Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Выставка «Палладио в России», которая проходила в 13 залах Хлебного дома с 24 апреля по 26 июня 2015 года, представляла первую часть выставочного проекта Министерства культуры РФ «Палладио в России. От барокко до модернизма / Russia Palladiana. Palladio e la Russia dal Barocco al Modernismo», реализованного в 2014 году ГМВЦ «РОСИЗО» при участии Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева в венецианском музее Коррер. Интерес итальянской публики к этой выставке подсказал организаторам мысль познакомить с ней и российскую публику. В результате расширенная версия проекта была показана в 2015 году в Москве на двух площадках — в Музее-заповеднике «Царицыно» (I часть: от барокко до модерна) и Музее архитектуры имени А. В. Щусева (II часть: двадцатый век).

Итальянский архитектор позднего Возрождения Андреа Палладио (1508–1580) безоговорочно признан всеми историками искусства самым влиятельным архитектором в мире. Для России Палладио имеет особое значение — палладианство определило не только русскую архитектуру, но и многое в русском сознании и бытии.

Экспозиция в Царицыне была посвящена истории русского палладианства до 1917 года. Впервые имя Палладио было написано по-русски в заглавии рукописи 1699 года, приписываемой одному из князей Долгоруковых, сподвижнику Петра I. Значение рукописи огромно — это первый трактат об архитектуре на русском языке: в России имя Палладио сразу же маркировало Архитектуру, причем Архитектуру с заглавной буквы.

Расцвет русского увлечения архитектурой Палладио падает на время царствования Екатерины II. В 1779 году по приглашению императрицы в Россию приезжает Чарльз Камерон, а вслед за ним, в 1780 году, Джакомо Кваренги. При Екатерине сформировался замечательный русский архитектор Николай Львов. Эти три великих архитектора и правоверных палладианца определили стиль, господствовавший в русской архитектуре вплоть до 1830-х годов. «В моем отечестве да будет вкус Палладиев», — так сформулировал свою задачу русский архитектор Львов: интенсивное строительство, начатое по всей России именно в екатерининское время и преобразившее ее облик, неразрывно связано с именем вичентинца. Палладианские прообразы легко читаются в самых разных сооружениях: в церквях, дворцах, общественных зданиях, частных домах. Виллу Ротонда без преувеличения можно назвать самым значимым архитектурным образом для России времени неоклассицизма, недаром она послужила образцом как для собора Святой Софии, знака утопического Греческого проекта Екатерины II, так и для императорских резиденций. Образ помещичьего дома с фронтоном и портиком, отражающегося в водной глади — чисто палладианский знак русского Золотого века, как называют в России первую половину XIX столетия.
Около 1900 года увлечение Палладио вспыхнуло с новой силой, и интерес русского модерна к неоклассике XVIII века и ампиру, слившись с тоской по ушедшей в прошлое культуре усадеб, сделал палладианство неотъемлемой частью культуры Серебряного века.
Дополнить представление о трехсотлетней истории русского палладианства можно было, посетив в МУАРе вторую часть выставки, посвященную влиянию этого стиля на советскую архитектуру.

Влияние Палладио вышло далеко за рамки архитектуры, отразившись на всей русской культуре. Поэтому на выставке были представлены не только архитектурные рисунки, проекты, чертежи и модели зданий, но также живописные и графические работы таких выдающихся мастеров, как Левицкий, Боровиковский, Сорока, Борисов-Мусатов, Судейкин, Грабарь, Бенуа, Добужинский и Кандинский.

Выставка «Палладианство в России» включала значительное число неизданных и неизвестных публике материалов из фондов российских музеев и архивов. Представлены были работы из коллекций Государственного исторического музея, Государственной Третьяковской галереи, Московского музея-усадьбы «Останкино», Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково XVIII века», Государственного музея-усадьбы «Архангельское», Российского государственного архива древних актов, Государственного музея А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного литературного музея, Научно-исследовательского музея Российской академии художеств и его филиала — Музея-квартиры И. И. Бродского, Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Российской национальной библиотеки, Библиотеки Российской академии наук, Тверской областной картинной галереи, Череповецкого музейного объединения, Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Пермского музея современного искусства.

Выставку сопровождал каталог, подготовленный кураторами, сотрудниками Эрмитажа, А. В. Ипполитовым и В. М. Успенским.

Организаторы
Министерство культуры Российской Федерации
Департамент культуры города Москвы
Государственный музей-заповедник «Царицыно», генеральный директор Наталья Самойленко
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева, директор Ирина Коробьина
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», и.о. директора Татьяна Волосатова
При поддержке
Посольства Италии в России
Итальянского института культуры в Москве

Руководитель проекта «Палладио в России»
Зельфира Трегулова

Кураторы
Аркадий Ипполитов, Василий Успенский

Координатор
Ирина Коротких

Дизайнер
Эрик Белоусов

Создатели мультимедийных программ
Федор Михайлов и Степан Шушкалов

Рабочая группа ГМЗ «Царицыно»
Ольга Белокобыльская, Надежда Валова, Елена Гришина, Ольга Докучаева, Вера Дормашева, Ирина Ена, Наталья Епифанова, Елена Карасева, Татьяна Карева, Юлия Киселева, Владимир Офицеров, Светлана Поликарпова Дмитрий Степанов, Алиса Ухалова, Наталья Юдинцева

Редакционное и издательское обеспечение
дизайнер Ирина Тарханова, издательство «Кучково поле», директор Георгий Кучков, редактор Анастасия Евдокимова

Монтаж выставки
ИП Максима Дьяченко

Транспортные компании
«РА-АРТ», «Файн Артвей», «Спецсвязь»

Монтаж и коммутация мультимедийного оборудования
Михаил Угольников, Антон Сафиулин

Спонсоры проекта
ОСАО «Ингосстрах», банк ВТБ24