«Царицыно» в Петрозаводске: «ОНО. Иррациональное в позднесоветской живописи и прикладном искусстве»
«Царицыно» продолжает серию выставок в музеях в других городах России. В новом проекте представлены десятки произведений прикладного искусства 1960-1980-х годов из царицынского собрания и работы современных авторов из собрания музея-заповедника «Кижи».
Место проведения: выставочный зал музея-заповедника «Кижи» (г. Петрозаводск).
Организаторы: музей-заповедник «Царицыно» и музей-заповедник «Кижи».
Куратор выставки – Кирилл Светляков, заведующий отделом новейших течений Государственной Третьяковской галереи.
Выставка представляет одну из тенденций в декоративно-прикладном искусстве середины и конца XX века – исследование художниками области иррационального. Фантазии на темы архетипичных образов, непознанных миров, человеческого подсознания, игры разума и исследования страхов и желаний приводили к созданию «странных» произведений, примеры которых можно найти среди работ стекольщиков, керамистов, художников по текстилю.
Куратор Кирилл Светляков так объясняет название выставки:
«Оно» – понятие, описанное Зигмундом Фрейдом в рамках его теории психоанализа и популяризированное Стивеном Кингом в одноимённом романе. «Оно» обозначает ту сферу душевной жизни человека, которая только отчасти поддаётся осознанию и контролю, потому что её движущая сила – это влечения, что накапливаются с самого раннего детства и могут проявляться в неожиданных формах».
Изучение материалов публикаций советской периодики 1970-1980 годов показывает, что тема иррационального в искусстве была одной из самых обсуждаемых. В дискуссиях принимали участие не только художники и искусствоведы, но и философы, психологи, педагоги. Сейчас эти тенденции можно объяснить как признаки нарождающегося постмодернизма, которые в это время начали наблюдаться и в советской культуре. Если ранее в массовом сознании прикладное искусство устойчиво ассоциировалось с посудой и прочими предметами быта, то в 1970-е годы художники преодолевают этот стереотип и создают произведения, которые по своему характеру больше напоминают скульптуру или тяготеют к инсталляциям. Прикладное искусство освобождается от навязанных функций и становится способом философствования.
«Царицыно», обладающее крупнейшей в России коллекцией советского и постсоветского декоративно-прикладного искусства, предоставляет на выставку уникальные образцы керамики, стекла и гобеленов. Они были созданы в 1970–90-е годы художниками (Г.А. Иванова, М.Н. Нечепорук, Ю.Я. Риндина, В.А. Цивин, В.Н. Цыганков, Л.А. Шулгайте), которые свободно экспериментировали с темами, формами, материалами, пытаясь вырваться за пределы традиционных представлений о возможностях прикладного искусства.
Из коллекции музея-заповедника «Кижи» на выставке можно увидеть работы современных авторов – например, кинетическую скульптуру «Старуха Лоухи с переносной портативной мельницей Сампо» А. Титова, станковую гравюру на бересте «Рыбацкие байки» В. Зорина, живописные картины на А. Трифонова, цветные офорты А. Морозова, деревянные скульптуры М. Старченко. Одна из самых интересных работ – декоративная потолочная подвеска А. Титова, созданная в смешанной технике из нескольких пород дерева, бумаги, шпагата, металла и хлопковых нитей.
Выставка работает в выставочном зале музея-заповедника «Кижи» в Петрозаводске по адресу пл. Кирова, д. 10а.