Археология Гривна (шейное украшение) Гривна (шейное украшение) Период и место создания XI–XIII вв. Материал, техника сплав медный; Четыре перевитых прута, литье, скручивание, изгибание, лужение, волочение Размер 23,8×21 см Происхождение Период и место создания XI–XIII вв. Материал, техника сплав медный; Четыре перевитых прута, литье, скручивание, изгибание, лужение, волочение Размер 23,8×21 см Поступление Передано Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова из коллекции А.В. Арциховского в 1997 Инвентарный номер, номер КП МТ-2744, КП-14667 Описание Замечательная находка из раскопок археолога А. В. Арциховского в курганах царицынского парка — витая гривна, шейное металлическое украшение древнерусского периода. Она представляет собой согнутый обручем металлический жгут, состоящий из четырех сдвоенных проволок с раскованными пластинчатыми завершениями. Это самый распространённый тип гривен на всей территории Древней Руси. Изготавливали такие гривны чаще всего из двух-трёх круглых в сечении проволок неравномерной толщины, свитых в жгут. В средней части обруча проволока, как правило, более толстая, с диаметром сечения 3–4 мм, по направлению к концам становится приблизительно в два раза тоньше, при этом форма поперечного сечения не меняется. Следы волочения сохраняются по всей длине проволоки. Гривны носили знатные люди, поэтому в культурном слое древнерусских городов они встречаются довольно редко, в курганах вятичей X–XIII веков их находили исключительно в богатых захоронениях. Нередко гривны находят в кладах, относящихся к домонгольскому времени, зарытых в минуту опасности. Самые древние гривны известны по кладам IX века, гривны X века встречаются как в курганах, так и в кладах. Больше всего найдено гривен, относящихся к XI веку. В конце XII — начале XIII века эти украшения постепенно выходят из употребления, а в послемонгольское время уже не встречаются. Возможно, в какой-то период шейные гривны играли роль денежных знаков. Позже название «гривна», видимо, перешло на слитки серебра, которые использовали в качестве денег. Многие типы шейных обручей бытовали у славянских и соседних с ними племён: балтов, финно-угров, скандинавов. У разных народов в различные периоды времени они входили в состав то преимущественно женского, то в основном мужского наряда. Ключ декоративный, с петлевидной ручкой Ключ декоративный, с петлевидной ручкой Период и место создания XII век, Северо-Восточная Русь Материал, техника бронза; литье Размер Д — 4,5 см Поступление Найден Царицынской экспедицией Института археологии РАН в 2006 году Инвентарный номер, номер КП Арх-91, КП-17907 Описание Амулет-подвеска в виде декоративного ключа, датированный XII веком, относится к группе украшений, распространенных в XI–XIII веках в Северо-Западной и Северо-Восточной Руси среди сельского населения и горожан. Он был обнаружен во время археологических раскопок 2006 года в селище Борисово–1, расположенном на юге Москвы, в районе Борисовских прудов. Это миниатюрная подвеска с небольшой петлевидной ручкой, слегка рифленым стержнем и прямоугольной бородкой, украшенной кружковым орнаментом. По форме она повторяет наиболее распространенные типы замковых ключей XI–XII веков. В курганных захоронениях подобные подвески чаще всего находят в сочетании с другими амулетами. Подвеска в виде ключа выполняла в Древней Руси роль оберега, была символом богатства и охраны имущества. Нагрудные и поясные подвески, воспроизводящие в миниатюре различные предметы быта: ключи, ложки, ковшики, гребни и т.п., — украшали прежде всего женские наряды, однако их могли носить и мужчины. Женщины надевали подвески по праздникам: вплетали их в волосы, украшали ими головные уборы, носили в виде ожерелий, привешивали к поясу. Подвески прикреплялись при помощи цепочек, шнурков или лент. Изделия из металла (меди, бронзы, серебра), прежде всего ювелирные украшения, сохранились лучше, чем предметы из дерева и ткани. Они расширяют наши знания о верованиях, жизни и быте народов, населявших Россию в прошлом, и становятся ценным материальным источником для исследователей. Многообразие форм и орнаментики этих изделий демонстрирует высокий уровень развития ремесел на Руси домонгольского периода. Удивляет тонкость исполнения этих миниатюрных предметов и их художественная выразительность. Височное семилопастное кольцо Височное семилопастное кольцо Период и место создания XII–XIII вв. Материал, техника металл цветной; литье, гравировка Размер 6,5×5 см Происхождение Москва, курганы вятичей в Царицыне, находка экспедиции А.В. Арциховского, 1944 Поступление Передано из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1997 Инвентарный номер, номер КП Арх-93, КП-17848 Описание Ажурное семилопастное височное кольцо из бронзы древнерусского периода — ценная археологическая находка, сделанная экспедицией под руководством А. В. Арциховского (1944) в курганах на территории царицынского парка. Это единственное височное кольцо с ажурным орнаментом в коллекции музея. По верхнему краю пластины кольцо украшено решёткой из нескольких горизонтальных рядов колец — этот орнамент придаёт кольцу особую узорчатость, делает его нарядным и легким. Височные кольца — это серебряные, бронзовые или медные украшения женских головных уборов, распространенные на территории расселения славян в XI–XIII веках. Их закрепляли около висков на лентах или ремешках, в волосах, изредка продевали в мочку уха, как серьги. Орнаменты семилопастных колец в процессе эволюции становились более сложными, более разнообразными, появлялись решётчатые, подзорчатые, ажурные и кружевные орнаменты. Семилопастное кольцо Семилопастное кольцо Период и место создания XI–XIII вв. Материал, техника металл цветной; литье, гравировка Размер 7×7,3 см Происхождение Москва, курганы вятичей в Царицыне, находка экспедиции А.В. Арциховского, 1944 Поступление Передано из Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1997 Инвентарный номер, номер КП МТ-2686, КП-14665 Описание Височное семилопастное кольцо, состоящее из дужки-полукольца (сохранность фрагментарная) и фигурной пластины, входит в ряд украшений, найденных в царицынских курганах экспедицией археолога А. В. Арциховского в 1944 году. Височные кольца — это женские украшения из серебра, бронзы или меди, крепившиеся около висков к головным уборам, лентам, ремешкам или непосредственно к волосам. Изредка их продевали в мочку уха, как серьги. Височные кольца не были специфически славянскими украшениями, в Средние века их носили и в Византии, и в Западной Европе. У славянских племён височные кольца встречаются уже в VIII–IX веках, но особенно широкое распространение они получили в XII и XIII веках. Семилопастные кольца часто находили в женских погребениях в областях расселения вятичей, причем именно эти украшения, по мнению археолога Т. В. Равдиной, были основным признаком, по которому определяли принадлежность захоронений вятичским племенам. Орнамент этого височного кольца, как и большинства височных украшений, найденных в царицынских курганах, достаточно лаконичен: это «рубчатые пояски, соответствующие очертаниям плоской поверхности кольца, и семь острых городков, заходящие своими остриями в лепестки, так что каждому лепестку соответствует входящее в него острие зубчика» (Сизов В. И. О происхождении и характере курганных височных колец и преимущественно московского типа // Археологические известия и заметки. 1895. № 6. с. 184). По мнению большинства исследователей, такой орнамент типичен для русской деревенской художественной культуры. Но кроме основного, традиционного орнамента обращает на себя внимание рисунок, нанесенный на лопастях украшения: на шестой лопасти — крестики с ромбической сердцевиной, а на центральной, четвертой лопасти — сложный узор, который археолог А. В. Арциховский считает «первым примером проникновения в деревенское искусство плетенки того стиля, который так характерен для орнамента древнерусских книг» (Цит. по: Арциховский А. В. Царицынские курганы // Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 1. М.;Л., 1947. с. 81). В характере и манере плетения пересекающихся эллипсов он видит один из вариантов книжного знака «О»: «Такие „О“ имеются в Апостоле 1220 года из Патриаршей библиотеки […] и в житии Нифонта 1222 года из Троице-Сергиевской библиотеки» (Там же. с. 81). Именно этот узор на лопастях делает височное кольцо чрезвычайно значимым предметом в коллекции украшений из курганов вятичей на территории царицынского парка. Из-за своей необычной формы и декора височные лопастные кольца оказались в центре внимания учёных более ста лет назад. Тогда же обсуждался вопрос и о месте производства вятичских украшений, было высказано мнение об их иноземном происхождении. Но А. В. Арциховский, экспедиция которого в 1940-е годы работала на территории царицынского парка, убедительно доказал местное происхождение большинства ювелирных изделий вятичей. Скобель Скобель Период и место создания XII–XIII вв. Материал, техника железо; ковка Размер 15,7×10×11,9 см Происхождение Москва, курганы вятичей в Царицыне, находка экспедиции А.В. Арциховского, 1944 Поступление Передано Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова из коллекции А.В. Арциховского в 1997 г. Инвентарный номер, номер КП МТ-2797, КП-14692 Описание Железный скобель был найден в 1944 году в мужском захоронении в кургане на территории царицынского парка. Археолог А. В. Арциховский считал эту находку одной из главных в раскопках курганов вятичей в Царицыне. Скобель лежал в области груди, под позвоночником погребенного — вероятно, плотника, которому в могилу положили его рабочий инструмент. Подобные предметы в захоронениях славянских племён встречались редко. В курганах вятичей, по словам А. В. Арциховского, до раскопок 1944 года из орудий труда археологи находили только ножи и серпы (ножи — в захоронениях и у мужчин, и у женщин, серпы — только у женщин). Скобель, или струг, — это инструмент для сдирания коры с брёвен, который применяли после обработки дерева топором или теслом. Д. К. Зеленин, крупнейший этнограф советского времени, так описывает этот инструмент: «Струг в своём простейшем виде представляет из себя дугообразную железную пластинку с двумя деревянными ручками, скобель. Плотники обдирают им с брёвен кору и лыко. Он также заменяет обычно рубанок, который появился много позднее» (Цит. по: Арциховский А. В. Царицынские курганы // Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 1. М.;Л., 1947. с. 79). Такая конструкция скобеля — дугообразное ножевидное лезвие с двумя поперечными ручками на концах — появилась в IX веке и без просуществовала до нашего времени. Различались скобели размерами и формой лезвия: режущая часть могла быть или с прямолинейным лезвием, или, чаще всего, с дугообразным, как у скобеля из царицынского кургана. Ширина дуги колебалась в пределах от 5 до 15 см. Толщина лезвия не превышала 3–4 мм, угол резания, соответственно, был маленький, и при надлежащей заточке инструмент получался достаточно острым. И скобель, и другие основные виды и формы деревообрабатывающих инструментов — топоры, пилы, долота — были созданы в IX–X веках. В это время они приобрели наиболее рациональные конструктивные формы, которые просуществовали вплоть до XXI столетия. Изразец лицевой красный Изразец лицевой красный Период и место создания Конец XVI – первая половина XVII века. Россия, г. Москва Материал, техника глина красная; формовка, обжиг Размер 20,3 × 20,3 см Поступление Передан археологической экспедицией Центра археологических исследований (ЦАИ) в 2001 Инвентарный номер, номер КП НВ-3029/125 Описание Терракотовый печной изразец найден во время археологических раскопок в московском районе Замоскворечье. Периметр лицевой стороны изразца оформляет квадратная рельефная рамка с трилистниками по углам. Внутри квадратной — рельефная округлая рамка толщиной около 1,1 см, орнаментированная зубчиками. В центре изразца рельефное изображение двуглавого орла — герб Русского государства. Длинные перья крыльев и хвоста орла выделены штриховкой, оперение передано такими же зубчиками, как и на округлой рамке. Изразец входит в состав хранящейся в фондах ГМЗ «Царицыно» коллекции неполивных рельефных изразцов из терракоты, так называемых красных изразцов, датируемых концом XVI — первой половиной XVII века. Изразцы (от древнерусского слова «изразить», т. е. украсить) предназначались прежде всего для украшения печей во дворцах и палатах богатых людей; реже их использовали в наружном декоре кирпичных зданий. При изготовлении изразцов подготовленную глину набивали в деревянные формы с вырезанным объемным рисунком, а на тыльной стороне делали выступы-румпы для крепления в стене. Затем оттиски сушились и обжигались в печи, приобретая красновато-коричневый цвет (подробнее об истории изразцов на Руси см., например, в кн.: Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. М., 1938). Терракотовые изразцы начали изготавливать московские мастера в конце XVI века. С середины XVII века эти изразцы постепенно вытесняются более декоративными поливными многоцветными изразцами. Гвозди Гвозди Период и место создания XVIII век. Россия Материал, техника железо; ковка Размер КП-18439/1: Д — 19,0 см; КП-18439/2: Д — 14,5 см; КП-18439/3: Д — 8,5 см. Происхождение Найдены археологической экспедицией ИА РАН при раскопках в Царицыне в 2005 Поступление Передано Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова из коллекции А.В. Арциховского в 1997 г. Инвентарный номер, номер КП Арх-9953–9955, КП-18439/1–3 Описание Кованые гвозди были обнаружены в 2005 году в ходе раскопок экспедицией Института археологии РАН на территории дворцового комплекса «Царицыно». По всей вероятности, их использовали при строительстве императорской резиденции в конце XVIII века. Производство кованых гвоздей в России в XVIII веке было делом трудоемким и кропотливым. Каждый гвоздь по-своему уникален, найти два абсолютно одинаковых практически невозможно. Плитка напольная керамическая шестигранная Плитка напольная керамическая шестигранная Период и место создания 1775–1785, Россия Материал, техника глина красная; формовка, обжиг Размер 14 × 16 см Экспонирование Царицынские древности. Археологические памятники XVII–начала XX века Поступление Найдена археологической экспедицией ИА РАН при раскопках в Царицыне в 2005 Инвентарный номер, номер КП Арх-37, КП-17864 Описание При раскопках в Царицыне были найдены напольные плоские керамические плитки (сохранившиеся целыми и фрагменты), относящиеся к периоду строительства императорской резиденции архитектором В. И. Баженовым. Все они неполивные, изготовлены из одинакового красноглиняного теста, одинаковой шестигранной формы, одного размера. Внешняя обработка у всех плиток также одинаковая. Еще на начальном этапе строительства загородной усадьбы для Екатерины II Баженов получил указания императрицы относительно полов в царицынских зданиях. На запрос архитектора, должны ли быть полы «из кирпичной глины плитками или сементом по-венециански? Или по-русски — деревянные», последовал ответ государыни: «Полы делать из кирпичной глины плитками» (Цит. по: Василий Иванович Баженов: письма; пояснения к проектам; свидетельства современников; биографические документы / Сост. Ю. Я. Герчук. М., 2001. с. 132). Согласно этому указанию, полы во всех дворцах и во всех павильонах были выложены плитками. Баженовская строительная керамика («золотая» черепица и плитки пола), оставшаяся после разборки дворцов в 1786 году и обнаруженная в 2005 году в результате работы Царицынской археологической экспедиции ИА РАН, относится к одному из самых замечательных периодов строительства дворцового комплекса в Царицыне и, безусловно, представляет большой интерес как для исследователей, так и для любознательной публики. Пряслица шиферные Пряслица шиферные Период и место создания XII–XIII века. Русь Материал, техника Шифер розовый; вытачивание, сверление Размеры КП-18439/1: Д — 19,0 см; КП-18439/2: Д — 14,5 см; КП-18439/3: Д — 8,5 см. Происхождение Найдены археологической экспедицией ИА РАН при раскопках селища Борисово в Москве в 2006 году Инвентарный номер, номер КП КП-17903 КП-17904 КП-17905 Экспонирование Постоянная экспозиция «Царицынские древности. Археология Царицына» Описание Пряслице – приспособление для прядения, грузик со сквозным отверстием, который надевали на веретено, чтобы оно вращалось более равномерно и нитка получалась ровной. Изготавливали их обычно из шифера, глины или осколков глиняной утвари. Пряслица из розового шифера (пирофиллитового сланца) из собрания музея-заповедника «Царицыно» были найдены в Москве при раскопках селища Борисово – археологического памятника в районе Борисовских прудов (в ходе археологических исследований в 2006 году здесь найдены также нательный крест, декоративный ключ и другие предметы XII–XIII веков). Находка шиферных пряслиц позволяет отнести археологический комплекс селища Борисово к домонгольскому периоду, так как после татаро-монгольского нашествия пряслица из розового шифера больше не изготавливались.
Гривна (шейное украшение) Период и место создания XI–XIII вв. Материал, техника сплав медный; Четыре перевитых прута, литье, скручивание, изгибание, лужение, волочение Размер 23,8×21 см Происхождение Период и место создания XI–XIII вв. Материал, техника сплав медный; Четыре перевитых прута, литье, скручивание, изгибание, лужение, волочение Размер 23,8×21 см Поступление Передано Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова из коллекции А.В. Арциховского в 1997 Инвентарный номер, номер КП МТ-2744, КП-14667 Описание Замечательная находка из раскопок археолога А. В. Арциховского в курганах царицынского парка — витая гривна, шейное металлическое украшение древнерусского периода. Она представляет собой согнутый обручем металлический жгут, состоящий из четырех сдвоенных проволок с раскованными пластинчатыми завершениями. Это самый распространённый тип гривен на всей территории Древней Руси. Изготавливали такие гривны чаще всего из двух-трёх круглых в сечении проволок неравномерной толщины, свитых в жгут. В средней части обруча проволока, как правило, более толстая, с диаметром сечения 3–4 мм, по направлению к концам становится приблизительно в два раза тоньше, при этом форма поперечного сечения не меняется. Следы волочения сохраняются по всей длине проволоки. Гривны носили знатные люди, поэтому в культурном слое древнерусских городов они встречаются довольно редко, в курганах вятичей X–XIII веков их находили исключительно в богатых захоронениях. Нередко гривны находят в кладах, относящихся к домонгольскому времени, зарытых в минуту опасности. Самые древние гривны известны по кладам IX века, гривны X века встречаются как в курганах, так и в кладах. Больше всего найдено гривен, относящихся к XI веку. В конце XII — начале XIII века эти украшения постепенно выходят из употребления, а в послемонгольское время уже не встречаются. Возможно, в какой-то период шейные гривны играли роль денежных знаков. Позже название «гривна», видимо, перешло на слитки серебра, которые использовали в качестве денег. Многие типы шейных обручей бытовали у славянских и соседних с ними племён: балтов, финно-угров, скандинавов. У разных народов в различные периоды времени они входили в состав то преимущественно женского, то в основном мужского наряда.
Ключ декоративный, с петлевидной ручкой Период и место создания XII век, Северо-Восточная Русь Материал, техника бронза; литье Размер Д — 4,5 см Поступление Найден Царицынской экспедицией Института археологии РАН в 2006 году Инвентарный номер, номер КП Арх-91, КП-17907 Описание Амулет-подвеска в виде декоративного ключа, датированный XII веком, относится к группе украшений, распространенных в XI–XIII веках в Северо-Западной и Северо-Восточной Руси среди сельского населения и горожан. Он был обнаружен во время археологических раскопок 2006 года в селище Борисово–1, расположенном на юге Москвы, в районе Борисовских прудов. Это миниатюрная подвеска с небольшой петлевидной ручкой, слегка рифленым стержнем и прямоугольной бородкой, украшенной кружковым орнаментом. По форме она повторяет наиболее распространенные типы замковых ключей XI–XII веков. В курганных захоронениях подобные подвески чаще всего находят в сочетании с другими амулетами. Подвеска в виде ключа выполняла в Древней Руси роль оберега, была символом богатства и охраны имущества. Нагрудные и поясные подвески, воспроизводящие в миниатюре различные предметы быта: ключи, ложки, ковшики, гребни и т.п., — украшали прежде всего женские наряды, однако их могли носить и мужчины. Женщины надевали подвески по праздникам: вплетали их в волосы, украшали ими головные уборы, носили в виде ожерелий, привешивали к поясу. Подвески прикреплялись при помощи цепочек, шнурков или лент. Изделия из металла (меди, бронзы, серебра), прежде всего ювелирные украшения, сохранились лучше, чем предметы из дерева и ткани. Они расширяют наши знания о верованиях, жизни и быте народов, населявших Россию в прошлом, и становятся ценным материальным источником для исследователей. Многообразие форм и орнаментики этих изделий демонстрирует высокий уровень развития ремесел на Руси домонгольского периода. Удивляет тонкость исполнения этих миниатюрных предметов и их художественная выразительность.
Височное семилопастное кольцо Период и место создания XII–XIII вв. Материал, техника металл цветной; литье, гравировка Размер 6,5×5 см Происхождение Москва, курганы вятичей в Царицыне, находка экспедиции А.В. Арциховского, 1944 Поступление Передано из Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1997 Инвентарный номер, номер КП Арх-93, КП-17848 Описание Ажурное семилопастное височное кольцо из бронзы древнерусского периода — ценная археологическая находка, сделанная экспедицией под руководством А. В. Арциховского (1944) в курганах на территории царицынского парка. Это единственное височное кольцо с ажурным орнаментом в коллекции музея. По верхнему краю пластины кольцо украшено решёткой из нескольких горизонтальных рядов колец — этот орнамент придаёт кольцу особую узорчатость, делает его нарядным и легким. Височные кольца — это серебряные, бронзовые или медные украшения женских головных уборов, распространенные на территории расселения славян в XI–XIII веках. Их закрепляли около висков на лентах или ремешках, в волосах, изредка продевали в мочку уха, как серьги. Орнаменты семилопастных колец в процессе эволюции становились более сложными, более разнообразными, появлялись решётчатые, подзорчатые, ажурные и кружевные орнаменты.
Семилопастное кольцо Период и место создания XI–XIII вв. Материал, техника металл цветной; литье, гравировка Размер 7×7,3 см Происхождение Москва, курганы вятичей в Царицыне, находка экспедиции А.В. Арциховского, 1944 Поступление Передано из Московского Государственного университета имени М.В. Ломоносова в 1997 Инвентарный номер, номер КП МТ-2686, КП-14665 Описание Височное семилопастное кольцо, состоящее из дужки-полукольца (сохранность фрагментарная) и фигурной пластины, входит в ряд украшений, найденных в царицынских курганах экспедицией археолога А. В. Арциховского в 1944 году. Височные кольца — это женские украшения из серебра, бронзы или меди, крепившиеся около висков к головным уборам, лентам, ремешкам или непосредственно к волосам. Изредка их продевали в мочку уха, как серьги. Височные кольца не были специфически славянскими украшениями, в Средние века их носили и в Византии, и в Западной Европе. У славянских племён височные кольца встречаются уже в VIII–IX веках, но особенно широкое распространение они получили в XII и XIII веках. Семилопастные кольца часто находили в женских погребениях в областях расселения вятичей, причем именно эти украшения, по мнению археолога Т. В. Равдиной, были основным признаком, по которому определяли принадлежность захоронений вятичским племенам. Орнамент этого височного кольца, как и большинства височных украшений, найденных в царицынских курганах, достаточно лаконичен: это «рубчатые пояски, соответствующие очертаниям плоской поверхности кольца, и семь острых городков, заходящие своими остриями в лепестки, так что каждому лепестку соответствует входящее в него острие зубчика» (Сизов В. И. О происхождении и характере курганных височных колец и преимущественно московского типа // Археологические известия и заметки. 1895. № 6. с. 184). По мнению большинства исследователей, такой орнамент типичен для русской деревенской художественной культуры. Но кроме основного, традиционного орнамента обращает на себя внимание рисунок, нанесенный на лопастях украшения: на шестой лопасти — крестики с ромбической сердцевиной, а на центральной, четвертой лопасти — сложный узор, который археолог А. В. Арциховский считает «первым примером проникновения в деревенское искусство плетенки того стиля, который так характерен для орнамента древнерусских книг» (Цит. по: Арциховский А. В. Царицынские курганы // Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 1. М.;Л., 1947. с. 81). В характере и манере плетения пересекающихся эллипсов он видит один из вариантов книжного знака «О»: «Такие „О“ имеются в Апостоле 1220 года из Патриаршей библиотеки […] и в житии Нифонта 1222 года из Троице-Сергиевской библиотеки» (Там же. с. 81). Именно этот узор на лопастях делает височное кольцо чрезвычайно значимым предметом в коллекции украшений из курганов вятичей на территории царицынского парка. Из-за своей необычной формы и декора височные лопастные кольца оказались в центре внимания учёных более ста лет назад. Тогда же обсуждался вопрос и о месте производства вятичских украшений, было высказано мнение об их иноземном происхождении. Но А. В. Арциховский, экспедиция которого в 1940-е годы работала на территории царицынского парка, убедительно доказал местное происхождение большинства ювелирных изделий вятичей.
Скобель Период и место создания XII–XIII вв. Материал, техника железо; ковка Размер 15,7×10×11,9 см Происхождение Москва, курганы вятичей в Царицыне, находка экспедиции А.В. Арциховского, 1944 Поступление Передано Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова из коллекции А.В. Арциховского в 1997 г. Инвентарный номер, номер КП МТ-2797, КП-14692 Описание Железный скобель был найден в 1944 году в мужском захоронении в кургане на территории царицынского парка. Археолог А. В. Арциховский считал эту находку одной из главных в раскопках курганов вятичей в Царицыне. Скобель лежал в области груди, под позвоночником погребенного — вероятно, плотника, которому в могилу положили его рабочий инструмент. Подобные предметы в захоронениях славянских племён встречались редко. В курганах вятичей, по словам А. В. Арциховского, до раскопок 1944 года из орудий труда археологи находили только ножи и серпы (ножи — в захоронениях и у мужчин, и у женщин, серпы — только у женщин). Скобель, или струг, — это инструмент для сдирания коры с брёвен, который применяли после обработки дерева топором или теслом. Д. К. Зеленин, крупнейший этнограф советского времени, так описывает этот инструмент: «Струг в своём простейшем виде представляет из себя дугообразную железную пластинку с двумя деревянными ручками, скобель. Плотники обдирают им с брёвен кору и лыко. Он также заменяет обычно рубанок, который появился много позднее» (Цит. по: Арциховский А. В. Царицынские курганы // Материалы и исследования по археологии Москвы. Т. 1. М.;Л., 1947. с. 79). Такая конструкция скобеля — дугообразное ножевидное лезвие с двумя поперечными ручками на концах — появилась в IX веке и без просуществовала до нашего времени. Различались скобели размерами и формой лезвия: режущая часть могла быть или с прямолинейным лезвием, или, чаще всего, с дугообразным, как у скобеля из царицынского кургана. Ширина дуги колебалась в пределах от 5 до 15 см. Толщина лезвия не превышала 3–4 мм, угол резания, соответственно, был маленький, и при надлежащей заточке инструмент получался достаточно острым. И скобель, и другие основные виды и формы деревообрабатывающих инструментов — топоры, пилы, долота — были созданы в IX–X веках. В это время они приобрели наиболее рациональные конструктивные формы, которые просуществовали вплоть до XXI столетия.
Изразец лицевой красный Период и место создания Конец XVI – первая половина XVII века. Россия, г. Москва Материал, техника глина красная; формовка, обжиг Размер 20,3 × 20,3 см Поступление Передан археологической экспедицией Центра археологических исследований (ЦАИ) в 2001 Инвентарный номер, номер КП НВ-3029/125 Описание Терракотовый печной изразец найден во время археологических раскопок в московском районе Замоскворечье. Периметр лицевой стороны изразца оформляет квадратная рельефная рамка с трилистниками по углам. Внутри квадратной — рельефная округлая рамка толщиной около 1,1 см, орнаментированная зубчиками. В центре изразца рельефное изображение двуглавого орла — герб Русского государства. Длинные перья крыльев и хвоста орла выделены штриховкой, оперение передано такими же зубчиками, как и на округлой рамке. Изразец входит в состав хранящейся в фондах ГМЗ «Царицыно» коллекции неполивных рельефных изразцов из терракоты, так называемых красных изразцов, датируемых концом XVI — первой половиной XVII века. Изразцы (от древнерусского слова «изразить», т. е. украсить) предназначались прежде всего для украшения печей во дворцах и палатах богатых людей; реже их использовали в наружном декоре кирпичных зданий. При изготовлении изразцов подготовленную глину набивали в деревянные формы с вырезанным объемным рисунком, а на тыльной стороне делали выступы-румпы для крепления в стене. Затем оттиски сушились и обжигались в печи, приобретая красновато-коричневый цвет (подробнее об истории изразцов на Руси см., например, в кн.: Филиппов А. В. Древнерусские изразцы. М., 1938). Терракотовые изразцы начали изготавливать московские мастера в конце XVI века. С середины XVII века эти изразцы постепенно вытесняются более декоративными поливными многоцветными изразцами.
Гвозди Период и место создания XVIII век. Россия Материал, техника железо; ковка Размер КП-18439/1: Д — 19,0 см; КП-18439/2: Д — 14,5 см; КП-18439/3: Д — 8,5 см. Происхождение Найдены археологической экспедицией ИА РАН при раскопках в Царицыне в 2005 Поступление Передано Московским Государственным университетом имени М.В. Ломоносова из коллекции А.В. Арциховского в 1997 г. Инвентарный номер, номер КП Арх-9953–9955, КП-18439/1–3 Описание Кованые гвозди были обнаружены в 2005 году в ходе раскопок экспедицией Института археологии РАН на территории дворцового комплекса «Царицыно». По всей вероятности, их использовали при строительстве императорской резиденции в конце XVIII века. Производство кованых гвоздей в России в XVIII веке было делом трудоемким и кропотливым. Каждый гвоздь по-своему уникален, найти два абсолютно одинаковых практически невозможно.
Плитка напольная керамическая шестигранная Период и место создания 1775–1785, Россия Материал, техника глина красная; формовка, обжиг Размер 14 × 16 см Экспонирование Царицынские древности. Археологические памятники XVII–начала XX века Поступление Найдена археологической экспедицией ИА РАН при раскопках в Царицыне в 2005 Инвентарный номер, номер КП Арх-37, КП-17864 Описание При раскопках в Царицыне были найдены напольные плоские керамические плитки (сохранившиеся целыми и фрагменты), относящиеся к периоду строительства императорской резиденции архитектором В. И. Баженовым. Все они неполивные, изготовлены из одинакового красноглиняного теста, одинаковой шестигранной формы, одного размера. Внешняя обработка у всех плиток также одинаковая. Еще на начальном этапе строительства загородной усадьбы для Екатерины II Баженов получил указания императрицы относительно полов в царицынских зданиях. На запрос архитектора, должны ли быть полы «из кирпичной глины плитками или сементом по-венециански? Или по-русски — деревянные», последовал ответ государыни: «Полы делать из кирпичной глины плитками» (Цит. по: Василий Иванович Баженов: письма; пояснения к проектам; свидетельства современников; биографические документы / Сост. Ю. Я. Герчук. М., 2001. с. 132). Согласно этому указанию, полы во всех дворцах и во всех павильонах были выложены плитками. Баженовская строительная керамика («золотая» черепица и плитки пола), оставшаяся после разборки дворцов в 1786 году и обнаруженная в 2005 году в результате работы Царицынской археологической экспедиции ИА РАН, относится к одному из самых замечательных периодов строительства дворцового комплекса в Царицыне и, безусловно, представляет большой интерес как для исследователей, так и для любознательной публики.
Пряслица шиферные Период и место создания XII–XIII века. Русь Материал, техника Шифер розовый; вытачивание, сверление Размеры КП-18439/1: Д — 19,0 см; КП-18439/2: Д — 14,5 см; КП-18439/3: Д — 8,5 см. Происхождение Найдены археологической экспедицией ИА РАН при раскопках селища Борисово в Москве в 2006 году Инвентарный номер, номер КП КП-17903 КП-17904 КП-17905 Экспонирование Постоянная экспозиция «Царицынские древности. Археология Царицына» Описание Пряслице – приспособление для прядения, грузик со сквозным отверстием, который надевали на веретено, чтобы оно вращалось более равномерно и нитка получалась ровной. Изготавливали их обычно из шифера, глины или осколков глиняной утвари. Пряслица из розового шифера (пирофиллитового сланца) из собрания музея-заповедника «Царицыно» были найдены в Москве при раскопках селища Борисово – археологического памятника в районе Борисовских прудов (в ходе археологических исследований в 2006 году здесь найдены также нательный крест, декоративный ключ и другие предметы XII–XIII веков). Находка шиферных пряслиц позволяет отнести археологический комплекс селища Борисово к домонгольскому периоду, так как после татаро-монгольского нашествия пряслица из розового шифера больше не изготавливались.