Наивное искусство
-
Венчание. Автор - Никифоров Иван Михайлович (1897–1971) -
Утро стрелецкой казни. Автор - Пичугин Алексей Гаврилович (1909–1999) -
-
-
-
-
-
Всадник. Автор - Дмитриев Василий Алексеевич (1929–1996) -
Георгий, поражающий змея. Автор - Зазнобин Владимир Николаевич (1900–1981) -
Большая птица. Автор - Дмитриев Василий Алексеевич (1929–1996) -
Ворона. Автор - Дмитриев Василий Алексеевич (1929–1996) -
Скульптура «Коза». Автор - Дмитриев Василий Алексеевич (1929–1996) -
Скульптура «Царь-рыба». Автор - Дмитриев Василий Алексеевич (1929–1996) -
Цветы в корзине (Розы с нарциссами). Автор - Пичугин Алексей Гаврилович (1909–1999) -
Кот. Автор - Дмитриев Василий Алексеевич (1929–1996) -
На прогулку. Автор - Леонов Павел Петрович (1920–2011)
Период и место создания
1971. СССР, РСФСР, Московская область
Материал, техника
бумага; акварель, краска бронзовая, краска алюминиевая
Размер
44×63,5 см
Клейма и надписи
Слева внизу авторская подпись: Никифоров 71
Слева внизу карандашом авторская надпись: Веньчание
Поступление
Приобретено у В. В. Орехова в 1992 г.
Инвентарный номер, номер КП
Гр-438, КП-9911
Описание
Композицию картины «Венчание» художник Иван Никифоров строит как рассказ о событии. Он подробно рисует толпу, старается передать внутреннее убранство церкви, детально изображает иконостас, Царские врата, аналой, канделябры. В центре картины — фигуры жениха, невесты и священника, который обводит молодых вокруг аналоя. Лики святых на иконах и лица участников свадьбы очень похожи.
Иван Михайлович Никифоров входит в десятку лучших наивных художников России. Он родился в 1897 году в селе Монаково под Москвой, окончил два класса церковно-приходской школы и в 11 лет был отдан в обучение московскому кондитеру. Участвовал в Первой мировой и в Гражданской войнах. До середины 1930-х годов жил в деревне, был председателем колхоза, позже вместе с семьей поселился в подмосковном Пушкине. В 1942 году, работая грузчиком на железной дороге, получил увечье и стал инвалидом. С 1960 года начал писать автобиографический роман «Моя жизнь» и, помогая внучке, стал рисовать. Из-за увечья рука у художника дрожала, и процесс создания будущего произведения был чрезвычайно сложным: он делал эскиз, затушевывал карандашом оборотную сторону, переворачивал эскиз и переводил изображение на чистый лист. Получив отпечаток, он раскрашивал его акварелью и обводил контуры черной тушью.
Во многих работах художник рассказывает историю своей жизни; другие произведения представляют собой зарисовки московской жизни начала ХХ века; многие акварели посвящены русским песням и сказкам.
Талант художника был замечен художником-графиком В. И. Анрушкевичем, жившим по соседству. Он добился, чтобы Никифорова приняли в Союз художников СССР. Первая персональная выставка И. М. Никифорова состоялась в Москве в 1971 году, после смерти художника. Режиссер В. В. Орехов снял о нем документальный фильм «Поздний восход».
Имя Ивана Михайловича Никифорова включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства.
Работы И. М. Никифорова хранятся в фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Государственного российского дома народного творчества. Музей «Царицыно» обладает прекрасной коллекцией произведений художника: часть из них поступила из личной коллекции Н. С. Шкаровской, крупнейшего специалиста в области наивного искусства.
Период и место создания
1970-е. СССР, РСФСР, Ярославская область, Борисоглебский район, деревня Березники
Материал, техника
дерево; резьба, роспись
Размер
60,5 × 102,5 × 8,5 см
Поступление
Приобретена у В. А. Пичугина в 1992
Инвентарный номер, номер КП
Д-1090, КП-9258
Описание
Горельеф представляет собой скульптурную копию картины В. И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (Государственная Третьяковская галерея). Историческое событие 1698 года — казнь мятежных стрельцов — показано автором, согласно первоисточнику, на фоне храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Но горельеф А. Г. Пичугина не является точной копией картины В. И. Сурикова. Его персонажи — стрельцы, люди на площади, юный Петр I — не персонифицированы, узнать в них известных исторических персонажей невозможно, фигуры и костюмы даны обобщенно. Цвет, как всегда у наивных художников, использован без нюансов и полутонов.
Жизнь Алексея Гавриловича Пичугина сложилась непросто. Родился он в 1909 году во Владимирской губернии, в крестьянской семье. С 14 лет работал на стекольном заводе, окончил рабфак, был корреспондентом «Крестьянской газеты», с 1932 года работал учителем в сельской школе. Участвовал в Великой Отечественной войне, был в плену, после освобождения снова ушел на фронт. После войны работал директором школы, в 1950-е годы был репрессирован. После реабилитации вернулся на место директора, преподавал русский язык и литературу, вел уроки труда, учил резьбе по дереву. Выйдя в 1969 году на пенсию, посвятил свободное время созданию полихромных рельефов из дерева, украсив ими все стены своего дома.
Алексей Пичугин не получил профессионального художественного образования, и его произведения относятся к так называемому «наивному искусству». Большая часть его работ — это копии классических произведений русской и западноевропейской живописи, выполненные на основе репродукций. Но есть также и самостоятельные композиции — иллюстрации к произведениям литературы и натюрморты.
В коллекции музея-заповедника «Царицыно» творчество А. Г. Пичугина представлено целым рядом работ — это полихромные рельефы из дерева с тематическими и жанровыми сценами.
Произведения художника входят в собрания Государственного российского дома народного творчества, Ярославского художественного музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и др.
Имя Алексея Пичугина включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства.
Период и место создания
1971. СССР, РСФСР, Московская область
Материал, техника
бумага; акварель, краска бронзовая, краска алюминиевая
Размер
44×63,5 см
Экспонирование
Клейма и надписи
Поступление
Инвентарный номер, номер КП
Описание
Период и место создания
1971. СССР, РСФСР, Московская область
Материал, техника
бумага; акварель, краска бронзовая, краска алюминиевая
Размер
44×63,5 см
Экспонирование
Клейма и надписи
Поступление
Инвентарный номер, номер КП
Описание
Период и место создания
1971. СССР, РСФСР, Московская область
Материал, техника
бумага; акварель, краска бронзовая, краска алюминиевая
Размер
44×63,5 см
Экспонирование
Клейма и надписи
Поступление
Инвентарный номер, номер КП
Описание
Период и место создания
1971. СССР, РСФСР, Московская область
Материал, техника
бумага; акварель, краска бронзовая, краска алюминиевая
Размер
44×63,5 см
Экспонирование
Клейма и надписи
Поступление
Инвентарный номер, номер КП
Описание
Период и место создания
1971. СССР, РСФСР, Московская область
Материал, техника
бумага; акварель, краска бронзовая, краска алюминиевая
Размер
44×63,5 см
Экспонирование
Клейма и надписи
Поступление
Инвентарный номер, номер КП
Описание
Период и место создания
1979, СССР, РСФСР, Псковская область
Материал, техника
дерево, искусственная кожа, веревка льняная; резьба, раскраска
Размер
56×34×10 см
Поступление
Приобретена у Л. В. Лернера в 2002
Инвентарный номер, номер КП
Д-1610, КП-15765
Описание
В. А. Дмитриев родился в крестьянской семье, в деревне Дылдино Псковской области. Всю жизнь проработал в колхозе «Красный берег» в деревне Татищево. По воспоминаниям знакомых (данные историков искусства В. Помещикова, К. Богемской), был весельчаком, лихим гармонистом, мастером-умельцем. С 1970-х годов стал вырезать из дерева фигурки диковинных зверей, птиц и рыб. В изгибе ветки, в куске дерева или корня он умел увидеть форму животного и даже его характер. Хотя моделирование и вырезание из корней и веток было в 1970–1980-е годы довольно распространенным занятием, Василий Дмитриев — мастер уникальный, его работы — это не просто резьба по дереву, но изобретательное мастерство самоучки.
Деревянную основу он соединял с другими материалами: обрезками кожи, пластиком, кусками металла. Очень активно Василий Дмитриев использовал цвет: его мазки производят впечатление сделанных небрежно, но в то же время умело подчеркивают фактуру и усиливают выразительность скульптуры.
Произведения В. А. Дмитриева экспонировались на многих выставках в России и за рубежом: INSITA-2004, «Райские яблоки» ( музей «Царицыно», 2000), «Вечные ценности. Наивное и самодеятельное искусство из музея-заповедника «Царицыно» (ВДНХ, 2016). В 2000 году в Музее наивного искусства в Москве состоялась персональная выставка художника.
Работы художника хранятся в Псковском музее-заповеднике, Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), в музее-заповеднике «Царицыно», Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Государственном Российском Доме народного творчества, а также в частных собраниях.
Период и место создания
Конец 1970-х. СССР, РСФСР, Ярославская область, деревня Горки
Материал, техника
дерево; резьба, раскраска
Размер
44×63,5 см
Поступление
Дар от В. В. Александровой-Рославлевой в 1991 г.
Инвентарный номер, номер КП
Д-1088, КП-8206
Описание
Святого Георгия художник Владимир Зазнобин изобразил в виде воина в латах из жестяных пластин, с копьем и щитом из крышки от консервной банки, на вороном коне с белой гривой и белым хвостом, попирающим черного крылатого змея.
Зазнобин Владимир Николаевич родился в 1900 году в деревне Суденец Переславского района Ярославской области и всю жизнь провел в соседней деревне Горки. С юности плотничал. Прошел две мировые войны. Работал плотником, бондарем, печником. «Первую свою „работу“ он создал к собственной свадьбе — построил дом и весь его интерьер, всю мебель — своими руками, как создавал бы космос, заново творя его историю. За всю свою жизнь он возвел 43 избы, не считая бань, колодцев и сотен заборов, украшая мир скворечниками, ветряками и флюгерами». (В. Пацюков)
Первые деревянные игрушки Владимир Николаевич начал делать в 1940 году. С начала 1960-х годов он создал несколько сот движущихся и неподвижных игрушек и композиций, деревянных скульптур.
Тонкое чувство материала и ассоциативное восприятие мира унаследованы художником из глубины веков крестьянской жизни. Его кряжистые идолообразные фигуры с загадочным выражением глаз и застывшей улыбкой словно заключают в себе некую древнюю тайну.
Свои скульптуры Владимир Николаевич раскрашивал — выделял глаза, брови, рот — и «одевал» их в пиджаки с галстуками, в свитера и юбки, а иногда в шлем и латы. В качестве дополнительных материалов художник использовал жестяные консервные банки, пластик, поролон, проволоку.
В фондах музея-заповедника «Царицыно» хранится целая коллекция работ В. Н. Зазнобина: обнаженные женские фигуры, ветряки, скворечники, композиция на библейский сюжет «Адам и Ева», две скульптуры «Георгий, поражающий змея», фигуры «Гармонист» и «Певица», выполненные почти в натуральный человеческий рост, и другие работы.
Имя Владимира Николаевича Зазнобина включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства, он входит в десятку лучших «наивных» художников мира. Его произведения хранятся в собраниях Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Государственного Русского музея; Переславль-Залесского историко-художественного музея и др.
Работы В. Н. Зазнобина участвовали в выставках: «Народная деревянная скульптура» (Москва, 1981), «Праздничная культура» (Москва, 1985), «Народная деревянная скульптура» (Москва, 1987), «Сергий Радонежский и русская культура» (Москва, 1988), «Наивное искусство» (Москва, 1989), «Народное творчество» (Москва,), «От наивного искусства до кича» (Москва, 1990), «Райские яблоки» (Москва, 2001) и др.
Период и место создания
1982, СССР, РСФСР, Псковская область
Материал, техника
дерево, пластик, жесть; резьба, монтировка, раскраска масляными красками
Размер
50×70×32 см
Поступление
Приобретена у Л. В. Лернера в 2002
Инвентарный номер, номер КП
Д-1624, КП-15686
Описание
В. А. Дмитриев родился в крестьянской семье, в деревне Дылдино Псковской области. Всю жизнь проработал в колхозе «Красный берег» в деревне Татищево. По воспоминаниям знакомых (данные историков искусства В. Помещикова, К. Богемской), был весельчаком, лихим гармонистом, мастером-умельцем. С 1970-х годов стал вырезать из дерева фигурки диковинных зверей, птиц и рыб. В изгибе ветки, в куске дерева или корня он умел увидеть форму животного и даже его характер. Хотя моделирование и вырезание из корней и веток было в 1970–1980-е годы довольно распространенным занятием, Василий Дмитриев — мастер уникальный, его работы — это не просто резьба по дереву, но изобретательное мастерство самоучки. Деревянную основу он соединял с другими материалами: обрезками кожи, пластиком, кусками металла. Очень активно Василий Дмитриев использовал цвет: его мазки производят впечатление сделанных небрежно, но в то же время умело подчеркивают фактуру и усиливают выразительность скульптуры.
Произведения В. А. Дмитриева экспонировались на многих выставках в России и за рубежом: INSITA-2004, «Райские яблоки» ( музей «Царицыно», 2000), «Вечные ценности. Наивное и самодеятельное искусство из музея-заповедника «Царицыно» (ВДНХ, 2016). В 2000 году в Музее наивного искусства в Москве состоялась персональная выставка художника.
Работы художника хранятся в Псковском музее-заповеднике, Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), в музее-заповеднике «Царицыно», Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Государственном Российском Доме народного творчества, а также в частных собраниях.
Период и место создания
1983, СССР, РСФСР, Псковская область
Материал, техника
дерево, кожа искусственная, пластик; резьба, раскраска масляными красками
Размер
26×10×52 см
Поступление
Приобретена у Л. В. Лернера в 2002
Инвентарный номер, номер КП
Д-1673, КП-15689
Описание
В. А. Дмитриев родился в крестьянской семье, в деревне Дылдино Псковской области. Всю жизнь проработал в колхозе «Красный берег» в деревне Татищево. По воспоминаниям знакомых (данные историков искусства В. Помещикова, К. Богемской), был весельчаком, лихим гармонистом, мастером-умельцем. С 1970-х годов стал вырезать из дерева фигурки диковинных зверей, птиц и рыб. В изгибе ветки, в куске дерева или корня он умел увидеть форму животного и даже его характер. Хотя моделирование и вырезание из корней и веток было в 1970–1980-е годы довольно распространенным занятием, Василий Дмитриев — мастер уникальный, его работы — это не просто резьба по дереву, но изобретательное мастерство самоучки. Деревянную основу он соединял с другими материалами: обрезками кожи, пластиком, кусками металла. Очень активно Василий Дмитриев использовал цвет: его мазки производят впечатление сделанных небрежно, но в то же время умело подчеркивают фактуру и усиливают выразительность скульптуры.
Произведения В. А. Дмитриева экспонировались на многих выставках в России и за рубежом: INSITA-2004, «Райские яблоки» ( музей «Царицыно», 2000), «Вечные ценности. Наивное и самодеятельное искусство из музея-заповедника «Царицыно» (ВДНХ, 2016). В 2000 году в Музее наивного искусства в Москве состоялась персональная выставка художника.
Работы художника хранятся в Псковском музее-заповеднике, Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), в музее-заповеднике «Царицыно», Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Государственном Российском Доме народного творчества, а также в частных собраниях.
Период и место создания
1984 г., СССР, РСФСР, Псковская область, деревня Татищево
Материал, техника
дерево, металл; резьба, окраска
Размер
38х50х18 см
Поступление
Приобретена у Л. В. Лернера в 2002 г.
Инвентарный номер, номер КП
Д-1672, КП-16688
Описание
Василий Дмитриев родился в крестьянской семье, в деревне Дылдино Псковской области. Всю жизнь проработал в колхозе «Красный берег» в деревне Татищево. С 1970-х годов стал вырезать из дерева фигурки диковинных зверей, птиц и рыб. Работы Дмитриева не просто резьба по дереву, это изобретательное мастерство самоучки. Деревянную основу он соединял с другими материалами: обрезками кожи, пластиком, кусками металла. Очень активно Василий Дмитриев использовал цвет: его мазки небрежны,, но в то же время умело подчеркивают фактуру и усиливают выразительность скульптуры.
Произведения Дмитриева экспонировались на многих выставках в России и за рубежом: INSITA-2004, «Райские яблоки» ( музей «Царицыно», 2000), «Вечные ценности. Наивное и самодеятельное искусство из музея-заповедника «Царицыно» (ВДНХ, 2016). В 2000 году в Музее наивного искусства в Москве состоялась персональная выставка художника.
Работы художника хранятся в Псковском музее-заповеднике, Музее русского лубка и наивного искусства в Москве, в музее-заповеднике «Царицыно», Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Государственном Российском Доме народного творчества, а также в частных собраниях.
Период и место создания
СССР, РСФСР, Псковская область.
Материал, техника
дерево, кожа; резьба, окраска
Размер
28×55 ×8 см
Инвентарный номер, номер КП
Д-1620, КП-15764
Описание
«Царь-рыба» псковского художника Василия Дмитриева вырезана из плоской толстой деревянной доски и обернута цветной искусственной кожей. В ее облике — простота и выразительность, некая изначальная цельность, которую улавливают и передают в своих рисунках дети и художники-примитивисты.
Произведения Дмитриева экспонировались на многих выставках в России и за рубежом: INSITA-2004, «Райские яблоки» ( музей «Царицыно», 2000), «Вечные ценности. Наивное и самодеятельное искусство из музея-заповедника «Царицыно» (ВДНХ, 2016). В 2000 году в Музее наивного искусства в Москве состоялась персональная выставка художника.
Работы художника хранятся в Псковском музее-заповеднике, Музее русского лубка и наивного искусства в Москве, в музее-заповеднике «Царицыно», Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Государственном Российском Доме народного творчества, а также в частных собраниях.
Период и место создания
1980-е, СССР, РСФСР, Ярославская область, Борисоглебский район, деревня Березники
Материал, техника
дерево; резьба, роспись
Размер
37,5×22×6,5 см
Поступление
Приобретено у В. А. Пичугина в 1992
Инвентарный номер, номер КП
Д-1679, КП-9261
Описание
Алексей Гаврилович Пичугин родился в 1909 году во Владимирской губернии, в крестьянской семье. С 14 лет работал на стекольном заводе, окончил рабфак, был корреспондентом «Крестьянской газеты», с 1932 года работал учителем в сельской школе. Участвовал в Великой Отечественной войне, был в плену, после освобождения снова ушел на фронт. После войны работал директором школы, в 1950-е годы был репрессирован. После реабилитации вернулся на место директора, преподавал русский язык и литературу, вел уроки труда и кружок резьбы по дереву. Выйдя в 1969 году на пенсию, посвятил свободное время созданию полихромных рельефов из дерева, украсил ими все стены своего дома.
Алексей Пичугин не получил профессионального художественного образования, и его произведения относятся к так называемому «наивному искусству». Большая часть его работ — это копии классических произведений русской и западноевропейской живописи, выполненные на основе репродукций. Но есть также и самостоятельные композиции — иллюстрации к литературным произведениям и натюрморты.
Произведения художника входят в собрания Государственного Российского Дома народного творчества, Ярославского художественного музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника и др.
Имя Алексея Пичугина включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства.
Период и место создания
1986, СССР, РСФСР, Псковская область
Материал, техника
дерево, металл, искусственная кожа; резьба, раскраска
Размер
31×10×15 см
Поступление
Дар Л. В. Лернера в 2002
Инвентарный номер, номер КП
Д-1623, КП-15926
Описание
В. А. Дмитриев родился в крестьянской семье, в деревне Дылдино Псковской области. Всю жизнь проработал в колхозе «Красный берег» в деревне Татищево. По воспоминаниям знакомых (данные историков искусства В. Помещикова, К. Богемской), был весельчаком, лихим гармонистом, мастером-умельцем. С 1970-х годов стал вырезать из дерева фигурки диковинных зверей, птиц и рыб. В изгибе ветки, в куске дерева или корня он умел увидеть форму животного и даже его характер. Хотя моделирование и вырезание из корней и веток было в 1970–1980-е годы довольно распространенным занятием, Василий Дмитриев — мастер уникальный, его работы — это не просто резьба по дереву, но изобретательное мастерство самоучки. Деревянную основу он соединял с другими материалами: обрезками кожи, пластиком, кусками металла. Очень активно Василий Дмитриев использовал цвет: его мазки производят впечатление сделанных небрежно, но в то же время умело подчеркивают фактуру и усиливают выразительность скульптуры.
Произведения В. А. Дмитриева экспонировались на многих выставках в России и за рубежом: INSITA-2004, «Райские яблоки» ( музей «Царицыно», 2000), «Вечные ценности. Наивное и самодеятельное искусство из музея-заповедника «Царицыно» (ВДНХ, 2016). В 2000 году в Музее наивного искусства в Москве состоялась персональная выставка художника.
Работы художника хранятся в Псковском музее-заповеднике, Музее русского лубка и наивного искусства (Москва), в музее-заповеднике «Царицыно», Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, Государственном Российском Доме народного творчества, а также в частных собраниях.
Период и место создания
1991. СССР, РСФСР, Ивановская область
Материал, техника
холст; масло
Размер
164×86 см
Клейма и надписи
В правом нижнем углу картины авторская подпись: «На прогулку. Худ. Леонов П. П. 10/XII 1991 г.».
Поступление
Приобретена у автора в 1993 г.
Инвентарный номер, номер КП
Ж-195, КП-12204
Описание
Картина «На прогулку» написана Павлом Леоновым в 1991 году. Художник создал в этом произведении идеальный мир: родную деревню он представляет образцовым поселком с фонтанами и аллеями, где красивые счастливые люди трудятся на полях, занимаются спортом, гуляют, поют. В этом мире царит наивная гармония между природой и человеком, труд воспринимается как праздник и «наступающее завтра будет таким же лучезарным, как прошедшее вчера». (Hallart.ru)
Наивное искусство (англ. naive art) — это стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Исследователь и коллекционер Ксения Богемская так описывает наивное творчество: «Эти художники наивны в том, как они позиционируют себя по отношению к окружающему миру: одни полагают себя гениями, другие простыми ремесленниками, но мало кто из них был в состоянии адекватно вписаться в современную художественную жизнь… Наивный художник творит свои произведения под влиянием импульсов, идущих от бессознательного. Зачастую побудительным стимулом к творчеству является стремление сохранить себя как личность в трудный жизненный момент, запечатлеть свои мечты, видения». Эти слова в полной мере относятся к искусству Павла Леонова, одного из самых известных и ярких представителей наивного искусства.
Жизнь Павла Петровича Леонова была нелегкой. Он родился и вырос в поселке Волотовский Орловской области, окончил семилетнюю школу, с детства рисовал. После учёбы работал заведующим сельской избой-читальней и библиотекой, охотно занимался наглядной агитацией. В 19 лет уехал из деревни, скитался по стройкам, жил в общежитиях в нищете. В 1945 году после окончания военного училища попал на фронт, был ранен. После войны работал шахтером, за самовольный уход с работы был осужден. Время от времени Павел Петрович участвовал в создании стенных газет, придумывал проекты вечного двигателя и других механизмов. В 1970-е годы учился в Заочном народном университете искусства (Москва) у Михаила Рогинского, известного художника, яркого представителя московского андеграунда.
С 1975 года Павел Петрович постоянно жил с семьей в деревне Меховицы Ивановской области. В 1980-е годы он перестал заниматься живописью и вернулся к ней лишь после 1991 года. Это был самый плодотворный период в его творчестве.
С начала 1990-х годов Леонов создавал свою живописную систему, которую называл конструированием или архитектурой. Основа многих его картин — сетка вертикалей и горизонталей: в отдельных квадратиках-«телевизорах», как в клеймах икон или лубочных картинках, разворачиваются сцены, объединенные единым сюжетом.
Павел Петрович Леонов участвовал во многих всесоюзных и всероссийских выставках 1970–1980-х годов, в концептуальных экспозициях 1990-х, был удостоен Гран-при на Международной выставке наивного искусства INSITA в Братиславе (Словакия) в 1997 году. На фестивале INSITA-2000 была представлена его персональная выставка.
Работы Павла Леонова есть в собраниях музея-заповедника «Царицыно», Ивановского областного художественного музея, Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Музея наивного искусства, Государственного российского дома народного творчества, музее Шарлотты Цандер в Бёнингхайме (Германия), в музее Штадсхоф в Зволле (Нидерланды). Имя Павла Леонова включено во Всемирную энциклопедию наивного искусства (Белград, 1984).