Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Название проекту – «Цветы моего детства» — дала одна из участниц творческой лаборатории, с которой музей сотрудничает не первый год (куратор – И. Н. Фролова).  Мы попросили наших партнеров «серебряного возраста», поделиться воспоминаниями, каким было Царицыно в 1960-1980-е годы, какие цветы были модными в те годы, а какие остались для них добрыми символами беззаботного детства, как украшали тогда придомовые клумбы и палисадники.

Музей воссоздает эти «цветочные» воспоминания. Мы в буквальном смысле протягиваем нить из прошлого в настоящее. Участники проекта поделились с нами не только названиями растений, но и теплыми и трогательными историями из своей жизни.

Цветы, отмеченные в воспоминаниях наших участников, мы посадили вместе с подопечными благотворительных фондов, с которыми плодотворно сотрудничает музей-заповедник «Царицыно», руководствуясь принципами инклюзии. Активная интеграция в социальную жизнь и в жизнь музея, одинаково важна и для старших, и для младших участников проекта.

Керамические вазоны, которые используются в проекте, были сделаны на комбинате декоративно-прикладного искусство «Воронцово» в Москве. К сожалению, комбинат в начале года перестал существовать. Предметы, созданных несколькими поколениями художников-керамистов, теперь хранятся в музее-заповеднике «Царицыно».

«Царицыно» – заповедник в мегаполисе. Мы гордимся этим статусом и чувствуем свою ответственность за сохранение биоразнообразия. В парке растут десятки видов лесных цветов, занесенных в Красную книгу Москвы. Благодаря проекту некоторые растения можно будет рассмотреть, без боязни вытоптать их. Так, к примеру, в вазонах у Башни-руины будет расти барвинок малый.

Музей-заповедник «Царицыно» давно и планомерно собирает воспоминания людей, живших здесь полвека и более назад. Проект «Старожилы. Частная история Царицына» и мобильный квест «Царицыно-Ленино: по волнам моих воспоминаний» – все это живые воспоминания о том, каким было Царицыно в прошлом. Музей продолжает общение с героями этих проектов, и новый виток воспоминаний посвящен домовым клумбам, балконным садам, горшечным растениям, которые выращивали на подоконниках в каждой квартире.

Любой человек может стать участником проекта «Цветы моего детства», прислав свою историю о цветах того времени – не обязательно связанную с Царицыным – на почту vmeste@tsaritsyno-museum.ru

Виталий Павлович Рябов

Я родился и детство провёл в Сибири. Весной на пригорках в лесу было море красно-оранжевых цветов – «огоньков». Были ландыши. А в садике у дома – астры. Цветы собирал и создавал гербарий. В школе у нас был урок природоведения, было интересно и познавательно.

Наталья Анатольевна Белавкина

До того как мне исполнилось пятнадцать лет, моя семья жила в Кускове, рядом с усадьбой. Жили в деревянном двухэтажном многоквартирном доме. Был небольшой палисадник под окном. В нём росли вишня, куст крыжовника и много золотых шаров. Эти цветы, как маленькие солнышки, кивали золотыми головками, приветствуя нас. Они для меня остались добрым символом беззаботного детства.

За кусковским прудом, напротив дворца, было местечко, где густо росли цветы душистого табака. Неприглядные днём, вечером они начинали благоухать и наполнять пространство вокруг приятным ароматом.

В палисадниках частных домов было много разнообразных по форме и раскраске астр и георгинов. Первого сентября в кусковскую школу ученики приносили именно георгины. И астры. Я им немного завидовала. Ведь золотые шары не принято дарить в праздник.

С душистым горошком у меня связаны воспоминания школьной поры. В классе четвёртом у нас была ну очень строгая учительница по природоведению. Она любила давать домашние задания в последнюю минуту. За невыполнение — двойка. Так мы получили задание на завтра: сделать и принести в школу гербарий из местных растений. С их перечнем. Мне удалось собрать все, кроме душистого горошка. Он рос на другом берегу кусковского пруда. А уже смеркалось. Пришла мама с работы, уставшая, голодная. И тут я со слезами рассказываю о своей проблеме. Она молча взяла совочек, мешочек, и мы пошли. В полутьме выкопали горошек, принесли домой. Это был для меня пример материнской самоотверженности и солидарности. Пусть в малом. Неоднократно, сама став мамой, я вспоминала её поступок, когда не очень-то хотелось выполнять просьбы сыновей.


Фото из архива Белавкиной Н. А. 1963 год, Москва

Ирина Викторовна Мельникова

Из цветов, предназначенных для клумб в 1970-х, помню о незабудках. Они росли на клумбе около школы, в которой преподавала моя мама. Она любила эти незабудки потому, что они напоминали о её учениках-выпускниках. Каждое лето все ученики этой школы во время летних каникул должны были определённое количество часов посвятить уходу за роскошными клумбами, находившимися вокруг школы. Называлось это летней школьной ученической практикой, которая воспитывала в детях трудолюбие, обучала навыкам ухода за растениями, практическим знаниям по биологии, эстетике и ландшафтному дизайну (о последнем никто тогда не знал, просто делали, чтобы было красиво). На одной из клумб сажали незабудки, которые были символом памяти детей о родной школе и любви школы к своим ученикам. Незабудки сделали эту память незабываемой! Думаю, что для вазонов, которые на фото, очень подойдут незабудки как фрагмент цветочной композиции. Они будут незабываемой памятью посетителей о музее.

Татьяна Анатольевна Патрашок

Этой розе на фотографии, наверное, больше ста лет, потому что это роза из сада моей бабушки (1908 года рождения). Я как-то взяла у неё отросток, когда у меня появилась своя дача, и посадила. И роза растёт у меня до сих пор! Она красавица и, как у бабушки была огромным кустом, так и у меня цветёт замечательно.

Ирина Петровна Фахурдинова

Вспоминая своё детство и юность, всегда думаю о доме, где прошла эта часть моей жизни. У нас был большой дом в Малоярославце, много земли, на которой росли садовые деревья, кустарники с ягодами, прудик, колодец, много построек, но главное – дом находился внутри сада и от него шли дорожки по всему участку, и эти дорожки обрамляла цветущая настурция.

С одной стороны, при выходе с веранды росла персидская сирень, с другой стороны – клумба с цветами. Там росли флоксы, оранжевые лилии, ромашки, гладиолусы, нежная травка и даже была розочка.

Со стороны сарая, также в саду, росли разные георгины, маргаритки, календула, сбоку – душистый табак и золотые шары. В саду среди деревьев росли подсолнухи, душистый горошек, бабушка сеяла клевер. Было очень красиво.

Всеми цветами с любовью занималась бабушка. Когда она всё успевала – до сих пор не могу понять! Папа у нас умер рано, мне было шесть лет, а мама одна работала. Дедушка был слепой, и нас четверо детей. Хозяйство было большое, и всем занималась моя бабушка!

С другой стороны дома под окнами росли нарциссы с тюльпанами. Когда они отцветали, то на смену им расцветали пионы, люпины, вдоль штакетника, разделяющего сад и дворик, росли анютины глазки и маттиола, от которой вечером исходил потрясающий аромат. И ещё росла такая декоративная травка, астры различные и, конечно, ирисы. Каждые цветы цвели в своё время. Гладиолусы – к сентябрю, и с ними я шла первого сентября в школу.

У нас в большой комнате (мы называли её залом) на столе всегда стояла ваза с цветами, и моя подруга также хотела, чтобы у неё стояли цветы на столе, но её бабушка не позволяла ей это делать, хотя у них росли цветы, и подруга очень расстраивалась по этому поводу. И тогда моя бабушка взяла садовые ножницы и пошла в сад нарезать ей цветов. Прошли годы, и как-то в нашем разговоре с подругой она призналась, что наш сад и те цветы, что были в нём, у неё остались в памяти как эталон красоты, и она это создаёт сейчас у себя на даче. Вот такая история.

А ещё моя бабушка иногда видела, как пара молодых людей проходила мимо нашего дома. Тогда она подзывала молодого человека, просила подождать, спешила во двор, чтобы срезать букет для его девушки, чтобы он подарил их ей. Говорила, что нехорошо девушке без цветов.

Я могу часами рассказывать о своём детстве и о доме, в котором оно прошло. Это самое прекрасное время, которое нам подарила наша бабушка.

Марина Викторовна Мудренкова

Лето 1952 года. Воспитательница в детском саду готовит будущих мичуринцев и лысенковцев. Пусть они окончат Тимирязевскую академию (она тут совсем рядом) и прославят какими-нибудь новыми цветами и плодами. Но через год не станет Сталина и появятся новые, как сейчас говорят, тренды. Полёты в космос, барды, споры физиков и лириков, американская выставка в Сокольниках, панельное строительство и кибернетика. Царицей же полей надолго станет кукуруза. А навыки, полученные в раннем детстве, пригодятся в следующую, брежневскую, эпоху, когда у людей появились крохотные дачные участки, микроскопические огороды, а хозяйки стали заставлять банками с заготовками нижние полки сервантов. Повзрослевшие, заматеревшие дети со снимка будут так же копаться в земле, но уже для себя. Не для выставки.