Loading...

Cтарший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно» Павел Ермолов рассказывает о «кирпичной» истории дворцового комплекса, царицынских кирпичных клеймах и различных отпечатках, оставленных на кирпичах, которые свидетельствуют об эпохе не менее красноречиво, чем сами дворцы. 

Царицыно – настоящее кирпичное царство. Стены дворцов и мостов выложены из клейменого кирпича XVIII-XIX веков. Рассматривать их можно как угодно долго и с огромным интересом.

Здания усадьбы изначально задумывались, как неоштукатуренные краснокирпичные, декорированные белым камнем и с желтыми черепичными крышами, сверкающими на солнце подобно куполам московского Кремля. По замыслу архитектора Василия Баженова, эти кладки должны были иметь самостоятельную художественную ценность, создавая вместе с белокаменным декором и блистающими крышами образ сказочного средневекового города, стоящего на возвышенном берегу обширных Царицынских прудов.

Подобный прием — сочетание кирпича с белокаменным узорочьем — был популярен на протяжении долгого времени. К примеру, им воспользовался в 1776-1779 годах архитектор Матвей Казаков при строительстве Петровского путевого дворца. Можно предположить, что Екатерине II такая кирпичная эстетика нравилась. Она напоминала ей не только кремлевские стены, но и готику родной Северной Германии, которую называют «ганзейской» или «кирпичной». Вообще «кирпичная готика» возникла в Европе вынужденно, из-за дороговизны камня, как строительного материала.

Василий Баженов подходил к строительству Царицына со всей серьезностью и даже предлагал построить небольшой кирпичный заводик поблизости. Однако ему было велено обходиться поставками «партикулярных», то есть частных заводов, располагавшихся на юге Москвы, в окрестностях Донского, Данилова и Андреевского монастырей. Документы свидетельствуют, что Баженов тщательно подходил к отбору строительных материалов, был очень требователен к их качеству и старался вникать в каждую деталь их производства.

Если приглядеться, то на многих кирпичах царицынских строений можно увидеть буквы. Это — клейма. Кирпичи формовались вручную, еще сырые кирпичи ставили рядами вертикально на торцевую часть, тычок. Пока кирпичи сушились, часть из них клеймили, ставили на другой тычок небольшой углубленный штамп. Это был одновременно и товарный знак производителя, и средство подсчета готовой продукции. После просушки кирпичи обжигали в печи, после чего они становились водонепроницаемыми.

Клейма на царицынских кирпичах выглядят как прямоугольные углубления с рельефным изображением двух, реже трех букв. Буквы обозначают инициалы владельцев кирпичного завода и читаются, как правило, слева направо (то есть имя и фамилия владельца). На некоторых клеймах буквы образуют лигатуры, т.е. соединения букв. Иногда встречается зеркальное изображение букв (NK вместо ИК, ДГ вместо ГД) или перестановка букв местами (МП вместо ПМ), или их переворот относительно друг друга (и это, вероятно, просто ошибка резчика штампа).

Все царицынские кирпичи XVIII – начала XIX века имеют безрамочные клейма, помещенные на тычок. Несколько рамочных клейм конца 1840-х годов зафиксированы только в кладках Хлебного дома (восточная часть здания, перестраивавшаяся под лечебницу архитектором Василием Дрегаловым в 1850-1851 годах). Эти рамочные клейма «КИТ», ставившиеся на заводе Китайцевых, также помещены на тычок. Отличие рамочных клейм от безрамочных в том, что буквы клейма у них помещены в дополнительную рамку, отделяющую изображения от краев прямоугольного углубления. Все эти нюансы невероятно интересны. Изучение кирпичных клейм помогает ученым в определении точной датировки сооружения и в подробной реконструкции истории его строительства.

Но не только клейма встречаются на кирпичах. Рабочие завода ставили на еще сырые кирпичи также и счетные метки. То была целая система знаков (черточек и точек), которые смотрятся сейчас как тайный шифр. В кирпичные сараи и под навесы, где хранились только что вылепленные кирпичи, заходили и свободно перемещались мелкие домашние животные. Поэтому на кирпичах нередко встречаются также отпечатки лап животных. Например, в кладке угла Первого Кавалерского корпуса можно увидеть отпечаток лапы большой собаки, а в археологической коллекции музея есть кирпич с отпечатками кошачьей лапки. На некоторых кирпичах встречаются отпечатки пальцев человека (как правило, взрослых, но бывает и детские). Все эти отпечатки появились еще до обжига кирпича — во время просушки изделий, их оставили рабочие и члены их семей.

Рассматривать кирпичные клейма в «Царицыне» можно при любой погоде и в любое время суток, пока открыт парк, но настоящие латеристы делают это в ясную солнечную и сухую погоду, когда клейма на кирпичах особенно хорошо заметны.

Павел Ермолов,
старший научный сотрудник музея-заповедника «Царицыно»