Кракелюр VS платяная моль
Главный хранитель музея-заповедника Елена Карасева рассказывает, как хранят музейные предметы в «Царицыне» и что страшнее – кракелюр, платяная моль или повышенная влажность воздуха.
По данным на май 2025 года, в собрании «Царицына» находится 61676 музейных предметов. Здесь хранятся самые разные коллекции: керамика, фарфор, стекло, мебель, археология, ткачество, текстиль, живопись, графика, редкая книга, драгоценные камни, металлы, и о каждой из них заботится целый штат хранителей.
Деятельность специалиста по учету и хранению музейных предметов строго регламентирована, поэтому главной настольной книгой для музейного хранителя является том с длинным названием «Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций».
Давайте посмотрим внимательнее на эти аспекты работы и проследим миграцию коллекционных артефактов от хранилища к месту экспонирования.
Хранение
Парадоксально, но «Царицыно» не имеет собственного фондохранилища, и в этом заключается самая большая сложность нашей работы. Необходимые площади приходится арендовать. Одно из таких помещений сейчас – это настоящее подземное царство площадью около трех тысяч квадратных метров, которое разделено на отдельные отсеки для хранения по материалам. Внутри отсеков располагаются многочисленные шкафы с выдвижными ящиками, стеллажи для предметов декоративно-прикладного искусства, кассетные системы для размещения картин, валы для хранения ковров и гобеленов.
Чтобы легко обнаружить каждый предмет в фонде, его месту хранения присваивается специальный номер из топографический описи. Предметы систематизируются по разным параметрам: по заводу-изготовителю, имени мастера, дате создания или иногда просто по размеру. Каждый отсек в фондохранилище закреплен за конкретным хранителем, который в конце рабочего дня запирает его на ключ и опечатывает личной печатью. Затем ключ убирают в отдельную колбу, которая также закрывается в сейф, расположенный в специальной тайной комнате. Вход в хранилище ставится под наблюдение вооруженной охраны и никакие другие работники музея, кроме самих хранителей, войти в хранилище не могут (если вам подвернулась возможность всё же там побывать, преодолев массу формальностей – вы можете смело считать себя VIP-персоной).
Профилактика и реставрация
Помимо строжайшей охраны, предметы также регулярно проверяют на сохранность: можно ли их выставлять для посетителей, или необходимы реставрационные или профилактические работы. Каждый материал имеет свою специфику: дерево со временем рассыхается, металл окисляется, картины покрываются кракелюром, кожа и ткани повреждаются моль и мелкими жучками. Избежать этих проблем «Царицыну» помогают радикальные меры – например, раз в год, ранней весной (в очень теплое время это просто неэффективно) «вымораживают» гобелены и ковры. В течение года стадию холодильника проходят более 700 музейных предметов из коллекции текстиля и ткачества.
Этот метод профилактики подсказали нам наши партнеры, которые специализируются на защите предметов от биоповреждений. Когда стандартные репелленты не помогают или химический состав средства может быть вреден произведению искусства, на помощь приходит мороз. Ковры, гобелены, костюмы, вышивку, кружево и другие текстильные произведения искусства помещают в специальные контейнеры, где очень постепенно, в течение недели понижают температуру до минус 22-25 градусов. «Царицыно» один из немногих московских музеев, где эту технологию используют регулярно в качестве профилактической меры, поскольку даже самая качественная реставрация сокращает срок жизни предмета.
Тем не менее, совсем без реставраций нельзя, для музейного артефакта это привычная часть бытия. В «Царицыне» собственных реставрационных мастерских нет. Если требуется консультация реставратора, предметы отправляются в лицензированные реставрационные организации. Бывали случаи, когда музей проводил реставрацию и на своих площадях, фактически создавая миниатюрную мастерскую со специализированным инвентарем и соблюдением всех необходимых режимов. Например, в 2022 году специалисты отреставрировали портрет Иоганны-Елизаветы Ангальт-Цербстской, матери Екатерины II, и платок золотого шитья XVII века, на время организовав мастерскую прямо в Большом дворце.
Учет
Учет музейных предметов – это альфа и омега хранительской деятельности. Все учетные документы подлежат вечному хранению и учитывают они массу нюансов – от первичной регистрации поступивших в музей предметов до фиксации их перемещений. Все записи о музейных предметах вносят в книгу учета только перьевыми ручками, поскольку чернила шариковых с годами выцветают, а чернила нет. За год приходят в негодность перья более десяти ручек.
Экспонирование
Каждый предмет необходимо подготовить к экспонированию, а это целый комплекс мер, который зависит от самого предмета. Например, обеспыливание, оформление в рамке и многое другое.
В период экспонирования предметы подвержены наибольшему риску получить повреждения. Обычно самые хрупкие и мелкие предметы музейщики размещают в герметичных витринах; экспонаты на подиумах защищают стеклянными куполами или ограждениями; все картины имеют дополнительные крепления и так далее. Музейные смотрители, дежурящие в экспозиции, обычно просят гостей оставлять рюкзаки и крупные сумки в гардеробе или хотя бы снимать их с плеча на выставке не просто так. Любое неловкое движение может привести к очень неприятным для предмета (и для музея) последствиям, и здесь дело не в стоимости экспоната, а в заботе о его сохранности.
Фактически на выставке экспонаты продолжают храниться у всех на виду, поэтому в выставочных залах обеспечивается те же факторы, что и в фондохранилище: температурно-влажностный режим, освещение и безопасность. Все это осуществляется инженерно-техническими службами и хранителями музейных предметов.
Поэтому во время посещения музея вы можете быть смело уверены, что к вашему визиту готовились не только вы, а ещё целый ряд специалистов, которые, вместе с экспонатами, с надеждой ждали этого момента, чтобы музей предстал перед вами во всей красе и принял вас, как родных.