Ткачество
-
Ковер ворсовый «Пиребедиль» -
Шпалера-вердюра «Пейзаж с птицами и животными». Автор - Неизвестный художник -
Шпалера-вердюра «Пейзаж с руиной». Автор - Неизвестный художник -
Шпалера «Венера и Адонис». -
Шпалера «Пейзаж с маленькими фигурами» («Гера и Алкмена»?). Автор - Картоньер — Спиринкс, Петер (Spierinckx, Pieter, 1635–1711) Ткач — Рейдамс, Хенрик (Reydams, Henrik, 1650–1710) -
Шпалера «Артемида и Актеон». -
Шпалера-вердюра «Нимфы в парке» -
Шпалера-вердюра «Пейзаж с рекой, фонтаном, попугаем и собакой» -
Шпалера «Умножение хлебов», из серии «Жизнь Христа». Автор - Хазе Максимилиан де (Hase Maximiliaan de, (1710–1781), Коппенс Орель-Огюстен (Coppens Auriel-Augustin, 1668–1740) -
Шпалера «Повар у стола с дичью». Автор - Неизвестный мастер, повтор композиции картины Франса Снейдерса (1579–1657) -
Ковер ворсовый -
Ковер ворсовый «Гасан-кала» -
Халы, ворсовый постилочный ковер -
Ковер ворсовый. Автор - Уметов Джумбай -
Ковер ворсовый «Ашуги». Автор - Маргарян Роберт Мкртичевич -
Ковер ворсовый «Угощение». Автор - Шахбердыева Джовазы -
Ковер ворсовый «Изобилие». Автор - Варданян Милета Ефремовна -
Ковер «Песня о Родине». Автор - Байрамов Реджепназар (1927–2002) -
-
Гобелен «Магистральный». Автор - Мигаль Борис Григорьевич (1946–1999) -
Гобелен «Спектакль». Автор - Паулс-Вигнере Эдите Вольдемаровна (Род. 1939) -
Ковер «Красный караван». Автор - Байрамов Реджепназар (1927–2002) -
-
Ковер ворсовый «Спортивные игры». Автор - Дурдыева Г. -
Ковер ворсовый «Озарение». Автор - Гыллыева Вера Гельдыевна -
Гобелен «Субботний вечер». Автор - Хеймрат Рудольф Карлович (1926–1992) -
Ковер ворсовый «Гюлабдан-бута» -
Гобелен «Ярославна». Автор – Нина Абрамова (1925) -
Гобелен «В лучах солнца». Автор - Адамсон (Саннамеес) Мари Андреевна (1908-2000) -
Гобелен «Жить». Автор - Виргиния-Она Адоминайте (1945) -
Гобелен «Москва». Автор – Лия Альтман (1946) -
Гобелен «Аэропорт». Автор – Лия Альтман (1946) -
Гобелен «Утреннее солнце». Автор – Илма Аустриня (1940) -
Гобелен «Серебро моря». Автор – Илма Аустриня (1940) -
Гобелен «Тишина. Покой. Равновесие». Автор – Марта Базак (1953) -
Гобелен «Русское поле». Автор – Анатолий Рубцов (1947) -
Гобелен «Молодежный фестиваль». Автор – Георгс Барканс (1925 – 2010) -
Гобелен «Баскетболисты». Автор – Алина-Аудроне Бределите-Каваляускене (1942) -
«Шпули (Веретена)». Автор - Броне Валантинайте-Йокубонене (1926) -
Гобелен «Северянка». Автор - Леа Вальтер-Берггрен (1926-2013) -
29. Гобелен «Рабочее утро». Автор – Тамара Васкова (1926-2013) -
Гобелен «Старт». Автор – Тамара Васкова (1926-2013) -
Гобелен «Солнце». Автор – Зинаида Вогелене (1941) -
36. Гобелен «Земля цветет». Автор - Автор – Зинаида Вогелене (1941)
Период и место создания
Начало ХХ века. Азербайджан
Материал, техника
шерсть, Красители смешанные; ткачество шпалерное ручное
Размер
400х200 см
Поступление
Приобретен у А.А. Ганцгорн в 1988 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-247, КП-4088
Описание
Ковер получил наименование по названию азербайджанского села Пиребедиль, где выделывались ковры с подобной композицией.
Период и место создания
XVII в. Северная Франция (?), Фландрия (?), мануфактура Ауденарде
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное, плотность — 10 нитей на 1 см
Размер
309 × 438 см
Поступление
Приобретено в 2010
Инвентарный номер, номер КП
ТК-896, КП-17911
Описание
Шпалера «Пейзаж с птицами и животными» могла быть создана в Ауденарде — самом известном фламандском центре шпалерного производства в период его расцвета, в XVII веке. Об этом свидетельствует характерный сине-зеленый колорит, сложная композиция и технологические особенности произведения (способ переплетения и тонкость нитей).
Центральную часть первого плана шпалеры занимает достаточно обобщенный пейзаж — крупные величественные деревья. Средний план заполнен пышной зеленью деревьев, травами, цветами, животными и птицами. В глубине среди деревьев виднеется средневековый замок. Мельница на ручье, цапли, вспугнутая собаками лань, летящие и сидящие на ветках птицы вносят в пейзаж оживление. Оформляет композицию скромная светлая кайма из тюльпанов, нарциссов, пионов, что было очень характерно для шпалерных мануфактур в Ауденарде.
Классическая западноевропейская шпалера — это односторонний безворсовый ковер с сюжетным или орнаментальным изображением. В Западную Европу искусство шпалеры пришло с мусульманского Востока через мавританскую Испанию в XI–XII веках: крестоносцы возвращались из Святой земли с добычей, среди которой были драгоценные настенные ковры. Расцвет шпалерного ткачества в Западной Европе пришелся на Средние века, центрами шпалерного производства стали Париж, Аррас, несколько позднее — Брюссель. Шпалеры вошли в моду, ими украшали интерьеры замков, соборов, ратуш, их развешивали на трибунах во время рыцарских турниров. Впоследствии интерес к шпалерному ткачеству проявляли многие великие художники, эскизы шпалер писали Рафаэль, Рубенс, Ван Дейк.
Период и место создания
XVII в. Брюссель, шпалерная мануфактура
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное, плотность — 10 нитей на 1 см
Размер
288 × 471 см
Поступление
Приобретено в 2010
Инвентарный номер, номер КП
Тк-875, КП-17910
Описание
Шпалера «Пейзаж с руиной» представляет в собрании музея-заповедника «Царицыно» искусство художественного ткачества Западной Европы XIV–XVIII веков и по своим художественным достоинствам не имеет аналогов в российских музеях.
Сюжет шпалеры — условно решенный архитектурный пейзаж. На переднем плане — тщательно проработанные цветущие деревья с пышной кроной, на втором — фонтан, руины акведука с арочными проемами, балюстрадой, лестницей и стоящим в вазе букетом цветов. В глубине — руины средневекового замка.
Архитектурные детали удачно вписаны в композицию, они создают пространственную глубину и вносят разнообразие в сюжет шпалеры. С большим мастерством вытканы растения. Скромная кайма из пионов, тюльпанов и нарциссов не отягощает и не отвлекает внимание от пейзажа, но достойно оформляет его и делает композицию завершенной.
Сине-зеленая цветовая гамма, общая композиция и технологические особенности (техника переплетения и тонкость нитей) этой шпалеры характерны для самого известного коврового центра Брюсселя XVII века
Скрыть полный текст
Шпалера «Пейзаж с руиной» относится к жанру вердюр (фр. verdure — листва, зелень), появившемуся в Европе в XVI веке: так называли шпалеры с растительными и пейзажными мотивами. Во второй половине XVII века подобные сюжеты шпалер были особенно популярны, наряду с мифологическими, религиозными и историческими.
Шпалерами и гобеленами украшали дворцы, замки и храмы, хотя изначальное их предназначение было бытовое — утепление стен холодных дворцовых и замковых помещений. Изготовление шпалер было делом дорогим и кропотливым, поэтому приобретали их члены королевских семей, церковь и знатные феодалы. В создании шпалеры принимал участие целый коллектив: художник «маленького эскиза», художник-картоньер, мастер-ткач. В течение года один ткач мог выткать от одного до трёх погонных метров поверхности гобелена. Мастера-ткачи называли свои произведения шпалерами, заметив схожесть ткацкого станка с решеткой, обвитой цветами (одним из простейших ткацких приемов до сих пор остается перекрестное переплетение нитей).
Период и место создания
1660-е. Нидерланды, г. Брюссель (?)
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное
Размер
407 × 305 см
Поступление
Приобретено в 2011
Инвентарный номер, номер КП
Тк-893, КП-18171
Описание
Шпалера «Венера и Адонис», созданная предположительно в одном из главных европейских центров шпалерного ткачества — в Брюсселе, напоминает огромное живописное полотно на известный мифологический сюжет, изложенный в поэме «Метаморфозы» древнеримского поэта Овидия. Богиня любви Венера, питая нежные чувства к юному охотнику Адонису, убеждала его позабыть охоту и остаться с ней. Но он ускользал, смеясь, чтобы вместе с другими охотниками предаться любимому занятию. Вскоре Адонис погиб на охоте, растерзанный вепрем. Венера обратилась к Юпитеру с просьбой возвратить возлюбленного из царства мертвых. Юпитер и Плутон решили, что юноша будет проводить на земле половину года, появляясь ранней весной, — в это время будут расцветать цветы и петь птицы.
На шпалере Адонис изображен в момент охватившего его сомнения: остаться ему с Венерой или умчаться на охоту. Амур тянет к себе охотничий рог, и Адонис готов уже разжать руку, держащую его. Пышная растительность, витые колонны, переплетенные цветочными гирляндами, напоминают о будущей судьбе Адониса (слезы оплакивавшей его Венеры превращались в анемоны, а капли крови Адониса — в красные розы).
В Испании в собрании замка Алькасар в Севилье хранится точная аналогия шпалеры «Венера и Адонис» из собрания музея-заповедника «Царицыно».
Период и место создания
1682. Бельгия, Брюссель
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное ,плотность 6–7 нитей на 1 см основы
Размер
4182 х 282 см
Экспонирование
Шпалеры для дворца. Декоративно-прикладное искусство XVII–XIX веков в коллекции ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
На нижнем крае в левом углу выткана марка Брюсселя: ВВ; в правом углу марка мастера: H. Reydams.
Поступление
Приобретена у частного лица в 2014
Инвентарный номер, номер КП
ТК-914, КП-18521
Описание
Сюжет этой шпалеры отсылает нас к античной мифологии. Справа в красном одеянии восседает на облаке богиня Гера (у римлян — Юнона), супруга верховного бога Зевса (Юпитера), покровительница семей и браков, помощница в родах. Рядом с ней — павлин, священная птица этой богини. Гера грозит женщине с младенцем на руках — возможно, это царица Алкмена, согласно мифу, возлюбленная Зевса, родившая от него сына, героя Геракла.
Шпалера выткана в лучших классических традициях брюссельских мастерских, сложившихся к концу XVII века. На шпалере указано место ее изготовления и имя мастера-ткача, что, безусловно, повышает культурно-художественную и музейную ценность этого произведения.
Западноевропейское изобразительное и прикладное искусство XVI–XVII веков, в том числе и шпалерное ткачество, охотно обращалось к сюжетам мифов Древней Греции и Древнего Рима. Авторы картонов для шпалер и гобеленов основывались, как и в данном случае, на мифах, изложенных в поэме древнеримского поэта Овидия «Метаморфозы».
Сюжет шпалер на мифологические темы разворачивался, как правило, на фоне пышной зелени и пейзажей с далеким горизонтом или романтическими замками. Обрамляли композицию бордюры, богато декорированные изображениями цветов и фруктов. Например, на представленной шпалере пейзаж заключен в пышный бордюр из гирлянд разнообразных плодов и цветов, с рогами изобилия в нижних углах.
Период и место создания
Конец XVII — начало XVIII века. Франция или Фландрия (?)
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное ручное в технике готлис. Плотность 7–9 нитей на 1 см основы.
Размер
302 х 197 см
Экспонирование
Шпалеры для дворца. Декоративно-прикладное искусство XVII–XIX веков в коллекции ГМЗ «Царицыно»
Поступление
Приобретена у частного лица в 208
Инвентарный номер, номер КП
ТК-866, КП-17578
Описание
Шпалера «Артемида и Актеон» представляет в собрании музея-заповедника «Царицыно» искусство ткачества Западной Европы конца XVII – начала XVIII века.
Изображение на шпалере создано по мотивам античной мифологии. Слева в синей тунике с колчаном за плечами представлена богиня охоты девственница Артемида. У ее ног лежит лук. Справа от нее – фигура в красном плаще, с лавровым венком на голове, на земле за ним лежит лира. Судя по этим атрибутам, это брат-близнец Артемиды – бог Аполлон, покровитель искусств.
Рядом с ними на берегу ручья – пронзенный стрелой олень. Возможно, это изображение охотника Актеона, которого Артемида, согласно мифу, превратила в оленя в наказание за то, что он видел ее обнаженной.
На дальнем плане, на другом берегу на высветленном фоне виден горный ландшафт и сооружение, похожее на древний храм или дворец.
Обрамляет шпалеру широкий бордюр с гирляндой из крупных цветов и листьев.
Период и место создания
Около 1700. Фландрия, Ауденарде (?)
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное в технике «басслис», плотность 5–6 нитей на 1 см основы
Размер
295 х 475 см
Экспонирование
Шпалеры для дворца. Декоративно-прикладное искусство XVII–XIX веков в коллекции ГМЗ «Царицыно»
Поступление
Приобретена у частного лица в 2008
Инвентарный номер, номер КП
ТК-863, КП-17574
Описание
Шпалера «Нимфы в парке» относится к жанру вердюр (от франц. verdure – листва, зелень), появившемуся в Европе в XVI веке: так называли шпалеры с растительными и пейзажными мотивами. Во второй половине XVII века изображения зарослей, крупнолистых растений и замков вдали нередко оживлялись фрагментами архитектуры и фигурами библейских или исторических героев, а также персонажей античной мифологии. При этом одежда древних героев, а также аксессуары, их окружавшие, были весьма условными и часто соответствовали скорее моде XVI–XVIII веков, чем подлинным античным изображениям.
Основа композиции шпалеры «Нимфы в парке» – пейзаж с уходящей вдаль аллеей из повторяющихся барочных арок с фонтанами, создающей ощущение перспективы и глубины. Оформление аллеи характерно для садового искусства конца XVII – начала XVIII веков: это газонный партер и деревья в кадках, подстриженные в форме геометрических фигур. Правую часть полотна занимает бассейн с фонтаном в виде вазона. На дальнем плане слева также изображен бассейн с фонтанами, его парапет украшают деревья в кадках.
На переднем плане на аллее – группа из шести нимф в стилизованных согласно представлениям XVII века античных одеждах, их головы украшают венки, в руках – корзины цветов. Позы нимф (положение рук, ног, повороты голов) и складки одежд создают ощущение движения, танца.Шпалера выдержана в зеленых и светло-коричневых тонах, обрамлена нешироким бордюром из крупных цветов, листьев, фруктов и вазонов. При создании шпалеры использовались тонкие шелковые и шерстяные нити большого цветового диапазона, что позволило создавать светотеневые эффекты.
Период и место создания
Конец XVII — начало XVIII века. Нидерланды, г. Брюссель (?), мануфактура Ауденарде (?)
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное в технике «басслис», плотность 5–6 нитей на 1 см основы
Размер
309 х 438 см
Экспонирование
Шпалеры для дворца. Декоративно-прикладное искусство XVII–XIX веков в коллекции ГМЗ «Царицыно»
Поступление
Приобретена у частного лица в 208
Инвентарный номер, номер КП
ТК-864, КП-17575
Описание
Шпалера-вердюра представляет собой образец искусства знаменитых центров ткачества в Брюсселе и Ауденарде в конце XVII–XVIII веков. Жанр вердюр (от фр. verdure — листва, зелень) появился в Европе в XVI веке: так называли шпалеры с растительными и пейзажными мотивами. Во второй половине XVII века изображения зарослей, крупнолистых растений и замков вдали нередко оживлялись фигурками животных и птиц (попугаев, цапель, удодов).
На шпалере изображен лесной пейзаж с мощными раскидистыми деревьями и руслом реки с порогами и небольшими водопадами. На переднем плане — растения с крупными листьями, куст чертополоха и обломанный ствол дерева с сидящим на нем попугаем. Слева — фонтан с цветком в вазоне. У подножия фонтана — извивающаяся змея и убегающая от нее собака. На фоне крон деревьев — летящий удод.
На высветленном дальнем плане, создающем ощущение перспективы, угадываются холмы и контуры построек, словно подернутые дымкой.
Шпалера выполнена в сине-зеленых тонах (характерных для продукции мастерских Ауденарде) и обрамлена широким бордюром — изящной цветочной гирляндой с завитками стилизованных акантовых листьев, корзин и вазонов с фруктами.
Нидерланды, наряду с Францией, уже в XIV веке стали центром изготовления шпалер, которые высоко ценились на протяжении нескольких веков. Шпалеры преподносили в качестве дипломатических даров, они входили в приданое знатных невест. В XV–XVI веках искусство шпалеры было более распространено, чем живопись. Короли, аристократы, крупные деятели Церкви коллекционировали шпалеры и гобелены, ставшие своеобразным мерилом их богатства. Нередко эти коллекции не могли поместиться на стенах дворцов или храмов, и тогда шпалеры развешивали в несколько рядов, одна над другой, но чаще хранили свернутыми в рулоны в специальных помещениях. Целый штат сторожей и штопальщиков следил за сохранностью шпалер.
Мода на украшение помещений шпалерами сохранялась вплоть до второй половины XIX века, когда развитие машинного производства, а также изменения моды и вкусов заказчиков постепенно привели к сокращению, а затем и прекращению шпалерного производства, однако попытки возрождения искусства шпалер предпринимаются вплоть до нашего времени.
Период и место создания
1730–1735. Брюссель, Брабант, мастерская Жана Батиста Вермийона
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное в технике готлис, плотность — 8 нитей на 1 см
Размер
350 × 400 см
Клейма и надписи
Вытканная марка «ВВ» (Брюссель, Брабант) и «I.B.Y.» (Ж.Б. Вермийон)
Поступление
дар Департамента культуры Правительства Москвы в 2009
Инвентарный номер, номер КП
ТК-869, КП-17700
Описание
Шпалера «Умножение хлебов» входит в серию «Жизнь Христа» (1730–1735), состоящую из четырех фламандских шпалер, созданных в знаменитой брюссельской мастерской Жана Батиста Вермийона по проектам фламандских художников Максимилиана де Хаза и Ореля-Огюстена Коппенса. В 2009 году шпалеры были приобретены Правительством Москвы и подарены музею-заповеднику «Царицыно».
Сюжет представленной шпалеры был очень популярен в XVIII веке: это рассказ из Евангелия от Иоанна о том, как Христос накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек. Евангелие гласит: «Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему: здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества? Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел. И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели. Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (глава 6: 5–13).
Шпалера «Умножение хлебов» близка монументально-декоративной живописи фламандского барокко XVII века. Динамичная многофигурная композиция мастерски исполнена на огромном полотне. Вся шпалера — это аллегория духовного прозрения человека. Выразительные позы и жесты персонажей, динамичные складки одежды, яркий колорит создают эмоциональный настрой всего произведения.
Широкий бордюр, которым декорирован гобелен, имитирует золоченую раму.
Период и место создания
1775–1789. Российская империя, Санкт-Петербург, Петербургская шпалерная мануфактура
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной, золотая и серебряная нити; ткачество шпалерное ручное, плотность — 8–9 нитей на 1 см основы
Размер
180×242 см
Экспонирование
Искусство шпалеры: две славные эпохи
Поступление
Приобретена у частного владельца в 2011
Инвентарный номер, номер КП
Тк–892, Д-1735, КП-18170/1–2
Описание
Шпалера представляет собой вольную копию с живописного полотна Ф. Снейдерса, находящегося в коллекции Государственного Эрмитажа. Произведена на Петербургской шпалерной мануфактуре (1717–1856) — первом в России заведении по производству шпалер для дворцовых интерьеров, основанном Петром I в Екатерингофе. Это произведение русского шпалерного искусства представляет несомненную историко-культурную и художественную ценность.
Пропорции шпалеры «Повар у стола с дичью» по сравнению с картиной Ф. Снейдерса изменены: снизу и сверху она заужена при помощи бордюра, нашитого в виде легкой золотой рамы; в то же время сильно увеличена ее ширина.
В 1716 году Петр I пригласил из Франции мастеров Королевской гобеленовой мануфактуры, которые должны были и ткать шпалеры, и обучать российских ткачей. Все материалы для шпалер вначале ввозились из-за границы; подписи на изделиях ставили только мастера-иностранцы.
В 1730 году мануфактура переехала из Екатерингофа в Петербург, на 1-ю Береговую улицу, которая впоследствии стала называться Шпалерной. С 1770 года на мануфактуре работали только русские мастера.
Среди изделий Петербургской шпалерной мануфактуры — портреты Петра I, императрицы Екатерины II, членов царского семейства; неоднократно выпускались также копии картин из эрмитажной коллекции. Во второй половине XVIII века продукция Петербургской мануфактуры по качеству уже не уступала произведениям европейских мануфактур.
Шпалера, или гобелен, — это, по определению Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон [рисунок] более или менее известного художника». Ткач создает одновременно и изображение, и саму ткань. Такая техника трудоемка, один мастер может выполнить в год около 1–1,5 м² (в зависимости от плотности), поэтому до наших дней шпалера ручной работы остается дорогостоящим произведением.
Период и место создания
1940–1 950-е гг., СССР, РСФСР, Дагестанская АССР
Материал, техника
шерсть, красители смешанные; ткачество ворсовое
Размер
174х123 см
Поступление
Передан из РОСИЗО в 1996 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-837, КП-14366
Период и место создания
1940–1950-е гг., СССР, РСФСР, Дагестанская АССР
Материал, техника
шерсть, хлопок, красители смешанные; ткачество ворсовое
Размер
420х212см
Поступление
Приобретен у А.А. Кораблевой в 1989 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-345, КП-6728
Описание
Ковер получил название по наименованию населенного пункта — крепости Гасан-кала, где изготавливали ковры с подобной композицией орнамента.
Период и место создания
1950-е гг., СССР, Туркменская ССР
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое ручное
Размер
213х142 см
Поступление
Передан из РОСИЗО в 1996 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-844, КП-14373
Описание
Традиционный постилочный ковер — халы, с многорядной каймой и центральным полем, украшенным орнаментом гушлы-гель (теке-гель), характерным для текинцев, одного из наиболее могущественных туркменских племен.
Период и место создания
1960 —1970-е гг., СССР, Киргизская ССР
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое ручное
Поступление
Передан из Дирекции выставок Союза художников СССР в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-371, КП-8947
Описание
Джумбай Уметов — киргизский советский художник, основоположник киргизского профессионального декоративно-прикладного искусства. Работал преимущественно в технике ала-кийиз ( художественный войлок, изготавливаемый в технике вваливания) и в технике чий (тростник, декорированный шерстью). Обращался к художественным традициям киргизского народного искусства. Среди работ Джумбая Уметова наиболее известны его монументальные войлочные панно. Некоторые из них хранятся в музее «Царицыно» («Хозяин гор», 1970, «Весенняя сюита», 1978, и др.).
Кроме декоративно-прикладного искусства Дж. Уметов занимался пейзажной живописью. Обучался в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Мухиной по специальности оформление тканей. Участник многочисленных республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, народный художник Киргизской СССР, лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула Сатылганова, имеет множество других наград.
Период и место создания
1968 г., СССР, Армянская ССР, Ереван
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое
Размер
125х195см
Клейма и надписи
В правом нижнем углу подпись: худ. Маргарян Р. М. 68 г.
Поступление
Передан Дирекцией выставок Союза художников СССР в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-368, КП-8944
Описание
Ашугами у народов Закавказья называли странствующих поэтов-певцов.
Период и место создания
1969 г., СССР, Туркменская ССР, Ашхабад
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое ручное
Размер
150х107 см
Клейма и надписи
На лицевой стороне по нижнему краю надпись: В. И. ЛЕНИНИН 100 МЫЛЛЫК ЮБИЛЕЙННЕ 1969 Ж. ШАХБЕРДЫЕВА Н ЭМИР [нрзб.].
Поступление
Передан Дирекцией выставок Союза художников СССР в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-373, КП-8949
Период и место создания
1970-е, СССР, Армянская ССР
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое ручное
Размер
185х130 см
Поступление
Передан Дирекцией выставок Союза художников СССР в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-363, КП-8938
Период и место создания
1971 г., СССР, Туркменская ССР, Ашхабад
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое
Размер
185х113 см
Клейма и надписи
На кайме вверху выткано: «ХУД. БАЙРАМОВ РЕДЖЕПНАЗАР ТКАЛА МУРАДОВА МАЯ ЗАСЛ. КОВР. РЕСПУБЛИКИ Г. АШХАБАД 1971».
Поступление
Передан Дирекцией выставок Союза художников СССР в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-361, КП-8936
Описание
Ковер экспонировался в 1976 году в Москве на Всесоюзной художественной выставке «Слава труду», посвященной XXV съезду КПСс.
Период и место создания
1730–1735. Брюссель, Брабант, мастерская Жана Батиста Вермийона
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное в технике готлис, плотность — 8 нитей на 1 см
Размер
350 × 400 см
Клейма и надписи
Вытканная марка «ВВ» (Брюссель, Брабант) и «I.B.Y.» (Ж.Б. Вермийон)
Поступление
дар Департамента культуры Правительства Москвы в 2009
Инвентарный номер, номер КП
ТК-869, КП-17700
Описание
Период и место создания
1972. СССР, РСФСР, г. Ленинград.
Материал, техника
шерсть, хлопок, лен, синтетический шнур; авторское ручное ткачество
Размер
200 × 300 см
Экспонирование
Искусство Большого стиля
Клейма и надписи
В верхнем правом углу вытканная авторская марка «МБ»
Поступление
Поступило из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Тк-460, КП-10530
Описание
Гобелен «Магистральный» посвящен строительству одной из крупнейших в мире железных дорог — БАМу, Байкало-Амурской магистрали. Ее строительство продолжалось 38 лет в тяжелых климатических и геологических условиях, и в 1974 году БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, на которую приезжали молодые люди со всей страны.
Композиция и цветовое решение гобелена «Магистральный» очень лаконичны. Именно эта лаконичность передает суровую красоту природы, которую осваивал человек. Рельсы железной дороги словно стрелой пересекают плоскость, уходя в бесконечность. По сторонам от магистрали — условно обозначенные бескрайние таежные пространства: слева — зимой, справа — осенью.
Б. Г. Мигаль обладал удивительным умением «мыслить в материале», способностью придать простой теме символическое значение. «Магистральный» — не гладкий, а фактурный гобелен. Он поражает зрителя виртуозными вариациями переплетений нитей различной структуры, от грубых на первом плане до тонких на заднем, их ритмикой. Используются необычные материалы: синтетические и хлопчатобумажные шнуры, джут, расщепленные канаты.
Завораживает пространственная глубина, графическая скупость и, одновременно, изысканность цветовых оттенков гобелена — различные переходы зеленого и тонкие черно-белые тона.
Гобелен «Магистральный» награжден призом-премией III квадриеннале декоративного искусства в Эрфурте (ГДР, 1982), дипломом Академии художеств СССР (1979); экспонировался в России (Москва, 1978; Ленинград 1981 и 1988), Румынии (1980), Германии (1980, 1984), Польше (1985), Бельгии (1987).
Автор гобелена — известный мастер Борис Григорьевич Мигаль — был смелым дизайнером в области художественного ткачества. В 1970 году он окончил текстильное отделение Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, с 1990 года работал в нем доцентом кафедры художественного ткачества. С 1992 года стал членом ассоциации «Текстиль-Дизайн» (Санк-Петербург), параллельно работал в школьном отделе Государственного Русского музея. Б. Г. Мигаль постоянно участвовал в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках и симпозиумах, получал высокие награды. О его творчестве очень точно сказал известный скульптор-керамист Владимир Цивин: «Мне кажется, что лучшие работы Бориса Мигаля отличают два очень полно выраженных свойства. Первое — общая композиция произведения предельно лаконична, сдержана по цвету, часто графична. Она есть результат тщательного и беспощадного отбора, сведена к знаку, формуле, предельно абстрагирована. Второе — текстура, фактура, поверхность произведения, созданные с решительным применением синтетических материалов, разнообразного плетения, высокого и низкого рельефа, предельно тактильна, конкретна, осязательна. То есть идея абстрагирована, отстранена от факта, а ее касание с фактом жизни, ее поверхность предельно чувственна, конкретна, полна вибрации. Так гармонично и просто, почти бесхитростно, объединяются ум и чувство, логика и эмоции, внутреннее и внешнее. Но все это возможно лишь под контролем мощной личной художественной воли, которой, казалось бы, мягкий Борис был наделен в избытке».
Период и место создания
1975 г. Латвийская ССР, г. Рига, творческая мастерская автора
Материал, техника
шерсть, хлопчатобумажные нити; смешанная ручная техника
Размер
240 × 300 см
Экспонирование
Искусство Большого стиля
Клейма и надписи
С изнаночной стороны в виде тканой нашивки авторская марка «Э. Вигнере «Спектакль»»
Поступление
Поступил из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
ТК-456, КП-10526
Описание
Сюжет гобелена «Спектакль» навеян песней «Балет, балет…», написанной братом художницы, известным композитором Раймондом Паулсом.
Гобелен изображает балетную сцену из трёх фигур: двух женских и одной мужской. Кажется, что фигуры или парят над землей, или отражаются в воде; гармония цвета передает таинственность ночи, и все это воспринимается как прекрасная музыка.
Необычная композиция гобелена создана не только художественными средствами, но и с помощью различных фактур и техники «рюу» — имитации длинного коврового ворса, которая создает эффект рельефа, вносит в изображение дополнительную динамику за счет игры света и тени.
Э. В. Паулс-Вигнере — художник высокого профессионального мастерства и творческой одержимости. Она работает без эскизов и картона: как живописец-импрессионист мазками, цветными нитками передает она тончайшие настроения. Вместе со своим учителем Р. К. Хеймратом Э. В. Паулс-Вигнере стала реформатором традиционного гобелена-шпалеры: использовала сочетание различных техник и фактур и внесла в процесс создания гобеленов свое особое мировоззрение.
Произведения Эдите Вольдемаровны участвовали в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках в Германии, Венгрии, Польше, Болгарии, Чехословакии, Бельгии, Италии, Канаде, США, ФРГ, Японии, получали многочисленные награды.
Гобелен «Спектакль» выставлялся в Болгарии (1977), Латвии (Рига, 1978), на персональной выставке Э. В. Паулс-Вигнере в России (Москва, 1983), в ЧССР (1987).
Период и место создания
1975 г., СССР, Туркменская ССР, Ашхабад
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое
Размер
170х110 см
Клейма и надписи
На кайме вверху выткано: «ХУДОЖНИК Р. Н. БАЙРАМОВ».
Поступление
Передан Дирекцией выставок Союза художников СССР в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-362, КП-8937
Период и место создания
1730–1735. Брюссель, Брабант, мастерская Жана Батиста Вермийона
Материал, техника
шерсть цветная, шелк цветной; ткачество шпалерное ручное в технике готлис, плотность — 8 нитей на 1 см
Размер
350 × 400 см
Клейма и надписи
Вытканная марка «ВВ» (Брюссель, Брабант) и «I.B.Y.» (Ж.Б. Вермийон)
Поступление
дар Департамента культуры Правительства Москвы в 2009
Инвентарный номер, номер КП
ТК-869, КП-17700
Описание
Период и место создания
1975 г., СССР, Туркменская ССР, Ашхабад
Материал, техника
шерсть, красители химические; ткачество ворсовое ручное
Размер
215х160 см
Поступление
Передан из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Вучетича в 1993 г
Инвентарный номер, номер КП
Тк-685, КП-10659
Описание
Подобные ковровые композиции создавались в советское время по эскизам художников-профессионалов по заказу Министерства культуры. Их изготавливали для всесоюзных и региональных выставок, которые регулярно проводились в СССР с 1961 года. Композиция традиционна для туркменского ковра: центральное поле заполнено рядами медальонов в форме орнамента гушлы-гель (теке-гель), характерного для текинских ковров (текинцы — одно из наиболее могущественных туркменских племен). Вместо абстрактных элементов орнамента — отличительной черты народных изделий — в медальоны вписаны стилизованные фигуры спортсменов.
Период и место создания
1979 г., СССР, Туркменская ССР, Ашхабад
Материал, техника
шерсть, хлопок, красители химические; Ткачество ворсовое ручное
Размер
215х160 см
Поступление
Передан из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1993 г.
Инвентарный номер, номер КП
Тк-684, КП-10658
Описание
Цветовая гамма характерна для традиционных туркменских ковров. Композиция повторяет крестообразную композицию энси — ковровой завесы входа в юрту, использовавшейся туркменами-кочевниками. Наряду с геометрическим орнаментом автор использует в узоре ковра изображения людей и животных, что не характерно для традиционного туркменского ковроткачества.
Гыллыева Вера Гельдыевна — мастер советского декоративно-прикладного искусства, художница, прекрасно владеющая техникой акварели и живописи, заслуженный деятель искусств Туркменистана, участник многочисленных республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок, член Союза художников СССР и Международной федерации художников при ЮНЕСКО.
Период и место создания
1980. СССР, Латвийская ССР, г. Рига, творческая мастерская автора
Материал, техника
шерсть, лен; ручное ткачество, плотность — 5–6 нитей на 1 см
Размер
200 × 300 см
Клейма и надписи
Вытканная марка «ВВ» (Брюссель, Брабант) и «I.B.Y.» (Ж.Б. Вермийон)
Поступление
Поступил из Всесоюзного художественно-производственного объединения имени Е.В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
ТК -553, КП-10624
Описание
В собрании музея-заповедника «Царицыно» хранится коллекция выдающегося мастера художественного ткачества Рудольфа Карловича Хеймрата.
Творчество Хеймрата, уходящее корнями в народную культуру, — по-европейски утонченное, порою эстетское и всегда новаторское. В те годы именно в гобелене в большей степени, чем в станковой живописи, можно было экспериментировать. Традиционная тема классического искусства — обнаженная модель — в гобелене «Субботний вечер» звучит совсем по-новому. Пять обнаженных женских фигур, земных, не эфемерных, погружены в облачка банного пара. Их тела словно светятся на фоне деревянных стен бани, в оконце видна синь морозного вечера. Кажется, что гобелен наполнен светом и теплым воздухом. Тесное пространство помещения, его дощатые стены с вениками, воспринимаются как своеобразная рамка изображения.
Рудольф Карлович Хеймрат был в числе тех, кто возрождал искусство гобелена во второй половине XX века в СССР и стал основателем латышской школы художественного ткачества. Народный художник Латвийской ССР (с 1976), лауреат Государственной премии Латвийской ССР, действительный член Академии художеств СССР, член Союза художников СССР (с 1957) и Латвийской ССР, Хеймрат в 1961 году организовал текстильное отделение в Академии художеств Латвийской ССР имени Т. Залькальна и руководил им. Рудольф Карлович воспитал целую плеяду мастеров, чье творчество получило впоследствии признание. Хеймрат продвигал искусство гобелена, постоянно участвуя в отечественных и зарубежных выставках декоративного искусства, конкурсах и симпозиумах в Румынии, Югославии, Болгарии, Бельгии, Японии, США, Швеции, ФРГ, Италии, Дании, Франции, Финляндии, Канаде. Персональные выставки в Москве состоялись в 1978 и 1987 годах.
Гобелен «Субботний вечер» был награжден призом-премией III квадриеннале декоративного искусства в Эрфурте, ГДР (1982), дипломом Академии художеств СССР (1979). За создание этого произведения Рудольфа Карловича Хеймрата избрали действительным членом Академии художеств СССР. Гобелен участвовал в выставках в Венгрии (1980), Польше (Лодзь), Германии (Эрфурт, 1982), Болгарии (1985), Латвии (Рига, 1986), Бельгии (1987), России (Москва, 1981, 1987, 1991).
Период и место создания
1985 г., СССР, Азербайджанская ССР
Материал, техника
шерсть, хлопок, красители химические; ткачество ворсовое
Размер
206х131
Поступление
Приобретен в Ассортиментном кабинете Художественного фонда РФ в 1993 г
Инвентарный номер, номер КП
Тк-692, КП-10731
Описание
«Гюлабдан» переводится с азербайджанского как «кувшин для розовой воды». Гюлабдан-бута — это одна из разновидностей буты, орнаментального элемента миндалевидной формы, распространенного в декоративно-прикладном искусстве Востока, в том числе и в азербайджанских коврах.
70×214. Лен, хлопок, люрекс, ручное ткачество, печать
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1969 – выполнен совместно с мастерами КПИ МО ХФ РСФСР (по договору с МК СССР); 1969 – ВХПО им. Е. В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1971 Индонезия; 1975 Болгария.
Инв. Тк-482
232×300. Шерсть, лен, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1972 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1972 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1974 Таллин, Рига; 1976 Индия, Москва (Выставочный зал «Кузнецкий Мост, 20»).
Инв. Тк-497
360×360. Полушерсть, сизаль, акрил, металлическая нить
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1985 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1985 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1986 Москва (ЦДХ); 2009, 2010, 2015, 2016, 2018 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-413
330×300. Шерсть, хлопок, гладкое ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1985 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1985 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1985, 2008 Москва; 1985 Чехословакия; 1988 Гвинея, Конго; 2009, 2011 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-498
200×300. Шерсть, хлопок, авторское ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1990 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1992 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РОСИЗО).
ВЫСТАВКИ: 1990 Норвегия; 2001 Москва; 2009, 2010, 2011, 2017, 2018 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-344
310×130. Шерсть, лен, ручное авторское ткачество, металл
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1973 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1973 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1989 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1974 Венгрия; 1975 Канада; 1975 Прага; 1977 Болгария; 1980 Рига; 2014 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-483
270×180. Полушерсть, лен, смешанное ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1979 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1979 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1979, 1986 Москва; 1979 Ленинград; 1980 Рига; 1982 Будапешт; 1987 Вьетнам; 2010, 2011, 2015, 2018 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-414
33×79,5; 35×78; 36,5×79. Шерсть, шелк, ручное ткачество, рельефная вышивка
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1990 – выполнен в творческой мастерской; 1989 – ГМЗ «Царицыно» (приобретен по решению ЭФЗК).
Инв. Тк-734, Тк-735, Тк-736
206×223. Шерсть, лен, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1980 – выполнен авторами в творческой мастерской; 1990 – ГМЗ «Царицыно» (передан в дар авторами).
ВЫСТАВКИ: 1980 – Москва (Всесоюзная художественная выставка к 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина); 2009–2013, 2014–2018 – Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-741
345×385. Шерсть, лен, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1987 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1987– ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1987 Бельгия; 1987, 1988 Москва; 2009, 2010, 2015, 2018 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-452
244×230. Шерсть, лен, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1971 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1971 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1971 Москва; 1976 Канада; 1979 США; 2014 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-419
227×218. Шерсть, лен, джут, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1975 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1975 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1977 Болгария; 1978 Вильнюс; 1984, 1986 Москва; 1987 Индия; 2009–2010, 2015–2016, 2018 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-420
240×168. Шерсть, лен, ручное закладное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1987 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1987 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1989 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1988 Москва.
Инв. Тк-454
360×395. Шерсть, лен, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1978 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1978 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1991 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1978 Москва.
Инв. Тк-455
210×210. Лен, джут, металл, ручное ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1969 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1969 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1986 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1970 Вильнюс; 1971 США; 1973 Москва; 1976 Индия; 1977 Париж; 1978 Мозамбик; 1981 Болгария; 1988 Конго, Гвинея; 2009 Москва (ГМЗ «Царицыно»).
Инв. Тк-518
200×200. Шерсть, джут, лен, ручное авторское ткачество
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: 1970 – выполнен в творческой мастерской (по договору с МК СССР); 1970 – ВХПО им. Е.В. Вучетича (передан МК СССР во временное пользование); 1986 – ГМДПИ (распределен МК СССР); 1993 – ГМЗ «Царицыно» (передан РХПК им. Е.В. Вучетича).
ВЫСТАВКИ: 1971 Москва; 1971 США; 1974 Венгрия; 1976 Индия; 1977 Болгария; 1981 Испания.
Инв. Тк-213