Сын эпохи Просвещения: ученый, философ, композитор и солдат
Настало время рассказать о Кантемирах – молдавском дворянском роде, оказавшемся на службе у российских императоров. Именно они проживали в имении Черная Грязь, которое в 1775 году так понравилось Екатерине Великой, что она не смогла удержаться и выкупила его со всеми угодьями и проживающими тут крестьянами. А началось всё с Дмитрия Кантемира – молдавского господаря и сподвижника Петра I.
Дмитрий Константинович в детстве жил в Османской империи в качестве заложника, чтобы его отец, старый вояка Константин Кантемир, сидя на молдавском троне под управлением империи, не искал лишних контактов с христианскими правителями. Царевичу было доступно всё, что мог предложить дворянину Константинополь в конце XVII века, поэтому он получил всестороннее образование, изучив древнегреческий, латинский, ряд восточных и европейских языков, а также новейшие течения в философии, музыке и литературе.
Мужчина европейского происхождения в османском костюме XVII-XVIII вв. Большинство специалистов считает, что это портрет именно Дмитрия Кантемира.
В 1693 году он получил весть о смерти отца (Константин прожил долгие для того времени 80 лет), и отбыл править в Молдавию, но в княжеском кресле он просидел недолго, был смещен под давлением соперников и снова уехал в Константинополь. Там до 1710 года он писал книги, покровительствовал музыкантам и показал себя как большой ценитель искусств, композитор, философ и ученый.
Правильнее будет сказать, что книги он писал всю жизнь – это титульный лист его «Хроники стародавности романо-молдо-влахов», изданной в Санкт-Петербурге в 1717 году.
В 1710 году, после начала русско-турецкой войны, турки вернули его на престол в надежде, что он поднимет Молдавию на войну с Россией, но Кантемир, неожиданно для всех, заключил с Петром I договор, признающий верховную власть Москвы и сохраняющий независимость Молдавии и привилегии молдавских бояр. Петр I хотел несколькими победами поднять восстания в приднестровских землях и сбросить власть турок. По этому поводу он предпринял Прутский поход, в котором ему помогал Кантемир, предоставив русским несколько тысяч легких кавалеристов и фураж. Но в походе их ждало поражение – по договору Петр был вынужден отдать туркам Азов и отступить, а с ним пришлось бежать и Кантемиру с множеством пророссийски настроенных дворян.
На гравюре 1716 года князь уже выглядит по-европейски – единомышленник Петра и не мог представляться иначе. Образ буквально классический – сравните с портретом Петра работы Готфрида Кнеллера.
Потерю трона Петр Кантемиру компенсировал большими земельными наделами, передав ему в 1712 году Булатниковскую вотчину, а в 1713 – Черногрязскую вотчину, где была построена княжеская усадьба. Вотчина, к слову, была очень обширной – её площадь достигала 613 десятин (670 гектар). До этого вотчина принадлежала князьям Голицыным, но в 1689 году была конфискована и до передачи Кантемиру пришла в упадок. По указу Кантемира, в имении была построена новая усадьба (первая в имении Кантемиров) – тот самый знаменитый дом, который дипломат Берхгольц назвал «домом на китайский манер». Также в усадьбе была построена новая церковь, деревянная на каменном подклете вместо старой деревянной – храм во имя иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Существующую каменную церковь, сохраненную Баженовым в архитектурном ансамбле, построил на том же месте в 1765 году сын Дмитрия Кантемира Матвей.
«План села Черная Грязь», сделанный сразу после покупки усадьбы Екатериной. По нему мы можем судить о планировке усадьбы при Кантемирах. Видно расположение церкви (справа у оврага), усадебных домов (в центре) и Земляной пирамиды, на которой впоследствии построен Малый дворец. А нынешний Круглый остров пока еще квадратный и безымянный.
При этом Кантемир продолжал заниматься науками, и в 1714 году стал действительным членом Прусского королевского научного общества. Петр очень ценил знания Кантемира о востоке и сделал его своим советником. В 1721 году князь был пожалован сенатором, а в 1722 принял участие в разработке знаменитого Табеля о рангах. Дмитрий Константинович принял участие в Персидском походе 1722-1723 года, но по болезни был вынужден оставить войска и уехал в имение в Киевской губернии, где и умер в возрасте 49 лет. Он был похоронен в Никольском греческом монастыре в Москве; впоследствии его прах был перевезен в Румынию – в родной город Яссы.
Памятник Дмитрию Кантемиру на территории Царицынского парка. Расположен у Черногрязских ворот (вход №11).