Не только розы
Кураторские экскурсии
Приглашаем вас на кураторские экскурсии с культурологом Юлией Киселевой.
Жостовская роспись может быть родом только из Жостова. Промысел этот, существующий в небольшой деревне в Московской области с 1825 года, стал настоящим символом места, пережил революцию, войны и «борьбу с излишествами». «Во времена плановой экономики на Жостовской фабрике декоративной росписи пытались рассчитать, сколько подносов необходимо производить для страны, – рассказывает ученый секретарь музея-заповедника «Царицыно» и куратор выставки Юлия Киселева. – Был заложен критерий: каждая советская семья раз в пять лет покупает жостовский поднос».
В экспозиции – всего 17 подносов. И каждый рассказывает свою историю. На кураторской экскурсии по выставке вы узнаете, почему не бывает двух одинаковых жостовских подносов, как расписывали подносы при помощи горящей свечи, и почему в ботанических мотивах жостовских мастеров безошибочно угадываются голландские натюрморты конца XVII века.
Участие – по регистрации и по билету в Оранжерейный комплекс.
Билеты можно приобрести офлайн в кассах музея (в подземном пространстве Большого дворца и Первом оранжерейном корпусе).
14 июня в музее — день бесплатного посещения, но для этого тоже понадобится бесплатный билет с портала mos.ru.
Даты проведения:
- 28 мая, 11:00
- 9 июня, 15:00
- 14 июня, 11:00
- 28 июня, 15:00
Встреча участников во Втором оранжерейном корпусе.
История про Жостово в семнадцати подносах
В Царицынских оранжереях работает выставка «Не только розы», посвященная жостовской росписи – одному из важнейших народных художественных промыслов России, существующему с середины XIX века.
С декабря прошлого года в Большом дворце в «Царицыне» работает выставка «В поисках народного искусства» – масштабный исследовательский проект музея по изучения феномена народного искусства и промыслов. Выставка в Царицынских оранжереях станет частью этого исследования.
«Выставочные проекты, посвященные народному искусству, невероятно важны для музея по двум причинам, – подчеркивает директор государственного музея-заповедника “Царицыно” Елизавета Фокина. – Во-первых, они позволяют демонстрировать богатство коллекции, которую мы начали собирать еще в середине 1980-х, когда в Царицыне был образован Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Во-вторых, выставки помогают поднять серьезные культурологические вопросы, cреди которых – роль государства в сохранении народных промыслов».
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Промысел этот стал настоящим символом места – пережил революцию, «борьбу с излишествами», перестройку – и по сей день является одним из самых узнаваемых народных брендов России. В жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность – это уникальный жостовский букет.
В экспозиции выставки «Не только розы» – всего 17 подносов. Кураторы предлагают каждому посетителю поставить эксперимент: попробуйте произнести «жостовский поднос», и воображение тут же нарисует яркие цветы на черном фоне. Хотя подносы, созданные в Жостово, могут быть разными: с разноцветными фонами, и вовсе не с цветами, а, скажем, с фруктами, фазанами, белками или даже городскими пейзажами. Двух одинаковых жостовских подноса не может быть даже у одного автора! Каждый предмет уникален. «Чтобы это увидеть, нужно задержаться, внимательно рассмотреть, проникнуться историей, от которой захватывает дух и которую каждый поднос рассказывает по-своему, – говорит один из кураторов выставки Юлия Киселева. – Мы надеемся, что на выставке каждый зритель сможет сделать свое собственное открытие, найдет источник для вдохновения».
Самый старый поднос в экспозиции датируется концом XIX века. На нем можно увидеть узор типа «черпашка» (название не искусствоведческое, жостовское, но очень точное), созданный при помощи горящей свечи, которой коптили эмаль. Но, конечно, на большинстве подносов – фантазийные волшебные цветы. Первые жостовские мастера вдохновлялись работами голландских живописцев. Они прекрасно освоили их художественные приемы, творчески их переосмыслили и сделали частью своей истории.
Жостовский промысел во все времена был очень актуальным. На выставке эту тенденцию прекрасно иллюстрирует, например, агит-поднос, на котором изображен Владимир Ленин на охоте, или поднос «Фазан в цветах табака», выполненный в стиле шинуазри.
Выставка «Не только розы. История про Жостово в 17 подносах» будет работать весь май. Продолжить знакомство с феноменом народного искусства можно в экспозиции «В поисках народного искусства» в Большом дворце. Или – в самом Жостово, где можно воочию увидеть, как рождается знаменитая роспись на подносах.
Кураторская группа: ученый секретарь музея-заповедника «Царицыно» Юлия Киселева, главный художник «Жостовской фабрики» Михаил Лебедев, сотрудники музея «Жостовской фабрики» Ирина Соловьева и Анна Ковыршина