Шедевры Царицына. Первые поступления
Знакомство с фондами к 40-летию музея. Предметы, с которых начиналась коллекция «Царицына»
Для музея-заповедника «Царицыно» 2024 год – юбилейный. 40 лет назад, 16 февраля 1984 года, вышло распоряжение Совета министров СССР «Об образовании Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ)». 16 октября того же года последовало решение Мосгорисполкома о восстановлении историко-архитектурного ансамбля «Царицыно» и размещении в нём нового музея. В феврале 1992 года Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР был преобразован в Государственный историко-архитектурный художественный и природный музей «Царицыно», а в ноябре 1993 года получил современное название – Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (подробнее про историю музея смотрите здесь).
Коллекции произведений искусства, памятников истории, культуры и археологии, находящиеся на хранении в музее-заповеднике «Царицыно», формировались поэтапно сообразно с историей и задачами музея.
В первые годы существования музея его основной задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства. В 1984–1987 годах в фонды музея поступали коллекции, передаваемые по приказу Министерства культуры СССР художественными и историческими музеями союзных республик, республиканскими отделениями Союза художников СССР, Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. РСФСР представила лаковую миниатюру, роспись по дереву, кружевоплетение, вышивку, ткачество, традиционный костюм регионов Центральной России, Крайнего Севера и Хабаровского края; керамику, глиняную игрушку, ковры, художественные произведения из металла Северного Кавказа. Белоруссия представила стекло, фарфор, ткачество, вышивку, изделия из дерева и соломки. Армения – керамику, игольное кружево, ковры, художественный металл. Киргизия, Узбекистан, Туркмения – ковры и изделия из войлока, кожи, керамику, ювелирные украшения. Латвия – изделия из янтаря и ткачество.
-
Сары чырпы, халат. Туркмения. Вторая половина XIX века -
Г. Ф. Крюков. Мочесник. Россия, Нижегородская губерния, деревня Репино. Конец XIX – начало ХХ века -
Женское платье зелёного цвета. Москва. 1900‑е -
Чаша. Россия, Нижегородская губерния, Городецкий уезд. Конец XIX века
Углубила исторический материал и позволила говорить об искусстве на границе народного и профессионального передача предметов, находившихся на хранении в гостинице «Националь». Так, в середине 1980-х в музей поступили произведения известных ювелирных фирм рубежа XIX–XX веков: работы К. Г. Фаберже, П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова,братьев Грачёвых и других. Кроме того, музей вёл активную собственную собирательскую работу: через закупочные экспедиции в центры традиционных промыслов России и союзных республик (в 1990-е – в некоторые страны ближнего зарубежья); приобретал произведения у частных лиц: мебель эпохи модерна, изделия в русском стиле, фарфор Императорского завода, туркменское серебро, русское шитьё бисером первой половины XIX века.
-
Ваза для икры «Рак». Москва, фирма Ф. А. Лорие, 1908–1917 -
Л. Ю. Андрюкайтите (1936–2000). Колье из комплекта «Посвящается XXVI съезду». Латвийская ССР, Рига. 1980 -
Е. Д. Поленова (1850–1898). Стулья дубовые из гарнитура. Россия, Московская губерния. 1890–1900‑е -
Лавх, подставка для книг . Узбекская ССР. Середина ХХ века
В 1987 году новое положение, утверждённое Министерством культуры, определило ГМДПИ как «музей современного советского декоративно-прикладного искусства народов СССР и художественной культуры XVIII – первой половины XIX века». Продолжилось комплектование предметов интерьера (мебели, фарфора, стекла, золочёной бронзы), в круг собирательства были включены изобразительные материалы (портретная и пейзажная живопись, гравюра, редкая книга), рамки культурного контекста расширялись за счёт произведений западноевропейских мастеров.
-
Б. Е. Калита (1939–2015). Чайно-кофейный сервиз «Воспоминание». РСФСР, Дмитровский фарфоровый завод. 1989 -
Миракль. Франция, мастерская Герена. 1820–1930‑е -
Парные жирандоли на пять свечей. Россия. Середина XVIII века
В конце 1987 года началось комплектование коллекции декоративно-прикладного искусства, включившей авторские произведения в русле художественных тенденций XX века и наследие более давних традиций национальных культур. ГМДПИ стал первым всесоюзным музеем, который заявил о феномене наивного искусства как одного из видов современного народного творчества и начал собирать произведения наивных художников (живописи, скульптуры и графики).
-
М. А. Ржанников (1930–2004). Южный натюрморт. Липецк. 1992 -
В. Н. Зазнобин (1900–1981). Гармонист и певица. Ярославская область, деревня Горки. 1980 -
В. А. Дмитриев (1929–1996). Коза. РСФСР, Псковская область. 1984
Формирование фондовых коллекций шло по разным каналам: через закупочную комиссию музея были приобретены ценнейшие произведения 1920-х годов (эскизы костюмов и росписей тканей Л.С. Поповой, образцы текстиля с агитационными и производственными рисунками, столовый сервиз с росписью по рисунку С.В. Чехонина, фарфор по рисункам А.В. Щекотихиной-Потоцкой). Началось приобретение работ современных художников: авторского костюма, произведений скульпторов-керамистов, художников гобелена и ювелиров. Высокое качество работ помогло преодолеть сложившееся в музее в первые годы его существования предубеждение к художественному опыту мастеров XX века. В 1990-е годы было приобретено более 1500 произведений современного декоративного искусства (к началу 2000-х коллекция насчитывала уже около 15 000 произведений).
-
С. С. Тандилян. Браслет «Коралл». Армянская ССР. 1980‑е -
Л. С. Попова (1889–1924). Эскиз ткани с красной «лесенкой». Москва. 1923–1924 -
П. В. Леонов (1910–1982). Штофы «Русская водка». РСФСР, Дулёвский фарфоровый завод. 1968–1975
Параллельно музей активно пополнялся предметами из выставочных фондов Министерства культуры и Союза художников. Из них поступили лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с фарфоровых и стекольных заводов, из мастерских художников.
В начале 1990-х ситуация изменилась. Прекратилось пополнение предметами из Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Прибалтики. Финансовые трудности привели к сокращению, а затем и приостановке закупок музея (1996). Продолжить комплектование помогали передаваемые в дар коллекции.
С 1994 года коллекции музея стали экспонироваться во вновь открывавшихся после реставрации корпусах ансамбля «Царицына».
-
Д. Н. и Л. Н. Шушкановы. Композиция «Даль времён». УССР, Львовская экспериментальная скульптурно-керамическая фабрика. 1982 -
Г. В. Пекелис (1949–1994). Декоративная форма. Латвийская ССР, Рига. 1988 -
Б. А. Смирнов (1903–1986). Ваза «Танцующая пара». СССР, Ленинградский завод художественного стекла. 1957–1959 -
Б. А. Смирнов (1903–1986). Коньячный набор. СССР, Ленинградский завод художественного стекла. 1970‑е
В XXI веке особое внимание музей стал уделять эпохе Екатерины II – заказчицы императорской резиденции «Царицыно». Собрание пополнили портреты российских монархов XVIII – начала ХХ веков, гравюры, фарфоровые бюсты Екатерины II из фарфора. В 2000–2006 годах приобреталось и принималось в дар 300–500 предметов в год. В 2007 году, в преддверии открытия Большого дворца, благодаря целевому финансированию Правительства Москвы в фонды музея поступило около 3500 предметов. Особое значение имеет скульптура А.М. Опекушина «Екатерина II», украсившая Екатерининский зал.
-
Автор модели и резчик – великая княгиня Мария Федоровна (1759–1828). Брошь-камея. Россия. 1789 -
А. М. Опекушин (1838–1923). Скульптура «Екатерина Великая». 1896
Сегодня музей – многопрофильное художественное собрание искусства XVI–XXI веков и археологии. Лучшие предметы можно увидеть в постоянных экспозициях, на тематических выставках. Образцы декоративно-прикладного и изобразительного искусства XX–XXI веков знакомят с художественным опытом и достижениями советского периода отечественной истории. Наиболее ценные произведения советского декоративного искусства относятся к 1970–1980 годам. Многие работы создавались для всесоюзных и республиканских выставок, проходивших главным образом в московском Манеже и ЦДХ, и для общественных пространств; отмечены различными государственными премиями в области искусства и культуры, участвовали в зарубежных выставках.
-
Л. Я. Райцер (1902–1988). Ткань «Механизация РККА». СССР, Москва. 1923 -
Поднос. РСФСР, Московская губерния, село Жостово. 1920–1930‑е -
Настольные часы. Германия. Конец XVII века -
А. Батыралиев. Ваза. РСФСР, Дагестанская АССР, с. Гоцатль. 1970‑е -
Х. Назиров. Шкатулка «Поэт». Узбекская ССР, Ташкент. 1984 -
Н. А. Крехалева. Лоскутный коврик. РСФСР, Архангельская область. 1980‑е
Общее количество предметов в фондах музея-заповедника «Царицыно» в 2024 году – более шестидесяти двух тысяч единиц. Коллекции музея находятся в стадии комплектования, что закономерно для ещё молодого музея. Добиваясь репрезентативности собрания, музей продолжает заполнять лакуны в коллекциях художественного наследия XVIII – начала XX веков, собрании произведений современных художников декоративного искусства.
-
Ш. и М. Саидовы. Настенное панно. Таджикская ССР, Ленинабадская область, Ур. 1985 -
Кружка-лебедь. Россия. Начало XX века -
Игрушки «Олень с золотыми рогами», «Барыня с щенком в руках и собакой у ног», игрушка-свистулька «Будёновец». РСФСР, Пензенская область, с. Абашево. 1919, 1932, б.г.
Над проектом работали: Михаил Тренихин, Надежда Иванова, Николай Киселёв, Ольга Козырева, Светлана Парчак, Светлана Поликарпова, Дмитрий Понизов, Наталия Стефанович, Алина Ходаковская.