Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Знакомство с фондами к 40-летию музея. Предметы, с которых начиналась коллекция «Царицына»

Для музея-заповедника «Царицыно» 2024 год – юбилейный. 40 лет назад, 16 февраля 1984 года, вышло распоряжение Совета министров СССР «Об образовании Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ)». 16 октября того же года последовало решение Мосгорисполкома о восстановлении историко-архитектурного ансамбля «Царицыно» и размещении в нём нового музея. В феврале 1992 года Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР был преобразован в Государственный историко-архитектурный художественный и природный музей «Царицыно», а в ноябре 1993 года получил современное название – Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (подробнее про историю музея смотрите здесь).

Коллекции произведений искусства, памятников истории, культуры и археологии, находящиеся на хранении в музее-заповеднике «Царицыно», формировались поэтапно сообразно с историей и задачами музея.

В первые годы существования музея его основной задачей было представить во всей широте характерные для национальных культур художественные промыслы и ремёсла, другие виды народного творчества и декоративного искусства. В 1984–1987 годах в фонды музея поступали коллекции, передаваемые по приказу Министерства культуры СССР художественными и историческими музеями союзных республик, республиканскими отделениями Союза художников СССР, Научно-исследовательским институтом художественной промышленности. РСФСР представила лаковую миниатюру, роспись по дереву, кружевоплетение, вышивку, ткачество, традиционный костюм регионов Центральной России, Крайнего Севера и Хабаровского края; керамику, глиняную игрушку, ковры, художественные произведения из металла Северного Кавказа. Белоруссия представила стекло, фарфор, ткачество, вышивку, изделия из дерева и соломки. Армения – керамику, игольное кружево, ковры, художественный металл. Киргизия, Узбекистан, Туркмения – ковры и изделия из войлока, кожи, керамику, ювелирные украшения. Латвия – изделия из янтаря и ткачество.

Углубила исторический материал и позволила говорить об искусстве на границе народного и профессионального передача предметов, находившихся на хранении в гостинице «Националь». Так, в середине 1980-х в музей поступили произведения известных ювелирных фирм рубежа XIX–XX веков: работы К. Г. Фаберже, П. А. Овчинникова, И. П. Хлебникова,братьев Грачёвых и других. Кроме того, музей вёл активную собственную собирательскую работу: через закупочные экспедиции в центры традиционных промыслов России и союзных республик (в 1990-е – в некоторые страны ближнего зарубежья); приобретал произведения у частных лиц: мебель эпохи модерна, изделия в русском стиле, фарфор Императорского завода, туркменское серебро, русское шитьё бисером первой половины XIX века.

В 1987 году новое положение, утверждённое Министерством культуры, определило ГМДПИ как «музей современного советского декоративно-прикладного искусства народов СССР и художественной культуры XVIII – первой половины XIX века». Продолжилось комплектование предметов интерьера (мебели, фарфора, стекла, золочёной бронзы), в круг собирательства были включены изобразительные материалы (портретная и пейзажная живопись, гравюра, редкая книга), рамки культурного контекста расширялись за счёт произведений западноевропейских мастеров.

В конце 1987 года началось комплектование коллекции декоративно-прикладного искусства, включившей авторские произведения в русле художественных тенденций XX века и наследие более давних традиций национальных культур. ГМДПИ стал первым всесоюзным музеем, который заявил о феномене наивного искусства как одного из видов современного народного творчества и начал собирать произведения наивных художников (живописи, скульптуры и графики).

Формирование фондовых коллекций шло по разным каналам: через закупочную комиссию музея были приобретены ценнейшие произведения 1920-х годов (эскизы костюмов и росписей тканей Л.С. Поповой, образцы текстиля с агитационными и производственными рисунками, столовый сервиз с росписью по рисунку С.В. Чехонина, фарфор по рисункам А.В. Щекотихиной-Потоцкой). Началось приобретение работ современных художников: авторского костюма, произведений скульпторов-керамистов, художников гобелена и ювелиров. Высокое качество работ помогло преодолеть сложившееся в музее в первые годы его существования предубеждение к художественному опыту мастеров XX века. В 1990-е годы было приобретено более 1500 произведений современного декоративного искусства (к началу 2000-х коллекция насчитывала уже около 15 000 произведений).

Параллельно музей активно пополнялся предметами из выставочных фондов Министерства культуры и Союза художников. Из них поступили лучшие произведения с всесоюзных, республиканских и международных выставок, с фарфоровых и стекольных заводов, из мастерских художников.

В начале 1990-х ситуация изменилась. Прекратилось пополнение предметами из Средней Азии, Казахстана, Закавказья, Прибалтики. Финансовые трудности привели к сокращению, а затем и приостановке закупок музея (1996). Продолжить комплектование помогали передаваемые в дар коллекции.

С 1994 года коллекции музея стали экспонироваться во вновь открывавшихся после реставрации корпусах ансамбля «Царицына».

В XXI веке особое внимание музей стал уделять эпохе Екатерины II – заказчицы императорской резиденции «Царицыно».  Собрание пополнили портреты российских монархов XVIII –  начала ХХ веков, гравюры, фарфоровые бюсты Екатерины II из фарфора. В 2000–2006 годах приобреталось и принималось в дар 300–500 предметов в год. В 2007 году, в преддверии открытия Большого дворца, благодаря целевому финансированию Правительства Москвы в фонды музея поступило около 3500 предметов. Особое значение имеет скульптура А.М. Опекушина «Екатерина II», украсившая Екатерининский зал.

Сегодня музей – многопрофильное художественное собрание искусства XVI–XXI веков и археологии. Лучшие предметы можно увидеть в постоянных экспозициях, на тематических выставках. Образцы декоративно-прикладного и изобразительного искусства XX–XXI веков знакомят с художественным опытом и достижениями советского периода отечественной истории. Наиболее ценные произведения советского декоративного искусства относятся к 1970–1980 годам. Многие работы создавались для всесоюзных и республиканских выставок, проходивших главным образом в московском Манеже и ЦДХ, и для общественных пространств; отмечены различными государственными премиями в области искусства и культуры, участвовали в зарубежных выставках.

Общее количество предметов в фондах музея-заповедника «Царицыно» в 2024 году – более шестидесяти двух тысяч единиц. Коллекции музея находятся в стадии комплектования, что закономерно для ещё молодого музея. Добиваясь репрезентативности собрания, музей продолжает заполнять лакуны в коллекциях художественного наследия XVIII – начала XX веков, собрании произведений современных художников декоративного искусства.

Над проектом работали: Михаил Тренихин, Надежда Иванова, Николай Киселёв, Ольга Козырева, Светлана Парчак, Светлана Поликарпова, Дмитрий Понизов, Наталия Стефанович, Алина Ходаковская.