«Царицыно» в Калининграде: «В поисках красоты»
Традиции и новации в советском ювелирном искусстве
В Калининградском областном музее янтаря открылась выставка ювелирных украшений, предметов быта и декоративных композиций 1950–1990-х годов из коллекции музея-заповедника «Царицыно». В экспозиции – почти три сотни произведений из серебра и недрагоценных металлов.
Выставка «В поисках красоты» рассказывает о ведущих художниках-ювелирах из республик СССР, их работах и знаменитых советских художественных промыслах: фабрики «Северная чернь» в Великом Устюге и дагестанских Кубачинском и Гоцатлинском художественных комбинатах. Экспозиция разделена на два равноценных и в то же время противоположных направления, определивших развитие ювелирного искусства – традиционное и новаторское.
В традиционных ювелирных украшениях, созданных мастерами из различных регионов многонациональной страны, использованы элементы и мотивы исторических художественных стилей – то, что можно назвать «советским историзмом». Влияние античной культуры заметно в ритонах Виктора Анипко; отголоски барокко – в комплекте «Весна» Инессы Бешенцевой; мотивы строгой классики – в комплектах Владимира Алексаняна; элементы модерна – в работах Лилиан Линнакс. Яркий пример влияния модерна – брошь «Пруд» Юты Паас-Александровой. Следование национальным традициям нашло отражение в украшениях мастеров Пашакулы Амангулыева и Клычмурата Атаева из Туркмении, Дмитрия Эрдынеева из Бурятии, Шамиля Дайирбекова из Киргизии и других.
Советские художники-ювелиры находили новые решения и создавали украшения в лаконичных линейных формах с элементами сюрреализма, близких к эстетике 1960-х годов. Мастера использовали новые, «не ювелирные» материалы: проволоку и пластик, дерево и пирит.
Новые художественные идеалы привели мастеров к идее создания не просто ювелирных украшений, а самостоятельных арт-объектов (при этом утилитарные функции украшений при этом оказались частично или полностью утрачены). Например, ожерелья-портреты «Чукча» и «Золото Бенина» Владимира Зотова, броши-объекты Юрия Фёдорова, браслет-брошь-кольцо «Велосипед» Тамары Сергиенко.
В работах ювелиров отразились важные события истории страны. Уникальна для коллекции музея ваза в оправе «Канал имени Москвы». Выполненная в традиционной, древней технике скани, оправа включает в себя медальоны с рельефными силуэтами узнаваемых монументов, украшающих систему каналов Москва – Волга и Волга – Дон. Большой исторический интерес представляет застёжка «гульяка» Хуммета Чакаева, выполненная к 25-летию образования Туркменской СССР. Мастер органично вписал в традиционную форму советскую символику: пятиконечные звезды, аббревиатуры названий союзных республик и изображения основных богатств Туркмении: хлопка, риса, винограда и ковра. Работы армянских мастеров украшают виды древнего Эчмиадзинского монастыря, Арарата и надпись в память о значимом для армянского народа Сардарапатском сражении 1918 года. Мастера фабрики «Северная чернь» включали в декор своих произведений современные темы: монумент «Покорителям космоса», ледокол и панораму Московского Кремля.
На выставке представлена значительная часть собрания произведений советских ювелиров из фондов «Царицына», которое составляет более полусотни предметов. Экспозиция демонстрирует общность и национальные особенности республиканских художественных школ и помогает увидеть этапы возрождения ювелирного искусства в СССР.
Куратор – Надежда Иванова, кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отдела хранения музейных предметов музея-заповедника «Царицыно».