундире, с российскими и иностранными наградами, большинство из них связаны с войной 1812 года и заграничными походами русской армии в 1813–1814 годах. Справа — объединённый знак трёх высших наград России, Англии и Швеции: звезда ордена Святого Андрея Первозванного (по традиции Александр получил его по факту рождения, в младенчестве), совмещенная со знаком английского ордена Подвязки (1813) и брошью шведского ордена Меча 1-й степени (1814). На той же стороне мундира, в колодке: знак ордена Святого Георгия 4-й степени (1805), серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (1813), австрийский военный орден Марии-Терезии (1815) и прусский орден Железного креста 1-го класса (1813). Награждение российского императора знаком одного из старейших в Европе ордена Подвязки стало выражением признания заслуг России в войне с Наполеоном и изменений в отношениях России и Британии. Церемония его вручения Александру I состоялась в Теплице 15 (27) сентября 1813 года, в день коронации императора. Шведский орден Меча Александр I получил в январе 1814 года, после «битвы народов» под Лейпцигом 16–19 ноября 1813 года, ознаменовавшей окончательную победу союзных войск над Наполеоном. В своем послании по поводу этого награждения шведский кронпринц Карл Юхан (Бернадот) подчеркнул роль Александра I в этой войне: «Великое событие произошло на равнинах Лейпцига, под стенами этого города, где собрались народы Европы, и Ваше Величество были Агамемноном достопамятной битвы. Швеция может предложить Вам лишь свой Меч и признательность… Меч, государь, — это наш Георгиевский крест. Смею надеяться, Ваше Величество соблаговолите принять эту дань почтения». (Цит. по: Гаврилова Л. М. Иностранные ордена в России // Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. М., 2010. с. 21.) Королевский орден Меча был учрежден для награждения за военные заслуги. Александр I стал кавалером высшей степени этого ордена: «Отличительным знаком этой награды является простой вертикальный меч в серебре, носимый под нагрудной звездой высшего ордена на левой стороне груди. Даже шведские короли не могли претендовать на эту степень ордена, пока армия под их командованием не одержит победу в сражении» (Гаврилова Л. М. Иностранные ордена в коллекции Оружейной палаты. // Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. М., 2010. с. 202). Орден Святого великомученика Георгия Победоносца, учрежденный Екатериной II в 1769 году, представлял особую важность для российского императора — как сугубо военная награда за личную доблесть на поле брани. Однако при Павле I им не награждали, и восстановил его «во всей силе» как раз император Александр в 1801 году (Амелехина С. А., Гаврилова Л. М., Добровольская Л. И., Добровольская М. А. «За веру и верность». К истории капитула российских императорских и царских орденов». СПб., 2004, с. 11). Историки отмечают, что российские императоры старались повысить значимость ордена Святого Георгия, проявляя, однако, в отношении себя определенную скромность. Кавалером 1-й степени ордена были только Александр II и, разумеется, учредительница ордена Екатерина II. Когда в 1805 году императора Александра I решили наградить 1-й степенью этого ордена, царь ответил: «В доказательство, сколь он военный орден уважает, находит приличным принять лишь знак 4-го класса» (Цит. по: Балязин В. Н., Кузнецов А. А., Соболева Н. А. Символы и награды Российской державы. М., 2006. с. 234). Исключительное значение император придавал памятной медали с надписью «1812 год», он изображен с нею на многих портретах. Самая известная и массовая (260 тысяч серебряных медалей), она была учреждена 5 февраля 1813 года в память Отечественной войны 1812 года. «Этой серебряной медалью на голубой Андреевской ленте награждались все строевые чины армии и ополчения, принимавшие участие в военных действиях с французами до конца 1812 года, то есть в пределах Отечества. Это к тому же был первый случай в истории русской наградной системы, когда совершенно одинаковую медаль получали генералы, офицеры и нижние чины армии и флота, — для всех непременным условием получения этого знака отличия являлось личное участие в боевых действиях с наполеоновской армией на территории Российского государства. „Воины! — говорилось в приказе императора. — Славный и достопамятный год, в который неслыханным и примерным образом поразили и наказали вы дерзнувшего вступить в Отечество ваше лютого и сильного врага, славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти своей…В ознаменование сих незабвенных подвигов ваших повелели мы выбить и освятить серебряную медаль… Вы по справедливости можете гордиться сим знаком… Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к Отечеству, и, следовательно, ничем не победимая…“». (Цит. по: Дуров В. А. Награды эпохи Отечественной войны 1812 года. М., 1993. с. 27–28.) Портрет Беннера передает образ императора-триумфатора в момент необычайного эмоционального подъема, вызванного победами русской армии и ролью России в войне с Наполеоном, охватившей Европу. «Наше вхождение в Париж было великолепное. Все спешили обнимать мои колена, все стремились прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги, хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями…», — рассказывал государь А. Н. Голицыну (Рассказы князя А. Н. Голицына: из записок Бартенева // Русский архив. 1886. № 5/6. с. 95).
Портрет принцессы Иоганны-Елизаветы Ангальт-Цербстской, матери Екатерины II. Автор - Антуан Пэн (Pesne, Antoine, 1683–1757) (?) Период и место создания 1740-е гг. Германия Материал, техника холст Размер 78×61,6 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2006 Инвентарный номер, номер КП Ж-628, КП-17136/1 Описание Урождённая принцесса Голштейн-Готторпская (1712–1760), мать будущей российской императрицы Екатерины II.
Портрет великой княгини Екатерины Алеексеевны. Автор - Неизвестный художник Период и место создания Середина XVIII века (?). Западная Европа (?) Материал, техника холст Размер 139×107,5 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2008 Инвентарный номер, номер КП Ж-610, КП-17592
Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Автор - Неизвестный художник (тип Л. Каравака) Период и место создания Середина XVIII века. Россия Материал, техника холст Размер 85,5×65,5 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2007 Инвентарный номер, номер КП Ж-477, КП-17323/1
Портрет Екатерины II в трауре. Автор - Неизвестный художник (тип В. Эриксена) Период и место создания Не ранее 1762. Россия (?) Материал, техника медь Размер 20,6×18,1 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2007 Инвентарный номер, номер КП Ж-501, КП-17169/1
Портрет Екатерины II. Автор - Мастерская Ф. С. Рокотова Период и место создания Последняя треть XVIII века. Россия Материал, техника холст, масло Размер 83,8 × 66,1 см Экспонирование Великая Екатерина и её время Поступление Приобретен в 2010 Клейма и надписи На левой планке подрамника пером чернилами помета владельца: Писалъ Д. Левицкий 178 [последняя цифра неразборчиво — 3?/5?] Инвентарный номер, номер КП Ж-640, КП-17913/1 Описание
Портрет Екатерины II в дорожном костюме. Автор - Неизвестный художник Период и место создания Конец XVIII века. Россия, мастерская Д. Г. Левицкого Материал, техника холст, масло Размер 62,8 × 49,7 см Экспонирование Великая Екатерина и её время Поступление Приобретен в 2006 Инвентарный номер, номер КП Ж-627, КП-17133 Описание «Портрет Екатерины II в дорожном костюме» восходит к оригиналу художника Михаила Шибанова, основателя так называемого «крестьянского жанра» в русской живописи. Этот портрет занимает особое место в иконографии императрицы: историк русского искусства второй половины XIX века Д. А. Ровинский назвал его замечательным «и по сочинению, и по сходству». Портрет государыне понравился, с него было сделано много живописных и графических копий. Работа кисти Шибанова послужила основой для создания вариантов, самостоятельных по стилистике и трактовке образа. Один из вариантов специалисты связывают с именем живописца Д. Г. Левицкого, также, в свою очередь, ставшего объектом копирования. Одна из таких копий хранится в собрании царицынского музея-заповедника. Императрица представлена на портрете в дорожной одежде: в меховой шапке со спускающимся мягким верхом с кистью и коричнево-фиолетовом кафтане, украшенном по вороту и рукавам золотным шитьем, а также бранденбурами — двойными пуговицами, застегнутыми на двойные же петли с декоративными кистями. На груди Екатерины — звезды орденов святого Андрея Первозванного и святого Георгия Победоносца 1-й степени. Стилистика портрета выдержана в духе работ старых европейских мастеров: ярко освещенное лицо с мягкой улыбкой выделяется на фоне глубокого темного тона меховой шапки, фиолетового бархата кафтана, синевато-коричневого грозового неба. Оживление вносят светлые пятна золотного шитья, орденских звезд, кружевного воротника, написанного легкими мазками. М. Шибанов написал императрицу в Киеве, в апреле 1787 года, во время ее путешествия на юг России и в Крым (он находился в качестве «живописца Его Светлости» при князе Г. А. Потемкине, организовавшем поездку Екатерины II). Путешествию императрицы на юг России придавалось большое политическое значение: «великолепный князь Тавриды» Г. А. Потемкин хотел показать Екатерине II результаты своей деятельности в Причерноморье: образование новых городов — Херсона, Севастополя, Екатеринослава, строительство поселений, верфей, кораблей. Кроме того, ему нужно было убедить ее в необходимости дальнейшего вложения средств в строительство флота и в развитие новых городов. Екатерину сопровождали высокие гости: австрийский император Иосиф II, принц Де Линь, принц Нассау, граф Концебель, французский посланник граф Сегюр, посол Его Величества короля Англии Фицгерберт. Им — а фактически всей Европе — она демонстрировала свои новые владения, отвоеванные у Оттоманской Порты и закрепленные «вечным» Кучук-Кайнарджийским миром 1774 года. Европа должна была увидеть всю силу устремления России на юг, а также новый фактор мировой политики — Черноморский флот. Памятью об этом путешествии и стал портрет Екатерины II в дорожном костюме. Портрет экспонируется на постоянной экспозиции «Екатерина Великая» в Большом Дворце.
Портрет Екатерины II. Автор - Неизвестный художник (тип С. Торелли) Период и место создания Рубеж XVIII — XIX веков. Россия Материал, техника холст Размер 146,8×104 см Экспонирование Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция Поступление Приобретен в 2011 Инвентарный номер, номер КП Ж-667, КП-18145
Портрет Павла I. Автор - Неизвестный художник Период и место создания Конец XVIII — начало XIX века. Россия Материал, техника кость, дерево, металл, стекло; акварель Размер 7,5 × 5,5 см (овал); 6,9 × 5,6 см (в свету); 10,1 × 8,0 см (рамка) Экспонирование Великая Екатерина и её время Поступление Приобретен в 2011 Клейма и надписи На бумаге, закрывающей оборотную сторону миниатюры, графическим карандашом надпись: Paul Premier Empereur de (du) Russie peint par Viollier maitre de dessin de sa M-té L’Impératrice Marie Son Epouse a’Moscou 1797 […] (Павел Первый российский имератор писан Виоллье рисовальщиком Ее Императорского Величества Марии Его супруги в Москве в 1797) Инвентарный номер, номер КП КП-18058, Ж-669 Описание
Портрет Александра I. Автор - Беннер Жан-Анри (1776–1836) Период и место создания 1815. Западная Европа Материал, техника бумага; акварель Размер 14,0 × 10,5 см (овал) Поступление Приобретен в 2011 Клейма и надписи Справа на фоне, над плечом изображенного, графическим карандашом подпись: Benner 1815 Инвентарный номер, номер КП Ж-670, КП-18059 Описание Портрет российского императора Александра I (1777–1825) принадлежит к лучшим произведениям Жана-Анри Беннера, французского художника-миниатюриста, рисовальщика и акварелиста, ученика знаменитого французского портретиста Жана-Батиста Изабе (1767–1855), придворного художника Наполеона I. Во время Венского конгресса, проходившего с сентября 1814 по июнь 1815 года, после победы над войсками Наполеона, Изабе написал множество портретов представителей русской аристократии и, конечно, портрет императора Александра I. Миниатюры и рисунки, сделанные с натуры во время конгресса, были своеобразными «репортажами» с мест событий и неоднократно повторялись. Работа Изабе стала эталоном изображения российского императора, иконографическим типом, многократно воспроизводившимся в графике и миниатюре разными мастерами, прежде всего — его учениками. Миниатюра Ж.-А. Беннера — одно из самых ранних воспроизведений портрета кисти Изабе, она создана в 1815 году, по предположению исследователя Л. Ю. Рудневой, также во время Венского конгресса: «Неизвестно, работал ли Беннер вместе с Изабе в Вене, но, судя по датировке… очевидно, поддерживал в это время связь с учителем» (Заключение историко-культурной атрибуционной консультации от 23 ноября 2011 года). Портрет выполнен в манере французской школы, для которой характерны живость рисунка, нежность и нарядность. Написан он мельчайшими мазками и точками светло-красного, дымчато-серого, голубоватого цветов, различных оттенков охры — от желтого и золотистого до рыжеватых и коричневых. Темный мундир императора с красной выпушкой выполнен почти заливкой (это характерно для Беннера), на нем отчетливо выделяются детали: эполеты, ордена, пуговицы. Александр I — «Александр Благословенный», «умиротворитель Европы», император-победитель — изображен здесь в зените славы, после окончания войны с армией Наполеона. Среди свидетельств современников об облике Александра I сохранились воспоминания участницы войн с Наполеоном кавалерист-девицы Н. А. Дуровой: «Государь наш красавец, в цвете лет, кротость и милосердие изображаются в больших голубых глазах его, величие души в благородных чертах и необыкновенная приятность на румяных устах его! На миловидном лице молодого царя нашего рисуется вместе с выражением благости какая-то девическая застенчивость» (Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы. М., 2011. с. 95). Александр I изображен в генеральском мундире, с российскими и иностранными наградами, большинство из них связаны с войной 1812 года и заграничными походами русской армии в 1813–1814 годах. Справа — объединённый знак трёх высших наград России, Англии и Швеции: звезда ордена Святого Андрея Первозванного (по традиции Александр получил его по факту рождения, в младенчестве), совмещенная со знаком английского ордена Подвязки (1813) и брошью шведского ордена Меча 1-й степени (1814). На той же стороне мундира, в колодке: знак ордена Святого Георгия 4-й степени (1805), серебряная медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (1813), австрийский военный орден Марии-Терезии (1815) и прусский орден Железного креста 1-го класса (1813). Награждение российского императора знаком одного из старейших в Европе ордена Подвязки стало выражением признания заслуг России в войне с Наполеоном и изменений в отношениях России и Британии. Церемония его вручения Александру I состоялась в Теплице 15 (27) сентября 1813 года, в день коронации императора. Шведский орден Меча Александр I получил в январе 1814 года, после «битвы народов» под Лейпцигом 16–19 ноября 1813 года, ознаменовавшей окончательную победу союзных войск над Наполеоном. В своем послании по поводу этого награждения шведский кронпринц Карл Юхан (Бернадот) подчеркнул роль Александра I в этой войне: «Великое событие произошло на равнинах Лейпцига, под стенами этого города, где собрались народы Европы, и Ваше Величество были Агамемноном достопамятной битвы. Швеция может предложить Вам лишь свой Меч и признательность… Меч, государь, — это наш Георгиевский крест. Смею надеяться, Ваше Величество соблаговолите принять эту дань почтения». (Цит. по: Гаврилова Л. М. Иностранные ордена в России // Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. М., 2010. с. 21.) Королевский орден Меча был учрежден для награждения за военные заслуги. Александр I стал кавалером высшей степени этого ордена: «Отличительным знаком этой награды является простой вертикальный меч в серебре, носимый под нагрудной звездой высшего ордена на левой стороне груди. Даже шведские короли не могли претендовать на эту степень ордена, пока армия под их командованием не одержит победу в сражении» (Гаврилова Л. М. Иностранные ордена в коллекции Оружейной палаты. // Державные кавалеры. Иностранные ордена российских императоров. М., 2010. с. 202). Орден Святого великомученика Георгия Победоносца, учрежденный Екатериной II в 1769 году, представлял особую важность для российского императора — как сугубо военная награда за личную доблесть на поле брани. Однако при Павле I им не награждали, и восстановил его «во всей силе» как раз император Александр в 1801 году (Амелехина С. А., Гаврилова Л. М., Добровольская Л. И., Добровольская М. А. «За веру и верность». К истории капитула российских императорских и царских орденов». СПб., 2004, с. 11). Историки отмечают, что российские императоры старались повысить значимость ордена Святого Георгия, проявляя, однако, в отношении себя определенную скромность. Кавалером 1-й степени ордена были только Александр II и, разумеется, учредительница ордена Екатерина II. Когда в 1805 году императора Александра I решили наградить 1-й степенью этого ордена, царь ответил: «В доказательство, сколь он военный орден уважает, находит приличным принять лишь знак 4-го класса» (Цит. по: Балязин В. Н., Кузнецов А. А., Соболева Н. А. Символы и награды Российской державы. М., 2006. с. 234). Исключительное значение император придавал памятной медали с надписью «1812 год», он изображен с нею на многих портретах. Самая известная и массовая (260 тысяч серебряных медалей), она была учреждена 5 февраля 1813 года в память Отечественной войны 1812 года. «Этой серебряной медалью на голубой Андреевской ленте награждались все строевые чины армии и ополчения, принимавшие участие в военных действиях с французами до конца 1812 года, то есть в пределах Отечества. Это к тому же был первый случай в истории русской наградной системы, когда совершенно одинаковую медаль получали генералы, офицеры и нижние чины армии и флота, — для всех непременным условием получения этого знака отличия являлось личное участие в боевых действиях с наполеоновской армией на территории Российского государства. „Воины! — говорилось в приказе императора. — Славный и достопамятный год, в который неслыханным и примерным образом поразили и наказали вы дерзнувшего вступить в Отечество ваше лютого и сильного врага, славный год сей минул. Но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит их в памяти своей…В ознаменование сих незабвенных подвигов ваших повелели мы выбить и освятить серебряную медаль… Вы по справедливости можете гордиться сим знаком… Враги ваши, видя его на груди вашей, да вострепещут, ведая, что под ним пылает храбрость, не на страхе или корыстолюбии основанная, но на любви к Отечеству, и, следовательно, ничем не победимая…“». (Цит. по: Дуров В. А. Награды эпохи Отечественной войны 1812 года. М., 1993. с. 27–28.) Портрет Беннера передает образ императора-триумфатора в момент необычайного эмоционального подъема, вызванного победами русской армии и ролью России в войне с Наполеоном, охватившей Европу. «Наше вхождение в Париж было великолепное. Все спешили обнимать мои колена, все стремились прикасаться ко мне, народ бросался целовать мои руки, ноги, хватались даже за стремена, оглашали воздух радостными криками, поздравлениями…», — рассказывал государь А. Н. Голицыну (Рассказы князя А. Н. Голицына: из записок Бартенева // Русский архив. 1886. № 5/6. с. 95).