Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Открытая мастерская по работе с деревом и выколотке металлом. 03-04.12.22

Открытую мастерскую по работе с деревом и выколотке металлом проведет художник, дизайнер, декоратор и член Союза художников России Закарья Закарьяев.

Посетители выставки получат возможность сделать своими руками настоящий предмет искусства под руководством известного современного художника. Монументальные работы Закарьяева можно увидеть в зале выставки, посвященном дому, и, вдохновившись, создать подобный предмет для себя. Детям понадобится помощь взрослых, поскольку работать будем серьезно – резать металл, забивать гвозди, шлифовать и красить.

12+

Участие в открытой мастерской – по входному билету в музей и по регистрации. Входной билет можно приобрести онлайн и в кассах музея.

Регистрация

В связи с ограничением по количеству мест и инструментов каждое занятие проводится для группы из шести человек.

Продолжительность – 90 минут.

Расписание сеансов: 3-4 декабря, 14:00 и 15:30

 

Кураторские экскурсии

Куратор выставки «Путь Патимат» Ксения Паршина проведет авторские экскурсии в пространстве выставки – о замысле и идее проекта, о том как космология и этническая культура народа Дагестана отражены в искусстве и перекликаются с современностью.

Для посещения экскурсии необходимо приобрести экскурсионный билет и входной билет в музей.

Ссылки на билеты, даты и время проведения экскурсий с куратором:

27 августа, 14:00
23 октября, 12:00
19 ноября, 12:00
11 декабря, 14:00

6+

Аудиогид

Посетители выставки доступна услуга аудиогида. Гости проекта смогут посмотреть на экспозицию глазами куратора выставки Ксении Паршиной.

Аудио-экскурсия расскажет о том, что посетители не узнают в сопроводительных материалах к экспонатам выставки – как представления дагестанцев о мироустройстве находят отражение в их прикладном искусстве, ремеслах и предметах быта, в каких незаметных нюансах слышится диалог прошлого и настоящего. Слушая рассказ куратора, посетители увидят все грани «женского мира» в искусстве Дагестана, смогут в полной мере понять замысел выставки и обязательно откроют для себя ее дополнительные смыслы.

Аудиогид можно получить в подземном пространстве Большого дворца во время работы музея (стоимость – 300 руб.) или слушать бесплатно в мобильном приложении или на сайте IZI.Travel.

Семейная программа «Ювелирная работа»

Интерактивная экскурсия с творческим занятием в пространстве выставки.

Программа посвящена ювелирному промыслу Дагестана. Вместе с девочкой Патимат, главной героиней выставки, юные посетители не просто полюбуются драгоценными украшениями, но и смогут разгадать их тайный смысл. Для чего дагестанки носили на себе монеты, что вкладывали в серебряные амулетницы и почему  на обратной (скрытой) стороне височных серег изображали предметы быта? Как, из чего и для чего создавали украшения? Ответы ждут на выставке «Путь Патимат». А в завершение программы участники сами изготовят простое украшение-оберег из проволоки и полудрагоценных камней – сердолика, бирюзы и граната.

Программа для детей от 7 до 12 лет и родителей.

Узнать расписание детских программ и приобрести билет можно по ссылке.

Стоимость для одного посетителя: 550 руб.
Продолжительность: 90 минут
Запись по телефону: +7 (495) 322 44 33 (доб. 1141)

Встреча участников: в Подземном вестибюле Большого дворца возле стойки администратора экскурсионного отдела (вход в Большой дворец через стеклянный павильон).

Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана

В музее-заповеднике «Царицыно» 3 августа открывается выставка, посвященная традиционному и современному искусству Дагестана. В экспозиции – более 300 предметов, от археологических находок до работ современных художников.

«Традиционное дагестанское искусство – это лаборатория промыслов, в которой сохраняется многовековая преемственность, – говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Каждый экспонат, будь то украшение или одежда, не только раскрывает свое функциональное предназначение, но и рассказывает о той защитной роли, которой обычно наделены предметы женского мира Дагестана».

Выставка-путешествие занимает девять залов Хлебного дома, и каждый посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки – например, «Дом», «Свадьба», «Защитница». Среди экспонатов – предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины. В экспозиции можно увидеть железные пряжки VIII-IX веков, найденные этнографической экспедицией в районе села Бежта и переданные в Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, медные котлы и кувшины XIV-XIX веков из Государственного Исторического музея, женские головные уборы из Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, глиняные балхарские игрушки из коллекции «Царицына», украшения и столовые приборы из Кунсткамеры, тканевые и серебряные амулеты из Российского этнографического музея и вышивку из Музея Востока.

Работа над выставкой длилась более четырёх лет. Куратор и искусствовед Ксения Паршина вспоминает, как впервые оказалась в Дагестане в 2017 году: «Я прожила там неделю и вернулась совершенно другим человеком, глубоко впечатленным дагестанской культурой. Как и большинство москвичей, я впервые ощутила на себе обволакивающее тепло традиционного гостеприимства и чувство, что тебя принимают такой, какая ты есть».

Почему – Патимат? Это одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. Куратор назвала им собирательный женский образ, и вся выставка посвящена «Патимат», её дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам и будням. Фотоматериалы – архивные из коллекции Кунсткамеры и снятые журналистом Владимиром Севриновским во время недавних путешествий – помогут погрузиться в неспешный горский ритм жизни.

«Героиня выставки берет вас за руку и ведет по линии своей жизни, – говорит Ксения Паршина. – Мы встречаемся с ней в родовом доме, где она растёт и впитывает живую историю рода, правила жизни, умения, философию и основу промыслов, судьба которых меня, как куратора, сильно беспокоит. Дальше мы движемся к самому важному дню в её жизни, свадьбе, когда она становится объектом внимания всей семьи и всей сельской общины. Это очень важный и ответственный момент, поскольку свадьба в традиционной культуре – это символ продолжения рода и самой жизни».

Свадьба – это переход не только из дома в дом. Женщина как будто умирает в одном доме и возрождается в другом. Ритуал длится не один день, и в это время застывшая между мирами невеста носит свадебный головной убор, полностью закрывающий лицо и глаза – маргал, – его тоже можно увидеть на выставке.

Ткачество – одно из главных промыслов Дагестана, которым занимаются только женщины. «В Дагестане говорят: богат тот, у кого ковёр на стене, – объясняет куратор. – Ковёр – это книга, книга – это мудрость. Ковры ткёт женщина, так что именно она решает, о чём будет рассказывать книга». Система символов и знаков, столетиями применяемая ткачихами, до сих пор не расшифрована полностью. Исследователи, изучающие дагестанское ковроткачество, считают, что большая часть языка уже утеряна. Но на выставке в «Царицыне» можно узнать некоторые «ключи», которые помогут «прочитать» тканные книги.

В экспозиции есть залы, рассказывающие о вышивке, украшениях и, конечно, керамике – например, об испикских блюдах, предназначение которых многие исследователи связывают с бытовой магией, и предметах из знаменитого села Балхар, древнего центра дагестанского керамического искусства, которым также традиционно занимаются исключительно женщины.

Современное искусство на выставке – это десятки работ, от живописи и рисунка до скульптуры и видеоарта. Для всех авторов народные промыслы составляют основу творчества; все они используют те же техники, материалы и мотивы, что использовали мастера народных промыслов сто и более лет назад. Например, Джамиля Азиялова – ковровщица, реставратор и дизайнер – показывает в «Царицыне» картину, написаную природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий. А работа Апанди Магомедова посвящена кизяку – традиционному виду топлива, заготовкой которого в Дагестане занимаются женщины. Шелковое «полотно» Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой из цикла «Бюль-Бюль и Гюль» напоминает о традиционном для мусульман образе райского сада и исконно «женских» символах – птице и древе жизни. Не случаен и выбор «холста» –платок, который сам по себе символизирует женский мир Дагестана.

В последнем зале выставки, в «Мастерской» будут проходить мастер-классы и творческие встречи с художниками, во время которых узнать о Дагестане можно будет еще больше.

«Когда ты оказываешься в тех местах, рядом с теми могучими людьми, той могучей природой, ты чувствуешь себя песчинкой на ладони Бога, – объясняет куратор выставки Ксения Паршина.Ты понимаешь, что у дагестанцев есть связь с этносом, космологией, культурой предков, и это потрясающе. Четыре года назад я решила, что перенесу частичку этого мира в Москву, поставлю в музее и скажу: не торопитесь, не бегите, остановитесь хотя бы на минуту, и вы поймете, а вернее, почувствуете Дагестан».

Выставка «Путь Патимат. Женский мир в традиционном и современном искусстве Дагестана» будет работать с 3 августа по 11 декабря в Хлебном доме.

Куратор – Ксения Паршина

Архитектура проекта дизайн-бюро «Б&К»: Эрик Белоусов, Мария Корнилова, Галина Титова. 

Партнёр выставки: Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой.

Участники: Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи, Государственный исторический музей, Государственный музей Востока, Музей художественного текстиля и костюма российского государственного университета им. А.Н. Косыгина, Российский этнографический музей, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).

Выставка проходит при поддержке Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) и Дома народов России.


Циновка «чибта». Дагестан, Левашинский район, село Урма. Этническая принадлежность: аварцы. 1980-е годы. Шерсть, осока, килимное и сумашное ткачество. Из коллекции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой