Скульптура
-
Музыкант. Вторая половина XVIII века. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура. -
Дама и кавалер. Автор модели — Питер Рейнике (Reiniche, Peter, 1711–1768). -
Великая княгиня Мария Федоровна. Бюст. Автор модели — Буазо Симон-Луи (1743–1809) -
Брошь-камея. Автор модели — Резчик — великая княгиня Мария Федоровна (1759–1828) -
Екатерина II. Бюст. Автор модели — По модели (1793) Жака-Доминика Рашетта (Якова Ивановича Рашета, 1744–1809), исполненной по оригиналу (мрамор, 1783) Федота Ивановича Шубина (1740–1805) -
Скульптура «Белорусская Советская Социалистическая Республика». Автор модели — Погорелов Василий Михайлович (1895–1980) -
Скульптура «Закавказская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Автор модели — Погорелов Василий Михайлович (1895–1980) -
Скульптура «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Автор модели — Погорелов Василий Михайлович (1895–1980) -
Скульптура «Украинская Советская Социалистическая Республика». Автор модели — Погорелов Василий Михайлович (1895–1980) -
Ягненок. Автор модели — Сотников Алексей Георгиевич (1904–1989) -
Скульптура декоративная «Зебра». Автор модели — Ефимов Иван Семёнович (1878–1969) -
Скульптура «Ворон и снегирь» («Зима»). Автор модели — Кожин Павел Михайлович (1904–1957) -
Двухчастное панно «Лесной заповедник». Автор модели — Горлов Дмитрий Владимирович (1899–1988) -
Декоративная композиция «Пастух». Автор модели — Чакмакчан Арто (Арутюн) Суренович (род. 1933) -
Голова девушки. Автор модели — Полынская Нина Павловна (1914–1989) -
Скульптурная композиция «Дон-Кихот». Автор модели — Гуревич Елена Михайловна (1906–1991) -
Скульптурная группа «Было утро, гнали стадо». Автор модели — Полынская Нина Павловна (1914–1989) -
Скульптурная композиция «Ангел прилетел». Автор модели — Асерьянц Светлана Ильинична (род. 1928) -
Скульптура «Анна Ахматова». Автор модели — Малолетков Валерий Александрович (род. 1945) -
Скульптура «Марина Цветаева». Автор модели — Малолетков Валерий Александрович (род. 1945) -
Декоративная композиция «Диалоги». Автор модели — Цивин Владимир Александрович (род. 1949) -
Декоративная композиция «Реставрация». Автор модели — Задорин Александр Евгеньевич (1941–2006) -
Подсвечник «Верблюд». Автор модели — Горлов Дмитрий Владимирович (1899–1988) -
Голова мыслителя. Автор модели — Савельева Любовь Ивановна (род. 1940) -
Декоративная скульптура «Белая сова». Автор модели — Белашов Александр Михайлович (1933–2011)
Период и место создания
Вторая половина XVIII века. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
В — 15,0 см; основание — 5,1×4,3 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в салоне № 2 г. Москвы в 1993
Инвентарный номер
Ф-1675
Номер КП
КП-12342
Период и место создания
Третья четверть XVIII века. Германия, Мейсенская фарфоровая мануфактура
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная, золочение
Размер
В — 14,5 см; основание — 8,4×7,2 см
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Переданао из ГЭК МК РФ в 2002 г
Инвентарный номер
Ф-2496
Номер КП
КП-16003
Период и место создания
1782. Франция, Париж
Материал, техника
терракота, мрамор; лепка, формовка, обжиг
Размер
56×33×21 см
Экспонирование
Великая Екатерина и её время
Поступление
Приобретена у А. Л. Расторгуева в 2009 г.
Инвентарный номер
Кф-3961
Номер КП
КП-17707
Описание
Скульптурный портрет великой княгини Марии Федоровны (1759–1828), урожденной принцессы Вюртембергской, второй жены будущего императора Павла I, выполнен в Париже в 1782 году. Этот портрет — первоначальная модель (боцетто), с которой позже был выполнен бюст великой княгини из фарфора. Время и место создания подтверждено стилистическими и технико-технологическими исследованиями бюста, проведенными экспертами Государственного научно-исследовательского института реставрации, об этом свидетельствует также некоторая эскизность работы и следы формовки с последующей лепкой и проработкой деталей.
Мария Федоровна изображена в декольтированном платье с бантом и со звездой ордена Святой великомученицы Екатерины (этим орденом награждались великие княгини). Волосы уложены в сложную высокую прическу, украшенную розами и перьями. Императрица Екатерина II так описывала свою невестку: «Она именно такая, какую можно было желать. […] Кротость, доброта сердца и искренность выражаются у нея на лице» (цит. по: Шильдер Н. К. Император Павел I. М., 1997. с. 108–109).
Известно, что в 1781–1782 годах великий князь Павел Петрович и великая княгиня Мария Федоровна под именами графа и графини Северных путешествовали по Европе. В европейских странах их принимали «с высочайшим почетом, как прямых наследников русского императорского трона. В их честь устраивали специальные приемы, балы, военные маневры, строили триумфальные декорации […]. Они встречались с выдающимися политическими деятелями, учеными, художниками. […] Будущий император Павел I восхищал собеседников своими знаниями во многих областях, затрагиваемых в беседах, и любезностью в общении» (Яхонт О. В. О неизвестном портрете графини Северной. Цит. по http://art-con.ru/node/5314).
В Париже, где Мария Федоровна и Павел Петрович провели целый месяц, Людовик XVI и Мария-Антуанетта преподнесли им в подарок туалетный прибор, скульптурные портреты и другие произведения из фарфора и бисквита, выполненные на Севрской фарфоровой мануфактуре по моделям скульптора С.-Л. Буазо, который с 1773 по 1780 год возглавлял скульптурную мастерскую и исполнял заказы королевского двора.
Период и место создания
1789. Россия
Материал, техника
молочное, стекло сердоликовое, золото; резьба, шлифовка, полировка
Размер
65 × 48 мм; общий вес — 63,05 г
Экспонирование
Великая Екатерина и её время
Клейма и надписи
На срезе изображения подпись: Maria F. 21 apr. 1789
Поступление
Приобретено у ООО «Аукционный дом „Гелос“» в 2007
Инвентарный номер
МТ-2681 ЗВ-1
Номер КП
КП-17038
Описание
Брошь-камея овальной формы, с профильным портретом Екатерины II, в золотой гладкой оправе, с застежкой в виде булавки с шарнирным соединением и фиксирующим замком.
Камея с погрудным портретом императрицы Екатерины II в профиль представляет особую ценность. Она была создана, предположительно, к 60-летию Екатерины II ее невесткой — великой княгиней Марией Федоровной, второй женой великого князя Павла Петровича (с 1796 года — императора Павла I). Екатерина II изображена в образе древнеримской богини мудрости Минервы: так ее представляли в XVIII веке на многочисленных живописных полотнах, скульптурах и медалях. Обычно на таких портретах шлем богини был увенчан плюмажем, изображение сфинкса, как на этой камее, встречается реже. Тонкая золотая оправа, превращающая камею в брошь, вероятно, сделана владельцами значительно позже.
О собственноручной работе великой княгини Марии Федоровны свидетельствует подпись, которой она помечала свои работы: Maria F. 21 apr. 1789. Великая княгиня обладала разнообразными художественными талантами: рисовала, гравировала, занималась резьбой по камню и стеклу, увлекалась токарным искусством. Ее работы из слоновой кости и янтаря, камеи, вышивки хранятся в коллекциях многих музеев мира, Мария Федоровна была избрана почетным членом Берлинской академии искусств.
Эту камею отличает тонкая проработка деталей и мастерская завершенность рельефа. Известны и другие камеи работы великой княгини Марии Федоровны на двухцветном стекле: с изображением Александра I, Павла I, Екатерины II из собрания Государственного Эрмитажа.
Период и место создания
Начало XX века. Россия, Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод
Материал, техника
бисквит; формовка, лепка
Размер
43 × 20 см
Клейма и надписи
На оборотной стороне скульптуры процарапана марка Севрской фарфоровой мануфактуры: «LL» (в зеркальном отражении), в центре — «F». Обозначение соответствует 1758 году. Подлинность марки опровергается экспертами (см. описание).
Поступление
Приобретено у А. Н. Каменского в 2006
Инвентарный номер, номер КП
Инвентарный номер
Ф-4472
Номер КП
КП 17156
Описание
Скульптурный портрет Екатерины II был создан скульптором Жаком Домеником Рашеттом в 1793 году по мраморному оригиналу 1783 года скульптора Федота Ивановича Шубина. Скульптура неоднократно повторялась на Императорском фарфоровом заводе, повторения различались размером и формой основания. Бюст из собрания музея «Царицыно» — повторение этой модели, исполненное в начале XX века.
Екатерина II изображена почти фронтально, с легкой полуулыбкой. Волосы завиты локонами и уложены в высокую пышную прическу. Величественность образа императрицы подчеркивают лавровый венок на голове и античная туника с округлым вырезом и мягкими складками на груди. Через правое плечо перекинута орденская лента, на левом обозначен мех мантии, говорящей о царском достоинстве изображенной. Бюст крепится треугольным упором к цилиндрическому основанию, уподобленному колонне, декорированной по каннелюрам лепными вьющимися побегами с мелкими цветами и листьями.
Подлинность марки Севрской фарфоровой мануфактуры опровергается экспертами: оригинал этого портрета был создан позже, в 1783 году, к тому же марки Севрской мануфактуры ставились только на предметы, выполненные по собственным моделям. По мнению эксперта Т. Д. Карякиной, во время Октябрьской революции 1917 года бюст, созданный в начале XX века, был, вероятно, вывезен из России в Европу и промаркирован. Однако, как пишет эксперт, «этим ни в коей мере не умаляются очень высокие художественные достоинства рассматриваемого скульптурного портрета» (Карякина Т. Д., Экспертное заключение. Скульптурный портрет /бюст/ Екатерины II. 2006)
Период и место создания
Середина 1920-х годов, СССР
Материал, техника
терракота; ангоб
Размер
В — 31 см
Поступление
Приобретена у О. В. Погореловой в 1989 г.
Инвентарный номер
Кф-812
Номер КП
КП 6806/2
Период и место создания
Середина 1920-х годов, СССР
Материал, техника
терракота; ангоб
Размер
В – 25 см; 8,1х7,7 см
Клейма и надписи
На основании подпись автора: В. Погорелов
Поступление
Приобретена у О. В. Погореловой в 1989 г.
Инвентарный номер
Кф-813
Номер КП
КП-6806/3
Период и место создания
Середина 1920-х годов, СССР
Материал, техника
терракота; ангоб
Размер
В — 31,5 см; Д — 8,3 см
Клейма и надписи
На основании подпись автора: В. Погорелов
Инвентарный номер
Кф-814
Номер КП
КП-6806/4
Период и место создания
Середина 1920-х годов, СССР
Материал, техника
терракота; ангоб
Размер
В – 31 см; Д – 7,9 см
Клейма и надписи
На основании подпись автора: В. Погорелов
Поступление
Приобретена у О. В. Погореловой в 1989 г.
Инвентарный номер
Кф-811
Номер КП
КП-6806/1
Период и место создания
1937. СССР, РСФСР, Московская обл., г. Ликино-Дулево; Дулевский фарфоровый завод им. газеты «Правда»
Материал, техника
фарфор; роспись надглазурная
Размер
37,0×47,3×19,7 см
Поступление
Приобретена через Московскую закупочную комиссию у А. А. Сотникова в 1989 г.
Инвентарный номер
Ф-1178
Номер КП
КП-6785
Описание
«Ягненок» — одна из самых известных и трогательных работ скульптора Алексея Георгиевича Сотникова, за которую на Международной выставке в Париже в 1937 году художник получил «Гран-при». Исследователь его творчества К. А. Макаров так писал об этой скульптуре: «Ягненок Сотникова — кроткое и робкое существо, еще не ставшее прочно на ноги, с мягкими ушами и шелковистой, начинающей кудрявиться шерсткой».
А. Г. Сотников родился на Кубани, в казацкой станице Михайловская. В 1931 году закончил Вхутеин (Высший художественно-технический институт), его преподавателями были В. Е. Татлин, П. В. Кузнецов, Л. А. Бруни, Д. П. Штеренберг, О. Т. Павленко. В 1934 году Алексея Сотникова пригласили работать на Дулевский фарфоровый завод.
Впечатления детства, размеренная жизнь в родной станице в окружении природы нашли отражение в творчестве художника. Одним из главных направлений его творчества стала анималистика. Многим знакомы его скульптуры «Материнство», «Лебедь», «Дед Мазай и зайцы», «Гадкий утенок», «Выстрел», «Семья». Скульптура «Сокол» на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году получила «Гран-при», её графическое изображение с 1964 года стало маркой Дулевского фарфорового завода.
Сотников создал много работ на военную тему, посвященные жизни казаков, наиболее известные среди них: «Горнист», «Разведчики», «Танкист», «Помощь раненому автоматчику», «Казачок», «Казак с балалайкой».
Разрабатывал он также посудные формы, самое раннее его произведение — набор «Первая детская посуда» (1930), состоящий из десяти поильников, помещенных в плетеную из лозы корзину. Два таких поильника находятся в собрании музея-заповедника «Царицыно». В фонде музея хранятся также созданные им чайные сервизы «Кубанский» и «Скифский».
Период и место создания
1950. СССР, РСФСР, Москва
Материал, техника
керамика; глазури, восстановительный обжиг
Размер
21×10×20 см
Описание
Уменьшенная копия работы И. С. Ефимова, выполненной из фаянса в 1927 году на Конаковском фаянсовом заводе и хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. В отличие от оригинала, который воспроизводит естественный окрас зебры, эта скульптура покрыта синей люстровой глазурью с металлическим отблеском и радужными переливами.
И. С. Ефимов (1878–1959) — русский и советский художник-анималист, график, живописец, театральный деятель. В наибольшей степени его талант проявился в области анималистической скульптуры.
Художественное образование начал в 1898 году в московской художественной студии Е. Н. Званцевой под руководством В. А. Серова, затем обучался на скульптурном отделении в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, совершенствовал свое мастерство за границей.
Ефимов обладал глубоко индивидуальным видением и манерой воплощения образов, особым чувством материала. Он создавал монументально-декоративные и садово-парковые скульптуры из дерева, кованой меди, фаянса, майолики и других материалов, иллюстрировал множество книг для детей и взрослых, занимался преподавательской деятельностью.
И. С. Ефимов внес большой вклад в развитие детского театра. Вместе с женой Н. Я. Симонович-Ефимовой (двоюродной сестрой В. А. Серова) организовал первый советский театр тростевых кукол, а также создавал силуэтные изображения для теневого театра. Активно участвовал в создании Детского музыкального театра Натальи Сац.
Для Конаковского фаянсового завода И. С. Ефимов выполнил большое количество скульптур из фаянса и майолики. В начале 1930-х годов вместе с И. Г. Фрих-Харом, В. А. Фаворским, С. Д. Лебедевой и М. П. Холодной он основал при заводе художественную лабораторию.
Поступление
Передана из Союза художников СССР в 1991
Инвентарный номер
Кф-2018
Номер КП
КП-8733
Период и место создания
1955. СССР, РСФСР, Московская область, поселок Гжель, Гжельский экспериментальный керамический завод Московского отделения Союза художников РСФСР.
Размер
44х17х19 см
Экспонирование
Выставка «Заповедник. Анималистика из фондов ГМЗ “Царицыно”», Хлебный дом
Поступление
Приобретена у частного владельца в 1988 г.
Инвентарный номер
Кф–242
Номер КП
КП 4060
Период и место создания
1957 г., СССР, РСФСР, Москва
Материал, техника
терракота; лепка, обжиг, роспись
Размер
70х120см; 70х120 см
Экспонирование
Выставка «Заповедник. Анималистика ГМЗ “Царицыно”»
Поступление
Приобретено у частного лица в 1985 г.
Инвентарный номер
Кф–248/1–2
Номер КП
КП–2121/1–2
Период и место создания
1964. СССР, Армянская ССР, г. Ереван
Материал, техника
шамот, металл; лепка, обжиг
Размер
В-64 см
Экспонирование
Выставка «Заповедник. Анималистика из фондов ГМЗ „Царицыно“», Хлебный дом
Поступление
Передана из Выставочного объединения «Центральный дом художника» в 1999 г.
Инвентарный номер
Кф–2098
Номер КП
КП 15152
Период и место создания
1960–1970-е. СССР, РСФСР, Гжельский экспериментальный керамический завод МОСХ РСФСР
Материал, техника
глина белая, эмаль цветная; лепка, полива
Размер
143×50×25 см
Поступление
Передана из Творческого объединения художников «Владыкино» в 2004 г.
Инвентарный номер
Кф-2862
Номер КП
КП-16187
Описание
Керамическая скульптура «Голова девушки» входит в серию скульптур, выполненную Ниной Полынской в 1960–1970-е годы. По тематике и стилистике исполнения эта серия близка циклу работ Михаила Врубеля, созданному им в конце 1890-х годов в Абрамцевской мастерской по мотивам оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Сказочный головной убор девушки украшен разноцветными эмалями. Эффект таинственного мерцания создают кусочки цветной смальты — синей, бирюзовой, тёмно-зелёной, чёрной, красной, вставленные в сырую керамическую массу, во время обжига расплавившиеся и превратившиеся в яркие мерцающие цветовые потёки и пятна.
Нина Павловна Полынская (1914–1989) окончила Московский институт прикладного и декоративного искусства, работала на Дмитровском, Дулёвском, Рижском фарфоровых заводах, где разрабатывала модели для декоративной скульптуры малых форм. Крупные скульптуры из керамики она создавала на базе Гжельского экспериментального керамического завода и Скульптурно-творческих мастерских МОСХ СССР «Владыкино». Полынская использовала различные материалы — фарфор, керамику, дерево; в её произведениях можно обнаружить влияние мейсенской фарфоровой пластики, искусства итальянского Возрождения, русской керамики эпохи модерна. Работы из терракоты и майолики Нины Полынской в конце XX — начале XXI века стали художественной редкостью.
Период и место создания
1967, СССР, РСФСР, Калининская обл., Конаковский фаянсовый завод имени М. И. Калинина.
Материал, техника
фаянс; роспись надглазурная
Размер
45х39х36 см
Поступление
Передана из РОСИЗО в 1996 г.
Инвентарный номер
Кф-2502
Номер КП
КП 14266
Период и место создания
1970. СССР, РСФСР, Московская область, поселок Владыкино, Скульптурно-творческие мастерские Московского отделения Союза художников СССР
Материал, техника
глина; лепка, роспись надглазурная, обжиг
Размер
18,5х25,5х8 см
Экспонирование
Выставка «Заповедник. Анималистика из фондов ГМЗ „Царицыно“», Хлебный дом
Поступление
Приобретена у частного лица в 1989 г.
Инвентарный номер
Кф–807
Номер КП
КП 6762
Период и место создания
1976–1977. Москва, Художественные мастерские «Владыкино», Художественный фонд РСФСР
Материал, техника
шамот; лепка, роспись солями и эмалями
Размер
60×40×67 см
Поступление
Передана в дар автором в 2003 г.
Инвентарный номер
Кф-2853
Номер КП
КП-16091
Описание
Нежность и безмятежность, ощущение счастья, чуда — главные темы этой скульптуры. Женщина изображена свободной, расслабленной и даже отреченной от действительности: она полулежит в кресле-качалке и то ли ловит, то ли поднимает на руках младенца-ангелочка. Ниспадающие складки одежды, завитки узора кресла-качалки, поднятые руки и обнажённая нога, распахнутый подол создают ощущение движения женщины навстречу ребенку, остановившегося мгновения, совершающегося чуда.
Скульптура выполнена из грубого материала — шамота (керамическая масса с добавлением мелко перемолотого керамического боя), однако узор кресла, нежная розово-голубая роспись на белом фоне и динамичность композиции в целом придают ей лёгкость и воздушность.
Скульптура создана в духе московской керамической школы, работы которой, как правило, рассчитаны на эмоциональное, интуитивное восприятие, круг тем московских керамисток — это семья и материнство (большая часть работавших и работающих в её рамках мастеров — женщины).
Автор скульптуры — Светлана Ильинична Асерьянц (Вайнштейн-Машурина) — родилась в 1928 году. В 1954 году она закончила Московский институт прикладного и декоративного искусства, с 1956 — член Союза художников СССР и РФ, с 1958 — участница и призёр отечественных и зарубежных выставок и конкурсов. Светлана Ильинична долгое время работала на фарфоровых заводах: «Красный пролетарий» в Новгородской области (1954–1958) и Дмитровском (1958–1966), где создавала образцы жанровой и анималистической скульптуры малых форм для массового выпуска.
Её творчество последних лет нашло воплощение в станковой и садово-парковой скульптуре, а также в малых формах, преимущественно из фарфора и керамики.
Период и место создания
1980. СССР, РСФСР, Москва, Московский экспериментально-творческий комбинат Художественного фонда РСФСР
Материал, техника
фаянс; роспись надглазурная
Размер
35×12,5×8 см
Поступление
Передана из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича в 1993
Инвентарный номер, номер КП
Инвентарный номер
Кф-2426
Номер КП
КП-10144
Описание
Валерий Малолетков — народный художник России, один из лидеров московской школы керамики. Одно из направлений его творчества — скульптурные и рельефные портреты деятелей искусства и литературы. Он создал целую серию изображений наших знаменитых соотечественников: Пушкина, Гоголя, Есенина, Татлина, Цветаевой и Ахматовой. По свидетельству самого скульптора, импульсом к созданию этой серии послужил документальный фильм о Сергее Есенине, в съемках которого он принимал активное участие: «Фильм подтолкнул к осознанию необходимости отдать дань уважения целому поколению великих творцов России, заплативших страданиями и жизнью за право быть «божьей дудкой» (как говорил Сергей Александрович [Есенин]) (Малолетков В. А. Мгновения жизни. М., 2005. с. 165).
В фондах ГМЗ «Царицыно» хранятся скульптуры «Анна Ахматова» и «Марина Цветаева», а также композиция «Россияне» из этой серии.
Диапазон творчества Владимира Малолеткова очень широк: он работает в монументальном искусстве, скульптуре малых форм, декоративной керамике, графике. На формирование творческого мировоззрения художника во многом повлияли культурные традиции стран, которые он посетил. Россию он мыслит как особый мир, объединяющий черты западной и восточной цивилизаций. При этом художник выработал свой неповторимый, узнаваемый стиль, у него есть последователи.
В. А. Малолетков окончил факультет монументально-декоративного искусства и аспирантуру МВХПУ (бывш. Строгановское). С 1984 года — заслуженный художник России; в 1996-м получил звание народного художника. С 2001 года — член-корреспондент РАХ, профессор МГХПУ им. С. Г. Строганова, лауреат международных конкурсов в Италии, Франции, Польше и Премии Мэрии Москвы 2001 года. Доктор искусствоведения, автор книг «Между Востоком и Западом», «Рисунки из дневника», «Мгновения жизни».
Период и место создания
1980. СССР, РСФСР, Москва, Московский экспериментально-творческий комбинат Художественного фонда РСФСР
Материал, техника
фаянс; роспись надглазурная
Размер
35,5×12×8 см
Клейма и надписи
На основании подпись: Малолетков В
Поступление
Передана из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Вучетича в 1993
Инвентарный номер
Кф-2427
Номер КП
КП-10143
Описание
Валерий Малолетков — народный художник России, один из лидеров московской школы керамики. Одно из направлений его творчества — скульптурные и рельефные портреты деятелей искусства и литературы. Он создал целую серию изображений наших знаменитых соотечественников: Пушкина, Гоголя, Есенина, Татлина, Цветаевой и Ахматовой. По свидетельству самого скульптора, импульсом к созданию этой серии послужил документальный фильм о Сергее Есенине, в съемках которого он принимал активное участие: «Фильм подтолкнул к осознанию необходимости отдать дань уважения целому поколению великих творцов России, заплативших страданиями и жизнью за право быть «божьей дудкой» (как говорил Сергей Александрович [Есенин]) (Малолетков В. А. Мгновения жизни. М., 2005. с. 165).
В фондах ГМЗ «Царицыно» хранятся скульптуры «Анна Ахматова» и «Марина Цветаева», а также композиция «Россияне» из этой серии.
Диапазон творчества Владимира Малолеткова очень широк: он работает в монументальном искусстве, скульптуре малых форм, декоративной керамике, графике. На формирование творческого мировоззрения художника во многом повлияли культурные традиции стран, которые он посетил. Россию он мыслит как особый мир, объединяющий черты западной и восточной цивилизаций. При этом художник выработал свой неповторимый, узнаваемый стиль, у него есть последователи.
В. А. Малолетков окончил факультет монументально-декоративного искусства и аспирантуру МВХПУ (бывш. Строгановское). С 1984 года — заслуженный художник России; в 1996-м получил звание народного художника. С 2001 года — член-корреспондент РАХ, профессор МГХПУ им. С. Г. Строганова, лауреат международных конкурсов в Италии, Франции, Польше и Премии Мэрии Москвы 2001 года. Доктор искусствоведения, автор книг «Между Востоком и Западом», «Рисунки из дневника», «Мгновения жизни».
Период и место создания
1981. Ленинград
Материал, техника
шамот, глазурь матовая белая, глазурь цветная; лепка
Размер
Кф-1303: 38×21×20 см; Кф-1304: 45×25×10 см; Кф-1305: 42×25×22 см; Кф-1306: 40×25×16 см; Кф-1307: 42×18×24 см
Экспонирование
Искусство Большого стиля
Клейма и надписи
На всех предметах композиции монограмма автора: ВЦ-81
Поступление
Передана из Всесоюзного художественно-производственного объединения им. Е. В. Вучетича в 1993 г.
Инвентарный номер, номер КП
Инвентарный номер
Кф-1303–1307
Номер КП
КП-12469/1–5
Описание
Композиция «Диалоги» создана по мотивам скульптур древнегреческого скульптора и архитектора Фидия (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), оформлявших восточный фронтон Парфенона (V в. до н.э.). Это одна из ранних работ Владимира Цивина, входящих в античный цикл.
По словам мастера, эта композиция — его диалог с Фидием, диалог глины с камнем, древности и современности, диалог аверса и реверса. Лицевые стороны фигур (аверс) обработаны белой матовой глазурью, которая напоминает античный мрамор. Оборотные стороны (реверс) покрыты яркими блестящими глазурями разных цветов и выглядят как современная скульптура. Жёлтый, голубой, оранжевый, красный — это краски греческой природы и, одновременно, напоминание о том, что античные статуи были раскрашены.
Мифологических персонажей с фронтона Парфенона Цивин изображает без голов: «Я позволил себе поработать вместо времени, убрать, отбросить лишнее, сохраняя только основу, конструкцию фигур» (В. А. Цивин «Комментарии», Спб, 2008). Этот приём он будет использовать впоследствии во многих работах.
На международном конкурсе в Фаэнце композиция «Диалоги» была награждена за оригинальность замысла.
Владимир Цивин — один из ведущих ленинградских художников-керамистов, член Союза художников СССР и РФ, участник и призёр зарубежных и отечественных выставок и конкурсов, постоянный участник выставок группы «Одна композиция» в Голубой гостиной ЛОСХ, проходивших в Ленинграде с 1976 по 1986 год.
В творчестве Владимира Цивина керамика выходит за рамки декоративно-прикладного искусства и по своей сути приближается к искусству высокому.
Композиция «Диалоги» опубликована в книге В. А. Цивина «Комментарии» (Санкт-Петербург, 2008) и в книге Л. Казаковой «Декоративное искусство в России в контексте мирового студийного творчества 1980–2010» (Москва, 2013).
Период и место создания
1981. СССР, г. Ленинград
Материал, техника
шамот; лепка, роспись эмалевыми красками, сусальным золотом
Размер
122 × 60 × 20 см
Экспонирование
Искусство Большого стиля
Поступление
Передана из Всероссийского художественно-промышленного объединения имени Е. В. Вучетича в 1993
Инвентарный номер
Кф-1257/а, б
Номер КП
КП-12444/а, б
Описание
Скульптура вылеплена из пластов глины и состоит из двух разъемных частей: поясное изображение Богородицы с Младенцем может быть представлено самостоятельно. Вся композиция расписана черно-белыми эмалевыми красками. Иконография, которую использует художник, близка к Толгской иконе Богородицы, относящейся к типу «Умиление».
Фигура Богоматери с Младенцем словно вырезана из поля иконы, находящейся в процессе реставрации: на темной, монохромной, будто потемневшей от времени поверхности в разных местах красной эмалью и кусочками сусального золота нанесены «реставрационные отметки» — там, где снят потемневший слой и раскрыты яркие краски древней иконы.
Автор решил достаточно сложную техническую задачу создания на керамической поверхности имитации иконной росписи. Живопись по керамике требует большого мастерства: исправления в процессе росписи недопустимы, а при обжиге керамические краски могут дать неожиданный эффект — изменить тон или потечь. Поэтому оценить результат работы мастер может только после обжига.
А. Е. Задорин — ленинградский художник-керамист. Образование живописца по керамике получил на кафедре керамики и стекла Ленинградского художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной. С 1973 года состоял в Союзе художников СССР и РФ, был активным участником и одним из организаторов группы «Одна композиция», ежегодно (с 1977 по 1986) выставлявшей свои произведения в Голубой гостиной Ленинградского отделения Союза художников, принимал участие во многих отечественных и зарубежных выставках и конкурсах. А. Е. Задорин удостоен звания заслуженного художника России (1998), награжден дипломом Российской Академии художеств (1998). Творческий диапазон Задорина широк: он работал как керамист, живописец и график. В 1970-е годы художник увлекся работой с глиной. Известность Александру Задорину принесли композиции, подобные «Реставрации», — вылепленные из керамических пластов и покрытые росписью, которая несет основную смысловую нагрузку.
Декоративная композиция «Реставрация» экспонировалась на Третьем квадриеннале декоративного искусства социалистических стран в Германии (1982) и в Польше (1985).
Период и место создания
1981 г., СССР, РСФСР, Москва
Материал, техника
терракота; лепка, обжиг, роспись
Размер
18х28х13,5см
Экспонирование
Выставка «Заповедник. Анималистика из фондов ГМЗ „Царицыно“», Хлебный дом
Поступление
Приобретено у частного владельца в 1988 г.
Инвентарный номер
Кф-429
Номер КП
КП 3942
Описание
Дмитрий Владимирович Горлов (1899 — 1988) — русский советский график, скульптор, мастер декоративно-прикладной пластики, один из основоположников отечественной анималистики.
Период и место создания
1984. Москва, Экспериментальный творческо-производственный комбинат ХФ РСФСР
Материал, техника
фаянс
Размер
40×25×22 см
Поступление
На дне постамента карандашом подпись: Савельева 84
Инвентарный номер
Кф-2419
Номер КП
КП-9282
Описание
«Голова мыслителя» — одно из самых интересных произведений, выполненных Любовью Савельевой в фаянсе. Изображение смоделировано из тонкого пласта фаянсовой глины. В руках мастера из почти абстрактной пластической формы, текучестью линий напоминающей стекло, рождается образ — мужское лицо с тонкими чертами: высокий лоб, тонкая бородка, точеные брови, вместо глаз — углубления. Выражение лица определить невозможно, оно словно ускользает от зрителя.
Любовь Ивановна Савельева — художник-прикладник, раскрывающий свои многочисленные таланты живописца, скульптора, графика в рамках художественного стеклоделия и керамики, заслуженный художник РФ, член Союза художников СССР и Российской Федерации, действительный член Российской академии художеств, профессор, член Международной Ассоциации художественного стекла (США).
В 1966 году Любовь Ивановна окончила Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), в настоящее время там же преподает.
Л. И. Савельева создавала как модели для серийного производства, так и уникальные выставочные и интерьерные работы из стекла и фаянса. Кроме того, Л. И. Савельева — поэт. Свои рисунки, выполненные тушью, шариковой ручкой или гуашью, она сопровождает стихами собственного сочинения.
Работы Л. И. Савельевой из стекла и керамики были отмечены наградами на многочисленных отечественных и зарубежных выставках и конкурсах, они хранятся в музеях России и мира.
Отдельные страницы творческой биографии Любови Савельевой связаны с музеем-заповедником «Царицыно», в фондах которого хранится коллекция её произведений из стекла и фаянса. В 1999 году художница выполнила многофигурный витражный ансамбль «1775 год. Лето в Царицыне» (для выставки «Во славу Баженова»), посвященный пребыванию в Царицыне Екатерины II и периоду строительства царицынских дворцов по проектам архитектора В. И. Баженова.
Период и место создания
1991. СССР, Москва, Экспериментальный творческо-производственный комбинат ХФ РСФСР
Материал, техника
шамот; лепка, роспись подглазурная
Размер
55×40×45 см
Клейма и надписи
Снаружи внизу подпись: Белашов 91
На дне основания процарапано: А. М. Белашов 1991
Поступление
Передана из РОСИЗО в 1994
Инвентарный номер
Кф-2846
Номер КП
КП-13575
Описание
«Белая сова» Александра Михайловича Белашова, обитательница тундры, сидящая на кочке, покрытой цветущим мхом, одновременно и реалистична и символична: её внимательный и мудрый взгляд заставляет вспомнить, что человек — всего лишь часть живой природы.
Скульптор Александр Михайлович Белашов (1933–2011) — один из создателей школы отечественной анималистики в скульптуре. Главная тема его творчества — гармония природы. Он совершил множество путешествий по России и экзотическим странам, побывал в Карелии, Якутии, Туве, на Чукотке и на Камчатке. Из поездок он привозил кипы рисунков и набросков, которые в мастерской превращались в произведения — скульптуры, картины, гравюры.
В 1970–1980-е годы Белашов обратился к керамике — материалу, который позволяет сочетать в работе пластику формы и цвет.
В 1960 году А. М. Белашов окончил Московское высшее художественно-промышленное училище имени С. Г. Строганова, работал в области монументального искусства, в станковой скульптуре и мелкой пластике, используя различные материалы: металл, керамику, гипс, дерево. С 1961 года входил в Союз художников СССР. В 1978 году А. М. Белашову было присвоено звание заслуженного художника РСФСР, 1993-м он стал лауреатом Государственной премии России, а в 1995-м избран членом-корреспондентом Российской Академии художеств.
Произведения А. М. Белашова хорошо знакомы москвичам: это и керамическое панно для Палеонтологического музея им. Ю. А. Орлова в Москве, и фонтан «Поющий журавль» на Чистых прудах, и девять скульптурных композиций Московского зоопарка, памятники Наталье Сац, Сергею Образцову, а также памятник жертвам теракта на Дубровке и многие другие произведения.