Назначаю Вам встречу в саду
Детские программы
В пространстве выставки проводится программа для детей и их родителей «Я садовником родился»
Легко ли быть садовником? Что общего у цветов и детей? Существует ли особый язык цветов? Поговорим об этом на выставке! Мы познакомимся с историей садоводства, вспомним классические литературные и музыкальные произведения, которые связаны с царством растений, узнаем, что такое ботанический рисунок и признаемся в нежных чувствах своим близким. Самая трогательная семейная программа наступающей весны.
Ведущие: Ксюша Дубинчик, Вера Ярилина, Настя Стальная.
Продолжительность: 60 минут
Рекомендуемый возраст: от 3 до 8 лет
Стоимость для 1 человека: 400 руб. (для детей и для совершеннолетних посетителей)
Для покупки билета выберите дату по ссылке.
Место встречи – подземное пространство Большого дворца (кассы).
Справки и запись по телефону +7 (495) 322 44 33 (доб. 1194)
Экскурсии по выставке
По выставке проводятся регулярные экскурсии.
6+
Стоимость для одного посетителя в составе сборной группы: 250 руб.* (45 мин.)
Билет можно купить в кассе музея за наличные деньги и по карте.
При покупке билета онлайн выберите дату по ссылке.
*Входные билеты в музей приобретаются отдельно по ссылке.
Обучающимся образовательных организаций города Москвы (школы и колледжи) при посещении музеев и выставочных залов необходимо иметь при себе Социальную карту москвича или карту «Москвёнок». Право бесплатного прохода предоставляется в случае успешной верификации карты.
Телефон для справок: +7 (495) 322 44 33 (доб. 1142)
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка, посвященная истории изящного садоводства в России – оранжереям, зимним садам и приусадебным паркам второй половины XIX – начала XX века.
«Сто пятьдесят лет назад в русском обществе возник огромный интерес к изящному садоводству: увлечение охватило всё население – от императорского семейства до крестьянства, – говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Новая выставка стала для нас интересным экспериментом – не буду раскрывать детали, но мы с радостью “назначаем вам встречу в саду”».
Выставка рассказывает о типологическом многообразии садового искусства XIX–XX веков и приглашает вглядеться в артефакты того времени: сохранившие облик садов гравюры и фотографии, инструменты, лейки и кувшины, которые использовались при уходе за ними, кашпо, в которые прятали цветочные горшки в комнатах при украшении их живыми растениями. Садам в интерьере – зимним и оранжерейным – на выставке уделено особое внимание. В экспозиции реконструирована «зеленая гостиная» дворянского дома, представлен «кабинет садовника», в котором собраны инструменты и материалы, бывшие в ходу у всех, кто ухаживал за посадками.
Достижения в садоводстве в XIX веке демонстрировали на выставках, которые во второй половине XIX столетия регулярно проводились в Москве, Петербурге и в других городах, где существовали общества садоводов. Самой известной стала Международная выставка садоводства, проведенная в 1869 году в Петербурге. Также большой интерес у публики вызвала выставка 1899 года в Москве, приуроченная к 100-летию со дня рождения Александра Пушкина.
Экспозиция в «Царицыне» покажет, как эти выставки были устроены, что они предлагали посетителям и как способствовали развитию любительского садоводства.
Многие профессиональные садоводческие рецепты XIX века остаются актуальными по сей день, о чем свидетельствуют издания, ставшие настольными книгами современных ландшафтных архитекторов и дизайнеров – например, «Цветочный сад» и «Ландшафтный сад» Константина Епанчина, «Цветники и партеры» и «Садоводство для начинающих и любителей» Николая Кичунова, неоднократно переиздававшиеся книги «Комнатное садоводство» Макса Гесдерфера и «Русский огород, питомник и плодовый сад» Рихарда Шредера, которого называли «патриархом русского садоводства».
Основу экспозиции составляют материалы из архива куратора выставки Софии Веселовой: журналы и книги по садоводству, каталоги садовых заведений, вазы и кашпо для цветов, открытки, гравюры, литографии и фототипии, изображающие те или иные сюжеты, связанные с садовым искусством и «садовой жизнью». Изысканные изделия из фарфора взяты из собрания музея-заповедника «Царицыно». Важные экспонаты – жардиньерка, или столик-геридон, изготовленный в XIX веке, и акварель Луиджи Премацци «Выставка цветов в Московском Манеже» 1861 года – для выставки предоставил Музей Тропинина и московских художников его времени.
По мнению куратора выставки Софии Веселовой, идеи, заявившие о себе на рубеже XIX–XX веков, блистательно реализуются в наши дни. Например, висячие сады или сады на крышах. «Сто с лишним лет назад оранжереи сыграли важную роль в развитии железно-стеклянной архитектуры, и сегодня они включены во многие футуристические проекты. Инновационные подходы нынешнего времени требуют знаний передовых технологий, но полноценное движение вперед невозможно без изучения опыта прошлого – тем более, если речь идет о реставрации исторических садов и парков. Так что не будет лишним вспомнить, каким было русское садоводство сто лет назад».
В Царицыне идеи изящного садоводства укоренились еще раньше. Царицынские оранжереи были построены в середине XVIII века. Первая деревянная оранжерея появилась в селе Черная Грязь в начале 1740-х годов; по сохранившимся описям в ней выращивали розы, виноград, инжир, померанцы, груши, алоэ. После покупки усадьбы Екатериной II в 1775 году в Царицыне был построен комплекс из трех каменных оранжерей – управление ими было поручено немецкому растениеводу Иоганну Раку. В начале XIX века в Царицыне находилось плодово-ягодное хозяйство, ежегодно приносившее немалый доход и снабжавшее всю Москву. Позднее Царицынские оранжереи были заброшены, и восстановлены по сохранившимся чертежам и описям только в 2008 году. Сегодня здесь круглый год цветут тропические растения и созревают экзотические фрукты, а для детей и взрослых проводятся экологические мастер-классы и экскурсии. Выставка «Назначаю Вам встречу в саду» отчасти связана и с этой историей.
Куратор выставки – София Веселова, кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ им. В.М. Ломоносова, профессор кафедры теории и истории искусств МПГУ.