Металл
-
Кофейник. Автор - Михаил Максимов Клушин -
Стакан с крышкой. Автор - Швенгель Иоганн Кристиан (Schwengel Johann Christian) -
Блюдо. Автор - Масленников (Маслеников) Яков Семенов (1756–1790) -
Монета 1 рубль. -
Монета полуполтинник (25 копеек) -
Монета 1 рубль -
Монета 10 рублей -
Монета 10 рублей -
Шкатулка. Автор - Мастер — Силуянов Тимофей Филиппович (?) (1736–?) -
Монета 10 рублей -
Стакан. Автор - Мастер — Силуянов Тимофей Филиппов (р. 1736–?) -
Чарка. Автор - Мастер Михайлов Иван (р. 1705) -
Рожок поильный -
Стакан. Автор - Мастер — Тулаев Семен Дмитриев -
Шкатулка -
Табакерка -
Стакан -
Табакерка -
Вилка для рыбы -
Вилка разделочная -
Комплект вилок для салата раздаточных, из двух предметов -
Комплект ложек для гарнира, из двух предметов - Д — 28,2 см. Вес 200,39 г; 202,73 г.
-
Комплект ложек для икры, 36 предметов -
Комплект ножей для рыбы, из двух предметов -
Комплект подставок под столовые приборы, из пяти предметов -
Комплект раздаточных ложек для салата из двух предметов -
Комплект щипцов для спаржи, из двух предметов -
Ложка разливательная -
Лопатка для пирога -
Лопатка для торта -
Нож разделочный -
Кинжал в ножнах -
Буков, нагрудное украшение -
Кинжал в ножнах -
Ваза для фруктов «Лебедь» -
Кинжал в ножнах -
Лорнет в футляре. Автор - Г. Э. Вигстрем -
Набор стопок на подносе -
Ваза декоративная «Москва». Автор - Курочкина Татьяна Викторовна -
Портсигар «Ленинград» -
Шкатулка «Великий Устюг». Автор - Тропина Елизавета Федоровна (род. 1930) -
Набор для вина «Битва с драконом»: поднос, кувшин, шесть рюмок. Автор - Богатыров Гаджи-Магомед Богатырович
Период и место создания
1740-е. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; чеканка, гравировка
Размер
153×140 мм. Вес — 406,20 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клейма на донце: мастера — МК (в прямоугольном щитке) не четко; городское — герб Москвы в полуовальном щитке (Георгий Победоносец на коне, поражающий дракона)
Поступление
Приобретён в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-484, СБ-270, КП-756
Период и место создания
XVIII век. Россия, Дерпт (совр. Эстония, Тарту)
Материал, техника
серебро; чеканка, гравировка, золочение
Размер
142×109 мм. Вес 224,27 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клеймо мастера — ICS в фигурном щитке; городское клеймо — скрещённые ключ и меч в четырёхлепестковом (?) щитке.
Поступление
Приобретён в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-494, СБ-682, КП-1717
Период и место создания
1760-е. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; чеканка, канфарение, золочение
Размер
Диаметр – 352 мм; высота – 30 мм; общий вес – 977,50 г
Экспонирование
Великая Екатерина и ее время
Клейма и надписи
По борту наверху клейма: мастера — «Я. М»; пробирного мастера — «В. А»; мастера по качеству, альдермана (с 1759 по 1784) Петрова Федора — «А Ѳ П».
По борту в фигурном картуше герб: изображение крылатого грифона с мечом в поднятой правой лапе; над ним две буквы «Ж» (одна над другой); слева от картуша выгравирована буква «I», справа — «I» и «Ч».
Поступление
Приобретено у Т.А. Вилькиной в 2007
Инвентарный номер, номер КП
МТ-3051; СБ-812, КП-17295
Описание
Серебряное блюдо представляет собой прекрасный образец чеканной работы XVIII века в стиле барокко. Это произведение одного из ведущих российских мастеров серебряного дела того времени — Якова Семенова сына Масленникова, работавшего в Москве с 1756 по 1790 год. В настоящее время известны более тридцати изделий мастера, хранящихся в музейных и частных коллекциях.
В центральной части блюда — на зеркале — рельефное изображение пушки на лафете и груды ядер в обрамлении венка из пальмовых ветвей. По бокам от венка — символы военного триумфа: знамёна, барабаны и трубы. Вероятно, обращение мастера к этой теме не случайно и отражает подъем в обществе после блестящих побед русской армии в первой половине и середине XVIII века.
Широкий борт блюда украшен крупным цветочным орнаментом из рельефных цветов, характерным для стиля барокко.
Блюдо представлено на постоянной экспозиции «Екатерина Великая и ее время».
Период и место создания
1764. Россия, Московский монетный двор
Материал, техника
серебро; чеканка
Размер
Дм — 38 мм. Вес — 23,82 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2668, СА-1, КП-16984
Описание
Общегосударственная российская монета.
На аверсе — профильный портрет Екатерины II; на обрезе портрета — инициалы T. I. медальера Тимофея Ивановича Иванова (1729–1802/3).
Период и место создания
1764. Россия, Московский монетный двор
Материал, техника
серебро; чеканка
Размер
Дм — 27 мм. Вес — 5,83 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2671, СА-4, КП-17005
Описание
Общегосударственная российская монета.
На лицевой стороне профильный портрет Екатерины II работы медальера Тимофея Ивановича Иванова (1729–1802/3); на обрезе портрета — инициалы медальера T. I.
Период и место создания
1766. Россия, Санкт-Петербургский монетный двор
Материал, техника
серебро; чеканка
Размер
Дм — 37 мм. Вес — 22,59 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2669, СА-2, КП-16985
Описание
Общегосударственная российская монета.
На лицевой стороне профильный портрет Екатерины II работы медальера Тимофея Ивановича Иванова (1729–1802/3); на обрезе портрета — инициалы медальера T. I.
Период и место создания
1766. Россия, Санкт-Петербургский монетный двор
Материал, техника
золото; чеканка
Размер
Дм — 31 мм. Вес — 12,92 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2763, ЗА-3, КП-17085
Описание
Общегосударственная российская монета.
На аверсе — профильный портрет Екатерины II; на обрезе портрета — инициалы T. I. медальера Тимофея Ивановича Иванова (1729–1802/3).
На реверсе: четыре крестообразно расположенных картуша с гербами основных княжеств и царств России: герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий змея; герб Казанского царства — крылатый дракон Зилант; герб Сибирского царства — два соболя, поддерживающие лук, две стрелы и графскую корону; герб Астраханского царства — корона над мечом.
Период и место создания
1767. Россия, Санкт-Петербургский монетный двор
Материал, техника
золото; чеканка
Размер
Дм — 38 мм. Вес — 12,93 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2761, ЗА-1, КП-17039
Описание
Общегосударственная российская монета.
На аверсе — профильный портрет Екатерины II работы медальера Тимофея Ивановича Иванова (1729–1802/3); на обрезе портрета — инициалы медальера T. I.
На реверсе: четыре крестообразно расположенных картуша с гербами основных княжеств и царств России: герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий змея; герб Казанского царства — крылатый дракон Зилант; герб Сибирского царства — два соболя, поддерживающие лук, две стрелы и графскую корону; герб Астраханского царства — корона над мечом.
Период и место создания
1767. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; чеканка, гравировка
Размер
148×112×98 мм. Вес 252,15 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клейма на донце и на крышке: мастера, в прямоугольном щитке — ТС (?); городское, в полуовальном щитке — 1767, под гербом Москвы; альдермана (мастера по качеству) Петрова Федора (был альдерманом с 1759 по 1834), в щитке в форме сердца — А. Ф. П; пробирного мастера, в прямоугольном щитке — В. А (был пробирным мастером с 1790 по 1794).
На крышке выгравированы буквы Т и Д
Поступление
Приобретено в 1988
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1614, СБ-709, КП-5560
Период и место создания
1768. Россия, Санкт-Петербургский монетный двор
Материал, техника
золото; чеканка
Размер
Дм — 31 мм. Вес — 12,98 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2762, ЗА-2, КП-17084
Описание
Общегосударственная российская монета.
На аверсе — профильный портрет Екатерины II работы медальера Тимофея Ивановича Иванова (1729–1802/3); на обрезе портрета — инициалы медальера T. I.
На реверсе: четыре крестообразно расположенных картуша с гербами основных княжеств и царств России: герб Москвы — Георгий Победоносец, поражающий змея; герб Казанского царства — крылатый дракон Зилант; герб Сибирского царства — два соболя, поддерживающие лук, две стрелы и графскую корону; герб Астраханского царства — корона над мечом.
Период и место создания
Третья четверть XVIII века. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; чеканка, гравировка
Размер
7,7×6,5см. Вес 70,26 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клейма, в прямоугольных щитках: мастера — Т. С; неизвестное — А. Г. Городское клеймо — герб Москвы.
Поступление
Приобретён у частного лица в 1989
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1786, СБ-736, КП-6737
Период и место создания
1771. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; гравировка, чернь, канфарение
Размер
70×50 мм, В. — 31 мм.
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клейма на донце, в прямоугольных щитках: мастера — И. М; В. А; 1771
Поступление
Приобретена в 1988
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1578, СБ-702, КП-4848
Период и место создания
Вторая половина XVIII века. Россия
Материал, техника
серебро; гравировка, ложная зернь, золочение
Размер
112×57 мм. Вес — 27,37 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
На рожке с одной стороны — изображение ангела, с другой стороны — надпись: Бог милует и питает младцы своя
Поступление
Приобретён в 1987
Инвентарный номер, номер КП
МТ-374, СБ-698, КП-3796
Период и место создания
1777. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; чеканка, гравировка
Размер
В — 83 мм. Д — 68 мм. Вес — 85,42 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клейма на дне, в прямоугольных щитках: мастера — С Т; пробирного мастера — 1777 над А. Л. [или А. А. — Андреева Андрея, мастера в 1771–1779]; городское — герб Москвы; альдермана (мастера по качеству), в щитке в форме сердца — А и Ɵ над П [или Л и О над П] (был альдерманом с 1759 по 1784).
Поступление
Приобретён в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-326, СБ-683, КП-1917
Период и место создания
Последняя треть XVIII века. Западная Европа (?)
Материал, техника
серебро; гравировка, чернь, золочение
Размер
108×54×42 мм. Вес — 205,30 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Поступление
Приобретена в 1989
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2256, СБ-785, КП-6743
Период и место создания
Конец XVIII века. Россия (?)
Материал, техника
серебро; литье, чеканка, гравировка, чернь, золочение
Размер
Дм — 88 мм, В — 17 мм Вес 129,10 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
По периметру аверса надпись: В:кн:Павелъ Петровичь. В: кн: Марїя Ɵеодоровна
Поступление
Приобретено в 2006
Инвентарный номер, номер КП
МТ-2680, СБ-809, КП-16732
Описание
На крышке табакерки — оттиск медали в честь бракосочетания великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Фёдоровны, состоявшегося 29 сентября (10 октября) 1776 года.
Медальеры: аверс — Егер Иоганн Каспар Готлиб (1772–?), реверс — Вехтер Иоганн Георг (Wächter Johann Georg, 1724–1800).
Период и место создания
1799. Россия, Москва
Материал, техника
серебро; гравировка, чернь, золочение
Размер
В — 78 мм. Дм — 64 мм. Вес — 113,81 г
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
Клейма на донце: в прямоугольных щитках — А. В; 1799; в фигурном щитке — I П М
Поступление
Приобретён в 1988
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1535, СБ-700, КП-4096
Период и место создания
Конец XVIII–начало XIX века. Россия
Материал, техника
жёлтый металл, белый металл; литье, чеканка, гравировка, золочение
Размер
Дм — 88 мм, В — 15 мм
Экспонирование
Екатерина II. Золотой век Российской империи. Постоянно обновляющаяся экспозиция
Клейма и надписи
На тыльной стороне основания — гравированная монограмма «ЛМ» в круглом медальоне
По периметру аверса надпись: Б. м. Екатерина II императ. и самодерж. всероссийс.
По реверсу надпись: Соседственный и вечный // Мир с Швецией заключён 3 августа 1790 года
Поступление
Дар Д. Б. Антонова в 2015
Инвентарный номер, номер КП
МТ-3412, КП-18557
Описание
В крышку табакерки вмонтирована медаль с портретом императрицы Екатерины II, выпущенная в честь победы в войне со Швецией 1788–1790 годов.
Медальеры: аверс — Иванов Тимофей Иванович (1729–1802/3), реверс — Гасс Иоганн Балтазар (1730–1854).
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К.Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка
Размер
Д — 25,0 см. Вес 181,58 г.
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
На тыльной стороне вилки — клеймо фирмы: К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передана из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-986, СБ-419, КП-1044
Описание
Вилка для рыбы с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках и гравированным изображением рыбы над зубцами. Входит в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленная вилка для рыбы в прейскуранте не упомянута, похожий предмет описан так: «Вилка для рыбы, гравированная» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 47–48).
Кроме вилки для рыбы в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные, для икры; ножи столовые и десертные; вилки столовые и десертные; ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный, нож для рыбы; вилка разделочная и вилка для салата; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; а также подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро, сталь; литье, гравировка
Размер
Д — 27,5 см. Вес 139,83 г.
Клейма и надписи
На ручке — клеймо фирмы К. Г. Фаберже: КФ в овальном щитке; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передана из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1004, СВ-187, КП-1468
Описание
Разделочная вилка с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входит в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45). Представленная разделочная вилка в прейскуранте не упомянута.
Кроме разделочной вилки в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка, золочение
Размер
Д — 28,8 см. Вес — 171,18 г; 178,95 г.
Клейма и надписи
На тыльной стороне вилок — клеймо фирмы: К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-982–983, СБ-415–416, КП-1040–1041
Описание
Раздаточные вилки для салата, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45). Представленные вилки для салата в прейскуранте не упомянуты. Похожие предметы описаны как «салатный прибор, состоящий из вилки и ложки» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893.с. 49–50).
Кроме вилок для салата в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилка разделочная, вилка для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка
Размер
Клейма и надписи
На тыльной стороне ложки — клеймо фирмы:
К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1007–1008 СБ-665–666, КП-1471–1472
Описание
Ложки для гарнира, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленные ложки в прейскуранте не упомянуты.
Кроме ложек для гарнира в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры и для салата; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К .Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка, золочение
Размер
Д — 14,0 см. Вес от 37,67 до 43,85 г
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
На тыльной стороне ложки — клеймо фирмы К. Г. Фаберже: КФ в овальном щитке; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1377–1411, СБ-294–329, КП-894–929
Описание
Ложки для икры с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленные ложки для икры в прейскуранте не упомянуты.
Кроме ложек для икры в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка
Размер
Д — 31,0 см. Вес — 225,53 г; 235,07 г
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
На тыльной стороне ножа — клеймо фирмы:
К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-984–985, СБ-417–418, КП-1042–1043
Описание
Ножи для рыбы, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках и гравированным изображением рыбы в волнах на лезвии. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45). Представленные ножи в прейскуранте не упомянуты, похожий предмет описан так: «Нож для рыбы, гравированный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 47–48).
Кроме ножей для рыбы в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка
Размер
В — 4,3 см. Ш — 9,5 см. Вес от 35,76 до 37,67 г.
Клейма и надписи
На центральном стержне — клеймо фирмы: К. Фаберже; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на боковой стойке: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1081–1085, СБ-584–588, КП-1389–1393
Описание
Подставки под столовые приборы, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на боковых стойках. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Подставки выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленные подставки в прейскуранте не упомянуты.
Кроме подставок под приборы в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка, золочение
Размер
Д — 28,8 см. Вес 169,73 г; 173,67 г.
Клейма и надписи
На тыльной стороне ложки — клеймо фирмы: К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-980–981, СБ-413–414, КП-1038–1039
Описание
Ложки для икры, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893.с. 49–50). Представленные ложки для салата в прейскуранте не упомянуты. Похожие предметы описаны как «салатный прибор, состоящий из вилки и ложки».
Кроме раздаточных ложек для салата, в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка, золочение
Размер
Д — 26,5 см. Вес — 295,97 г; 302,94 г
Клейма и надписи
На внутренней стороне ручек — клеймо фирмы: К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-978–979, СБ-411–412, КП-1036–1037
Описание
Щипцы для спаржи, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входят в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45). Представленные щипцы в прейскуранте не упомянуты. Похожий предмет описан так: «Щипцы для спаржи, гладкие» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 47–48).
Кроме щипцов для спаржи в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка, золочение
Размер
Д — 34,8 см. Вес — 375,3 г.
Клейма и надписи
На тыльной стороне ложки — клеймо фирмы: К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передана из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1009, СБ-667, КП-1473
Описание
Разливательная ложка с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входит в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленная разливательная ложка в прейскуранте не упомянута.
Кроме разливательной ложки в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка
Размер
Д — 29,0 см. Вес 252,86 г.
Клейма и надписи
На ручке — клеймо фирмы К. Г. Фаберже: КФ в овальном щитке; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передана из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-776, СБ-420, КП-1045
Описание
Лопатка для пирога, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручке. Входит в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленная лопатка в прейскуранте не упомянута. Похожий предмет описан так: «Лопатка для пирога, гравированная» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 47–48).
Кроме лопатки для пирога в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатка для торта; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро; литье, гравировка
Размер
Д — 30,5 см. Вес 210,73 г
Клейма и надписи
На тыльной стороне лопатки — клеймо фирмы: К. ФАБЕРЖЕ под двуглавым орлом; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке.
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передана из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-987, СБ-421, КП-1083
Описание
Лопатка для торта, с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входит в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45).
Представленная лопатка в прейскуранте не упомянута.
Кроме лопатки для торта в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож разделочный; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатка для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
1880-е. Россия, Москва, фирма К. Г. Фаберже
Материал, техника
серебро, сталь; литье, гравировка
Размер
Д — 35,2 см. Вес 136,22 г
Клейма и надписи
На перехвате ручки — клеймо фирмы К. Г. Фаберже: КФ в овальном щитке; клеймо Пробирной палаты: проба 84 и герб Москвы в овальном щитке. На лезвии клеймо фирмы-изготовителя стальных лезвий: CHANTRILL&Co BIRMINGHAM, MADE FOR FABERGE
Гравировка на ручках: Ново-Московская
Поступление
Передан из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1005, СВ-188, КП-1469
Описание
Разделочный нож с рельефным орнаментом из завитков в стиле рококо на ручках. Входит в комплект столовых приборов, выполненных фирмой Фаберже. Весь комплект состоит из 301 предмета 22 видов.
Столовые приборы выполнены в московском отделении фирмы ювелира Карла Густавовича Фаберже (1846–1920), открытом в 1887 году и выпускавшем широкий ассортимент предметов столового серебра массового производства. С 1885 года фирма стала поставщиком Двора Его Императорского Величества.
В прейскуранте фирмы, выпущенном в Москве в 1893 году, об этом комплекте написано: «Столовое серебро чеканное № 2 отличается художественной отделкой и тонкой работой. Все предметы этого серебра делаются преимущественно с оксидированными ручками, что придает им известную красоту и изящество; однако, по желанию, можно их также делать и матовыми. Вес этого серебра превышает обыкновенный» (Прейсъ-Курантъ К. Фаберже. М., 1893. с. 44–45). Представленный нож в прейскуранте не упомянут.
Кроме разделочного ножа в комплект входят: ложки столовые, десертные, чайные, кофейные; ножи столовые, десертные; вилки столовые, десертные, ложки раздаточные — для икры, для салата, для гарнира; ложка разливательная; нож для рыбы; вилки разделочная, для салата, для рыбы; лопатки для торта и для пирога; щипцы для спаржи; подставки под столовые приборы.
Период и место создания
Конец XIX века. Россия, Дагестан, село Кубачи
Материал, техника
серебро, сталь, кость, дерево; чернь, гравировка, насечка серебром, канфарение, ложная зернь, тонировка, золочение
Размер
Кинжал: 500 × 42 мм; клинок: 378 × 36 мм; ножны: 430 × 40 мм
Поступление
Переданы из Финотдела Свердловского райисполкома города Москвы в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-403/1–2, СВ-60/1–2, КП-775/1–2
Описание
Кинжал кавказский, типа «кама» — с прямым обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию, с одним долом посредине (дол, или дола, — продольный желоб на клинке для облегчения веса). Рукоять кинжала с костяными накладками. Ножны комбинированные, окованы серебряными пластинами с вставками из кости и кожи. Костяные накладки рукояти и ножен декорированы тонким симметричным растительным орнаментом, выполненным золоченой насечкой. Две костяные пластины ножен тонированы зеленым. На серебряных пластинах выгравирован золоченый и черневой узор. С тыльной стороны — черневой узор на серебряном фоне и кожаная вставка.
Характерный кубачинский орнамент покрывает всю поверхность рукояти и ножен, согласуясь с их формой. У каждого элемента узорной композиции — свое название. Например, симметричный орнамент в виде стилизованных ветвей называется «ттутта» — «дерево» (кубачинск.); асимметричный орнамент в виде разбегающихся во все стороны спиралей называется «мархарай», то есть «заросль»; орнамент в виде фигурного медальона так и называют — «ттамгъа», то есть «медальон».
Кинжал для горцев был предметом особой гордости. Изделия кубачинских мастеров, которые специализировались на художественном оформлении оружия, высоко ценились не только на Кавказе.
(Благодарим за помощь в подготовке материала Амирбека Джалиловича Магомедова, доктора ист. наук, зам. директора по научной работе ИЯЛИ ДНЦ РАН, зав. отделом истории искусств).
Период и место создания
Начало XX века. Туркмения
Материал, техника
серебро, стекло, сердолик; Выпиливание, просечка, штамп, плетение, золочение
Размер
472×282 мм
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1874 СВ-503, КП-7429
Описание
Женское нагрудное украшение «буков» выполнено в виде массивной серебряной пластины с обручем, который охватывает шею. Буков состоит из фигурных прорезных пластин, декорированных гравированным орнаментом на позолоченном фоне и вставками из сердолика. По нижнему краю пластины подвижно закреплены серебряные подвески на цепочках. Обруч, охватывающий шею, также декорирован гравированным орнаментом и сердоликом; с пластиной он соединяется крючками, продетыми в специальные отверстия.
Украшение «буков» было распространено у различных туркменских племен: текинцев, йомутов и сарыков в XIX–начале ХХ века. Как правило, его надевали девушки в день свадьбы, в числе других свадебных серебряных украшений, общий вес которых мог достигать более 10 килограммов. Молодые женщины носили эти украшения в первый год замужества, позже надевали по праздникам.
По форме и декоративному убранству буков соответствует традиционным туркменским украшениям, для которых характерны четкий силуэт, массивность, множество подвесок, позолоченные гравированные и прорезные орнаменты и вставки из сердолика. В конце XIX века сердолик стали заменять красновато-коричневым стеклом.
Ювелирные украшения в Средней Азии были обязательным элементом национального костюма, их ношение было строго регламентировано в соответствии с возрастом, семейным и социальным положением. По способу ношения и назначению украшения разделялись на наголовные, височные, нагрудные, накосные и т.д. Кроме декоративного назначения они выполняли роль оберега.
Период и место создания
Конец XIX–начало ХХ века. Россия, Грузия, г. Тбилиси
Материал, техника
серебро, сталь, дерево; ковка, филигрань, зернь, гравировка, чернь, ложная зернь, травление
Размер
Кинжал: Д — 48 см, Ш — 4 см. Клинок: 36,5×3,4 см. Вес 321,71 г. Ножны: Д — 38,5см; Ш (по устью) — 3,7 см. Вес 291,52 г
Клейма и надписи
На лицевой стороне клинка над центральным долом клеймо мастера: АБДУРАГИМЪ
Поступление
Передан из Финотдела Свердловского РИКа г. Москвы в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-405/1–2, СВ-62/1–2, КП-777/1–2
Описание
Кинжал кавказский, типа «кама» — с прямым обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию, и тремя долами посредине (дол, или дола — продольный желоб на клинке для уменьшения веса кинжала). Внутренние поверхности долов клинка украшены травленым растительным орнаментом. Рукоять и ножны целиком окованы серебром и декорированы традиционным грузинским орнаментом из завитков филиграни и зерни. С тыльной стороны ножен в черневой орнамент включена полоса с надписью на грузинском языке.
Период и место создания
1908–1917. Россия, Москва, фирма Н.В. Немирова-Колодкина
Материал, техника
серебро, родонит, альмандин, халцедон, родусит, бисквит; чеканка, штамп, живопись по бисквиту
Размер
Высота — 305 мм; длина — 315 мм; ширина — 225 мм; основание — 215 × 135 мм; общий вес — 2905 г
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
На основании вазы клейма: фирмы — «Немиров-Колодкинъ» (в прямоугольном щитке); проба — «84» (в прямоугольном щитке); пробирное — «Δ»; женский профиль в кокошнике, обращенный вправо (в овальном щитке).
На боковой части, в картуше, гравированная надпись: Ново-Московская «Интурист».
Поступление
Передана из гостиничного комплекса «Интурист-Националь» в 1985
Инвентарный номер, номер КП
МТ-486, СВ-68, КП-825
Описание
Ваза «Лебедь» представляет собой характерный для неорусского стиля пример сочетания традиционной посудной формы и типичных для модерна стилизованных природных мотивов и орнаментов: древнерусский ковш трансформирован в лебедя с резкой линией изгиба шеи, свойственной искусству модерна. Образ дополняет расположенная сбоку в картуше миниатюрная живописная копия картины М. А. Врубеля «Царевна Лебедь», написанная на пластине из бисквита (неглазурованного фарфора). Поверхность вазы декорирована рельефным чеканным узором из стилизованных перьев-завитков и бус. Вставки из самоцветов в соответствии с древнерусской традицией не граненые, а полированные кабошоны, по цвету они сочетаются с мягкими оттенками живописи в картуше. Внутренняя поверхность вазы покрыта позолотой. Аналогов этому экспонату в опубликованных музейных собраниях нет.
Фабрика, на которой была изготовлена ваза, принадлежала наследникам Николая Васильевича Немирова-Колодкина (1819–1886), организовавшего в 1872 году в Москве производство золотых и серебряных изделий. В 1891 году, через несколько лет после смерти основателя, его племянники учредили фабрично-торговое товарищество преемников Н. В. Немирова-Колодкина и построили новую фабрику, с паровыми машинами. Фирма, выпускавшая столовое серебро, богослужебные предметы, ювелирные украшения в разных художественных стилях, была поставщиком великой княгини Елизаветы Федоровны. В 1917 году предприятие закрылось.
Ваза «Лебедь» была передана в музей вместе с другими предметами столового серебра ведущих ювелирных фирм второй половины XIX–начала ХХ веков из ресторанно-гостиничного комплекса «Интурист-Националь», о чем свидетельствует гравированная надпись в картуше на боковой части вазы — «Ново-Московская „Интурист“».
Ваза постоянно участвует в выставочных проектах. Вместе с другими предметами из коллекции ГМЗ «Царицыно» она была представлена в 1992 году на международной выставке, посвященной 150-летию К. Г. Фаберже, в Екатерининском дворце Царского Села («Блестящая эпоха Фаберже: Каталог выставки в Екатерининском дворце Царского Села». С. Петербург–Париж–Москва. М., 1992. с. 191, кат. 184).
Период и место создания
1908–1917. Россия, Осетия, г. Владикавказ
Материал, техника
серебро, дерево, сталь; ковка, гравировка, канфарение, чернь, ложная зернь, травление
Размер
Кинжал: Д–37,8 см; Ш–40 см. Клинок: 36,0х3,3 см. Вес 352,42 г. Ножны: Д–38,7 см; Ш (по устью)–3,7 см. Вес 275,88 г.
Клейма и надписи
С тыльной стороны у устьев рукояти и ножен клейма: мастера – М Т, в прямоугольном щитке; клеймо Закавказского пробирного управления: О, женский профиль в кокошнике, обращенный вправо; 84 – в овальном щитке
На тыльной стороне клинка надпись травлением: М. Абакаровъ (?)
Поступление
Приобретен у Л.И. Короева в 1988
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1677/1-2, СВ-347/1-2, КП-4893/1-2
Описание
Кинжал кавказский, типа «кама» — с прямым обоюдоострым клинком, резко сужающимся к острию, и одним долом посредине (дол, или дола — продольный желоб на клинке для уменьшения веса кинжала). С одной стороны клинок декорирован травленым орнаментом; рукоять и ножны целиком окованы серебром и декорированы традиционным для этого региона растительным орнаментом.
Период и место создания
1908–1917. Россия, Санкт-Петербург, фирма К.Г. Фаберже
Материал, техника
Лорнет: золото, серебро, сапфир Футляр: дерево, бархат, атлас; литье, эмаль расписная, гравировка, чеканка
Размер
Лорнет: 161 × 34 мм; общий вес – 61,22 г; футляр: 187 × 56 × 26 мм
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
Лорнет.
Клейма на боковом торце: фирмы – ФАБЕРЖЕ (в овальном щитке); мастера — Н.W. (в прямоугольном щитке); пробирное – греческая буква «альфа», женский профиль в кокошнике, обращенный вправо, цифра 56 (в овальном щитке)
Футляр.
На внутренней стороне верхней створки черной краской – двуглавый орел; под ним – печать фирмы: К. ФАБЕРЖЕ МОСКВА С.ПЕТЕРБУРГЪ ОДЕССА
Поступление
Передан из следственного отдела КГБ СССР в 1991
Инвентарный номер, номер КП
Лорнет: МТ-1749; СВ-628 Футляр: Д-1593, Лорнет: КП-8111/1; Футляр: КП-8111/2
Описание
1. Складной лорнет с восьмигранными стеклами в тонкой золотой оправе, на шарнирном соединении. Раскрывается при нажатии на кнопку замка, расположенную сбоку, в верхней части ручки. Механизм скрыт под рельефным изображением орла, обрамленного лавровым венком. Очки складываются и убираются в восьмигранный чехол на тонкой ручке.
Лорнет декорирован опаловой эмалью по гильошированному фону (всплывающая подсказка: гильошировка — нанесение на поверхность металла с помощью специальной машины тонкого, гравированного узора — волн, лучей и т.п.). В центре восьмигранника — сапфир.
2. Прямоугольный футляр со скругленными углами и откидным замком. Внутри створки обтянуты светлым атласом (верхняя) и бархатом (нижняя), в нижней створке — углубление в форме лорнета.
Складной лорнет — жемчужина коллекции произведений фирмы К. Г. Фаберже в собрании ГМЗ «Царицыно».
Густав Фаберже основал в Санкт-Петербурге фирму по производству ювелирных украшений в 1842 году. С 1872 по 1918 год предприятием руководил его сын, Карл Густавович Фаберже (1846–1920) — под его руководством фирма достигла расцвета.
Фирма Фаберже с 1885 года была поставщиком Двора Его Императорского Величества и выпускала широкий ассортимент ювелирных изделий: украшения, столовое серебро, бытовые предметы, церковную утварь. Особенно славились произведения с эмалью по гильошировке. Фирма принимала участие во всероссийских и всемирных промышленно-художественных выставках, получала многочисленные награды.
Лорнет из собрания ГМЗ «Царицыно» изготовлен Генрихом (Генриком) Эммануилом Вигстремом (1862–1923), одним из трех главных мастеров в истории фирмы Фаберже, руководившим её петербургским отделением с 1903 по 1917 год.
Лорнет выполнен в строгом классическом стиле, характерном для произведений этого мастера, и покрыт опаловой, или «устричной», эмалью, разработанной мастерами фирмы (в их распоряжении было более 140 оттенков эмали). Сохранился лорнет в специальном футляре с маркой фирмы Фаберже и указанием городов, в которых были открыты ее отделения: «Москва, Санкт-Петербург, Одесса».
Лорнет постоянно участвует в выставочных проектах. Вместе с другими произведениями из коллекции ГМЗ «Царицыно» в 1992 году он был представлен на международной выставке, посвященной 150-летию К. Г. Фаберже, в Екатерининском дворце Царского Села (Блестящая эпоха Фаберже: Каталог выставки в Екатерининском дворце Царского Села. С. Петербург-Париж-Москва. М., 1992. с. 113, кат. 78).
Период и место создания
1963. СССР, РСФСР, Вологодская обл., г. Великий Устюг, фабрика «Северная чернь»
Материал, техника
серебро; гравировка, чернь, золочение
Размер
Поднос: Дм — 13,2 см. Вес — 89,78 г. Стопки: В — 5,9 см, Дм — 4,3 см. Вес — 42,14 г; 39,77 г; 41,81 г.
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
Клейма на донце каждого предмета — фабрики «Северная чернь»: СЧ3, в прямоугольном щитке; Пробирной палаты: альфа, голова рабочего с молотком, 875, в щитке в форме лопатки.
Поступление
Передан из Научно-исследовательского института художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР в 1984
Инвентарный номер, номер КП
МТ-217–220, СБ-93/1–4, КП-452/1–4
Описание
Набор состоит из трех стопок и подноса, декорированных черневыми изображениями различных сцен из жизни народов Севера. На одной стопке — оленья упряжка, на другой стопке и подносе — чукчи с оленями около национальных жилищ, яранг. На третьей стопке — ледокол во льдах на фоне северного сияния.
Тему освоения Севера нельзя назвать традиционной для мастеров черни. Они обратились к ней в 1960-е годы, стремясь отразить в своих работах события современной жизни.
Чернь, или чернение, — техника нанесения декора на поверхность металлических (чаще серебряных) предметов, при которой гравированный или вытравленный рисунок заполняется специальным составом из серебра, меди, серы и свинца, после чего предмет обжигается, рисунок приобретает черный или темно-серый цвет.
Как промысел северная чернь известна с конца XVII века; ее расцвет пришелся на XVIII век, а к концу XIX века искусство чернения изделий из серебра почти исчезло.
В России одним из центров производства черни был Великий Устюг: устюжское черненое серебро высоко ценилось, в том числе благодаря прочности сцепления черневого состава с серебром.
В 1929 году в Великом Устюге мастера-кустари образовали промысловое объединение «Экспортная мастерская „Северная чернь“». Сохранению и продолжению традиций промысла способствовал один из последних потомственных мастеров — М. П. Чирков, владевший секретом изготовления черни. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1933 году мастерская была преобразована в артель «Северная чернь», с которой и началась современная история этого промысла.
Количество мастеров постепенно увеличивалось, расширялся и ассортимент изделий. Со временем артель была преобразована в фабрику, в 1973 году это уже был завод.
В настоящее время ЗАО «Великоустюгский завод „Северная чернь“» выпускает изделия более 1000 наименований, в основном — столовое серебро.
Период и место создания
1964. СССР, РСФСР, Вологодская обл., г. Великий Устюг, фабрика «Северная чернь»
Материал, техника
серебро; гравировка, чернь, золочение
Размер
В — 7,5 см; Дм — 9,7 см. Общий вес — 210,76 г.
Поступление
Передана из Научно-исследовательского института художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР в 1984.
Инвентарный номер, номер КП
МТ-258, СБ-91, КП-450
Описание
Ваза с панорамным изображением Московского Кремля создана в традиции декорирования предметов черневыми изображениями архитектурных памятников, развивавшейся с XIX века.
На поверхности вазы изображены архитектурные символы двух исторических эпох нашего государства: Большой Кремлевский дворец (1838–1849, архитектор К. А. Тон), с середины XIX века ставший знаковым памятником русского стиля, и Кремлевский дворец съездов (1961, архитектор М. В. Посохин, ныне Государственный Кремлевский дворец) — символ нового, советского времени.
Чернь, или чернение, — техника нанесения декора на поверхность металлических (чаще серебряных) предметов, при которой гравированный или вытравленный рисунок заполняется специальным составом из серебра, меди, серы и свинца, после чего предмет обжигается, рисунок приобретает черный или темно-серый цвет.
Как промысел северная чернь известна с конца XVII века; ее расцвет пришелся на XVIII век, а к концу XIX века искусство чернения изделий из серебра почти исчезло.
В России одним из центров производства черни был Великий Устюг: устюжское черненое серебро высоко ценилось, в том числе благодаря прочности сцепления черневого состава с серебром.
В 1929 году в Великом Устюге мастера-кустари образовали промысловое объединение «Экспортная мастерская „Северная чернь“». Сохранению и продолжению традиций промысла способствовал один из последних потомственных мастеров — М. П. Чирков, владевший секретом изготовления черни. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1933 году мастерская была преобразована в артель «Северная чернь», с которой и началась современная история этого промысла.
Количество мастеров постепенно увеличивалось, расширялся и ассортимент изделий. Со временем артель была преобразована в фабрику, в 1973 году это уже был завод.
В настоящее время ЗАО «Великоустюгский завод „Северная чернь“» выпускает изделия более 1000 наименований, в основном — столовое серебро.
Период и место создания
1965. СССР, РСФСР, Вологодская обл., г. Великий Устюг, фабрика «Северная чернь
Материал, техника
серебро, стекло, металл, бельевая резинка ; гравировка, чернь, канфарение, золочение
Размер
10,7×8,2×2,0 см. Общий вес — 196,11 г
Экспонирование
Серебряная кладовая ГМЗ «Царицыно»
Клейма и надписи
Клейма на створках внутри — фабрики «Северная чернь»: СЧ5, в прямоугольном щитке; Пробирной палаты: альфа, голова рабочего с молотком, 875, в щитке в форме лопатки.
Поступление
Передан из Научно-исследовательского института художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР в 1984
Инвентарный номер, номер КП
МТ-269, СВ-23, КП-471
Описание
На лицевой стороне двустворчатого портсигара изображен вид на башню Адмиралтейства со стороны площади, внизу надпись: «Ленинград Адмиралтейство». На тыльной стороне — овальный медальон с изображением скульптурной группы Ф. Ф. Щедрина «Морские нимфы, несущие земную сферу», расположенной перед Адмиралтейством. Внутренняя поверхность портсигара позолочена. Замок с пружинным затвором украшен вставкой из синего стекла.
Несмотря на то что этот портсигар — предмет массового производства, декор на нем выполнен в лучших традициях черневой архитектурной гравюры: изображение передано с детальной точностью, с использованием широкой градации оттенков черни.
Чернь, или чернение, — техника нанесения декора на поверхность металлических (чаще серебряных) предметов, при которой гравированный или вытравленный рисунок заполняется специальным составом из серебра, меди, серы и свинца, после чего предмет обжигается, рисунок приобретает черный или темно-серый цвет.
Как промысел северная чернь известна с конца XVII века; ее расцвет пришелся на XVIII век, а к концу XIX века искусство чернения изделий из серебра почти исчезло.
В России одним из центров производства черни был Великий Устюг: устюжское черненое серебро высоко ценилось, в том числе благодаря прочности сцепления черневого состава с серебром.
В 1929 году в Великом Устюге мастера-кустари образовали промысловое объединение «Экспортная мастерская „Северная чернь“». Сохранению и продолжению традиций промысла способствовал один из последних потомственных мастеров — М. П. Чирков, владевший секретом изготовления черни. Под его руководством молодые мастера освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1933 году мастерская была преобразована в артель «Северная чернь», с которой и началась современная история этого промысла.
Количество мастеров постепенно увеличивалось, расширялся и ассортимент изделий. Со временем артель была преобразована в фабрику, в 1973 году это уже был завод.
В настоящее время ЗАО «Великоустюгский завод „Северная чернь“» выпускает изделия более 1000 наименований, в основном — столовое серебро.
Период и место создания
1965. СССР, РСФСР, Вологодская обл., г. Великий Устюг, фабрика «Северная чернь»
Материал, техника
серебро; гравировка, чернь, канфарение, золочение
Размер
12,7×5,0 см; В — 1,5 см. Общий вес — 183,97 г
Клейма и надписи
Клейма на створках внутри — фабрики «Северная чернь»: СЧ5 — в прямоугольном щитке; Пробирной палаты: альфа, голова рабочего с молотком, 875 — в щитке в форме лопатки.
Поступление
Передана из Научно-исследовательского института художественной промышленности Министерства местной промышленности РСФСР в 1984
Инвентарный номер, номер КП
МТ-270, СБ-110, КП-476
Описание
Шкатулка с откидной крышкой на шарнирном соединении; вся внутренняя поверхность шкатулки позолочена. Крышка шкатулки декорирована черневым изображением панорамы соборного комплекса в центре Великого Устюга.
Традиция декорирования предметов черневыми изображениями архитектурных памятников известна с XIX века. Автор изображения — Е. В. Тропина, один из ведущих мастеров устюжского черневого промысла 1960–1980-х годов.
Чернь, или чернение, — техника нанесения декора на поверхность металлических (чаще серебряных) предметов, при которой гравированный или вытравленный рисунок заполняется специальным составом из серебра, меди, серы и свинца, после чего предмет обжигается, и рисунок приобретает черный или темно-серый цвет.
Как промысел северная чернь известна с конца XVII века; ее расцвет пришелся на XVIII век, а к концу XIX века искусство чернения изделий из серебра почти исчезло.
В России одним из центров производства черни был Великий Устюг: устюжское черненое серебро высоко ценилось, в том числе благодаря прочности сцепления черневого состава с серебром.
В 1929 году в Великом Устюге мастера-кустари образовали промысловое объединение «Экспортная мастерская „Северная чернь“». Сохранению и продолжению традиций промысла способствовал один из последних потомственных мастеров — М. П. Чирков, владевший секретом изготовления черни. Под его руководством молодые мастера, в том числе Е. В. Тропина, освоили художественные приемы и технику черневого дела. В 1933 году мастерская была преобразована в артель «Северная чернь», с которой и началась современная история этого промысла.
Количество мастеров постепенно увеличивалось, расширялся и ассортимент изделий. Со временем артель была преобразована в фабрику, в 1973 году это уже был завод.
В настоящее время ЗАО «Великоустюгский завод „Северная чернь“» выпускает изделия более 1000 наименований, в основном — столовое серебро.
Период и место создания
1970-е. СССР, РСФСР, Дагестанская АССР, село Кубачи, Кубачинский художественный комбинат
Материал, техника
серебро; чернь, гравировка, канфарение, золочение
Размер
Поднос: 410 × 240 мм, высота — 17 мм;
кувшин:355 × 175 мм, диаметр дна — 98 мм;
рюмки: высота — 102 мм, диаметр основания — 43 мм
Поступление
Дар Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП) Министерства местной промышленности РСФСР в 1984
Инвентарный номер, номер КП
МТ-1160–1166, СБ-26/1–8, КП-367/1–8
Описание
Набор для вина декорирован гравированным и черневым растительным орнаментом на золоченом и серебряном фоне. На подносе и кувшине в обрамлении растительного узора — изображение битвы воина с драконом. Кувшин повторяет форму кумгана (сосуда с высоким узким горлом и длинными изогнутыми носиком и ручкой).
Мастера-ювелиры дагестанского села Кубачи, славившиеся в дореволюционное время художественным оформлением холодного оружия, в советский период стали изготавливать и столовое серебро (наборы для вина, чайные и кофейные сервизы), и бытовые предметы (туалетные коробочки, чернильные приборы, портсигары и т.п.), украшая их традиционным кубачинским орнаментом.
В 1960–1980-е годы в кубачинских орнаментах появляются изображения животных и сюжетные композиции, не характерные для этого промысла в прошлом, — так проявлялась творческая индивидуальность мастеров, которые стремились оживить и разнообразить традиционный узор. В числе первых мастеров, включивших новые сюжеты в орнаменты и открывших новый этап в истории промысла, были Г. Магомедов и Р. Алиханов. Мастер Г. Богатыров, выполнивший в 1970-е годы набор для вина «Битва с драконом», продолжал их художественные поиски.