Урал: металл и камень
Авторское ювелирное искусство Свердловска/Екатеринбурга
В музее-заповеднике «Царицыно» открывается выставка об уральской школе авторского ювелирного искусства второй половины XX – начала XXI века. В экспозиции – почти две сотни украшений из золота, серебра, мельхиора, нейзильбера и никеля, украшенные топазами, гранатами, дымчатым кварцем, цитринами, аквамаринами, обсидианом, бирюзой и другими камнями, найденными на самоцветной полосе Урала.
-
Леонид Устьянцев. Кольцо из гарнитура «Юбилейный». 1977 -
Владимир Денисов. Брошь из серии «Пластические композиции». 1995
Начало отсчета
Выставка «Урал: металл и камень» охватывает период с 1950-х годов до наших дней, но история главного уральского промысла, конечно, началась раньше. Ювелирное дело на Урале существует с начала XVIII века. В 1726 году основатель Екатеринбурга Василий Татищев пригласил в только что созданную Казенную гранильную мастерскую мастера-гранильщика из Швеции Христиана Рефа с целью передачи опыта и налаживания бесперебойного производства предметов роскоши и украшений из найденных в горах камней. «Правда, толку от приезда иностранного специалиста было чуть, – считает куратор выставки Сергей Винокуров. – К тому времени уральские мастера и сами уже неплохо умели огранивать камни. Но летопись уральского ювелирного дела принято вести именно с того года».
Ювелирные горы
Уральские горы – одни из самых старых на Земле. Миллионы лет в них копились топазы, гранаты, турмалины, аметисты, горный хрусталь и другие минералы ювелирного качества. Именно на Урале, в поселке Малышево находится единственное в России месторождение изумрудов России. Здесь же встречается один из самых редких камней на свете – ярко-зеленый прозрачный гранат, или «уральский изумруд», который геологи называют демантоидом.
Современные ювелирные традиции на Урале окончательно сложились в 1950-е годы на волне всеобщей любви к декоративно-прикладному искусству и художественной промышленности. В те годы Советский Союз был активным участником международных ювелирных выставок. Новое поколение мастеров было готово к экспериментам и открыто соперничало с мастерами из других стран. Школы авторского ювелирного искусства почти одновременно зародились в трех российских столицах: Москве, Ленинграде и Свердловске.
Международное признание
Первое время уральские художники лишь повторяли формы украшений начала ХХ века с небольшими вставками из самоцветов, то есть буквально «следовали за камнем». Примером такого подхода может служить гарнитур (гривна плюс кольцо) Михаила Лесика «Снежная королева», название которому дала щетка горного хрусталя, напоминающая кусок льда (художник просто поместил хрусталь в мельхиоровую рамку). Но вскоре стал складываться совсем иной способ создания ювелирных изделий. В 1960-е годы свердловские мастера-ювелиры принимали участие почти во всех крупных международных смотрах. К примеру, в 1961 году на выставке «Евромода» в Париже яшмовая брошь «Кавказ» свердловчанина Леонида Устьянцева получила Гран-при, хотя прибыла туда в качестве вспомогательного украшения к драповому пальто из Московского дома моделей. Сегодня «Кавказ» можно увидеть на выставке в «Царицыне» (а ее сестру – брошь «Урал» – в Государственном историческом музее).
-
Владимир Шицалов. Флакон из серии «Аттракционы». 2000. -
Владимир Шицалов. Украшение интерьера «Идол». 2002
В ювелирном искусстве Урала последних двух десятилетий разнообразие направлений, материалов и техник так велико, что понятие «уральская школа» кажется размытым. Однако даже далекие друг от друга творческие позиции представителей этой школы по-прежнему объединяются общим признаком – мастерским использованием поделочного камня и самоцветов, их природной красоты, цвета и фактуры. В этом уральским художникам нет равных уже почти три столетия.
«Урал: металл и камень» в «Царицыне» – первая более чем за полвека выставка уральских художников-ювелиров в Москве. Несмотря на то, что в фондах многих музеев хранятся их работы, нынешнюю выставку можно считать своего рода премьерой. Впервые за большой срок в столице можно увидеть работы современных уральских авторов. Экспозиция устроена таким образом, что скучно в ней не будет никому: интерактивные и тактильные зоны помогут больше узнать о камнях и о том, как работают с ними художники, а документальный фильм, снятый специально к выставке, покажет, как работают художники прямо сейчас.
Уральская выставка продолжает серию музейных проектов, посвященных региональным ювелирным школам. Как и предыдущая выставка «Невская перспектива», новая экспозиция исследует ювелирное искусство советской эпохи и современный ювелирный дизайн.
Куратор выставки – Сергей Винокуров, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Екатеринбургского музея изобразительных искусств, доцент кафедры истории искусств и музееведения Уральского федерального университета
Партнер выставки – Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Участники выставки: Музей истории камнерезного и ювелирного искусства (Екатеринбург) и частные коллекционеры
Кураторские экскурсии
18 мая, 13:00-14:00
Экскурсия с куратором выставки Сергеем Винокуровым
Возможно ли создать каменный цветок? Вопрос, волнующий всех, кто читал сказы Павла Бажова. Уральские ювелиры дают на него вполне однозначный ответ. Выставка в «Царицыне» знакомит с особенностями уральской школы авторского ювелирного искусства второй половины XX – начала XXI века. На первой кураторской экскурсии состоится знакомство с основными этапами развития школы и творчеством ее основных представителей.
Подробнее
Купить билет
Владислав Храмцов. Гривна из гарнитура «Осеннее эхо». 1984
Никель, родонит, гнутье, ковка, литье, полировка, огранка, закрепка
Из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств