Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Выставка рассказывает о том, как увлечение китайской культурой возникло и развивалось в России, и как это увлечение проявилось в русском искусстве — от стиля шинуазри до авангарда.

Экспозиция в семи залах Большого дворца включает более 600 редких предметов не только китайского, но также русского и западноевропейского искусства в «китайском» стиле из 13 ведущих музеев Москвы и Санкт-Петербурга и Российской государственной библиотеки.

Выставка приглашает посетителя в пространство воображения, где возникает образ таинственной, закрытой для русского человека Срединной империи — чужой, но притягательной, далекой и одновременно очень близкой страны, у которой с Российской империей не только общая граница, но и долгая история политических, торговых и культурных контактов.

Выставку открывает раздел, представляющий китайские редкости из собрания Кунсткамеры, привезенные в начале XVIII века по велению Петра I специально для первого публичного музея России. Среди них механические игрушки, научные приборы, изделия из резного камня и эмали.

В разделе «Фантазии шинуазри» собраны произведения китайского декоративного искусства конца XVII–XVIII века, предназначавшиеся для продажи европейцам, а также предметы в китайском стиле, которые создавались в Западной Европе и России на волне увлечения восточной экзотикой: шелковые обои с росписями, мебель, фарфор, серебро, вещицы из резной кости, украшавшие Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме, Екатерининский дворец в Царском Cеле, Монплезир и Большой дворец в Петергофе. Впервые широкой публике будет показана садовая мебель из парковой беседки в усадьбе Кусково. Изделия Мейсенской фарфоровой мануфактуры и Императорского фарфорового завода в стиле шинуазри напомнят о том, что и появление европейского фарфора было отмечено страстным увлечением Востоком.

Отдельная и особенно актуальная в наше время тема в отношениях России и Китая — история развития торговых связей. Русская купеческая культура, выросшая на чайной торговле с Китаем в XIX веке, показана через яркие рекламные вывески, дорогие кантонские изделия, роскошные китайские шелка и русские чайные сервизы, мотивы росписи и красочная палитра которых служат выразительной иллюстрацией того, как выглядел Китай «по-русски».

Во второй половине XIX столетия новый всплеск увлечения Китаем и интерес к изучению и собиранию китайских древностей был вызван все более крепнущими контактами между империями, научными экспедициями, путешествиями на Восток, развитием российского востоковедения. Впервые в Москве показаны уникальные предметы из собраний видных политических деятелей и коллекционеров восточного искусства рубежа XIX и XX веков А. А. Половцева и Э. Э. Ухтомского, а также «редкости китайской культуры», приобретенные служащим русской чайно-торговой компании Д. М. Мельниковым, который 64 года прожил в Китае, собрав за это время коллекцию, которая сейчас хранится в Государственном музее Востока.

Завершающий раздел экспозиции посвящен образам Китая в русском модерне и авангарде. Здесь показаны произведения живописи, скульптуры, декоративного искусства, костюмы и модные аксессуары, созданные художниками в конце XIX — начале XX века.

На выставке «Воображаемый Восток» можно увидеть не только музейные раритеты, но и современные «фантазии на китайскую тему». Сюрпризом станет «беседка Конфуция» со старинной бронзовой статуей мыслителя и оригинальными изданиями сочинений китайских мудрецов, впервые переведенных на русский язык в XVIII веке. В отдельном зале посетителей ждет инсталляция «Волшебный фонарь», созданная по мотивам традиционного китайского театра теней. Еще один сюрприз — новая линия сувениров, которая будет представлена на вернисаже. Это не только взгляд дизайнеров XXI века на шинуазри, но и подтверждение актуальности темы Востока в наши дни.

Организаторы
Участники проекта: Музеи Московского Кремля, Государственный Эрмитаж, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей Востока, Музей-заповедник «Петергоф», Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века», Московский музей-усадьба Останкино, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, Государственный музей-заповедник «Царское Село», Российская государственная библиотека.

Куратор проекта
Ольга Соснина

Дизайнер
Юлия Наполова