Мечта о саде. Фарфор Владимира Яснецова
Владимир Климентьевич Яснецов (1926–2005) — один из признанных мастеров Дулёвского фарфорового завода. Его искусство, столь узнаваемое, но всегда неповторимое, стало символом дулёвского фарфора. Как сказал сын художника Ю. В. Яснецов, в работах его отца отразились художественные устремления целого поколения мастеров-фарфористов.
В залах Большого дворца представлены лучшие работы художника, созданные в 70–80-е годы — всего более двухсот экспонатов, среди которых разнообразные чайные комплекты, огромные блюда и миниатюрные кофейные чашечки, вазы и штофы, а также авторские рисунки и наброски.
Название выставки — «Мечта о саде» — говорит само за себя. Посетители выставки словно переносятся из шумного, пыльного города в цветущий, искрящийся каплями росы, благоухающий сад. Яснецовская мечта о саде — это мечта о счастье, о радости бытия, о земном рае, выраженная всеми доступными художнику средствами — горящими, пламенеющими красками, размашистым, летящим мазком и особой, бьющей через край энергией рисунка.
Рай для художника — это знакомые всем, родные сердцу образы русской природы: скромные белоснежные цветы калины и пышные садовые щеголихи-розы, тонкие ветви рябины с багряными гроздьями ягод и сочные медовые сливы, трепетная первая листва и нарядная распустившаяся сирень.
В творчестве Владимира Яснецова четко прослеживаются две основные темы: пейзаж и сад. Именно по такому принципу выстроена и сама выставка. В первом, камерном зале представлены декоративные комплекты с пейзажной росписью. Это сервизы «Золотая осень», «Лунная ночь», «Первая зелень» (конец 1980-х), удостоенные Почетного диплома Академии художеств СССР, и другие.
Одна из самых известных работ Владимира Яснецова — декоративный комплект «Лунная ночь» 1989 года. Его бесспорно можно отнести к шедеврам росписи по фарфору. Звучным аккордом белых, голубых тонов, свободными декоративными мазками автор передает едва уловимое состояние нарождающейся весны, пронизывающий сумрак ночи. Несколькими движениями кисти художник создает пейзаж внутри пиалы, просто и лаконично обыгрывая ее форму.
Во втором, большом зале выставки экспонируются произведения с излюбленным мотивом художника — изображением плодов и цветов. Фарфоровые комплекты «Роса», «Калина красная», «Розы», «Солнечное утро», «Вечерняя рябина», «Желтая слива», «Спелая черешня» передают всё многообразие и изобилие природы. Удивительно умение художника передать живописными средствами освещение, состояние времени года, времени дня, изобразить отдельный природный мотив так, чтоб вечерний сад стал осязаем, а аромат цветущей сирени или терпкий вкус калины — ощутимы.
Тема распахивающегося в сад окна лейтмотивом проходит через всю выставку. Она возникает на стенде, предваряющем экспозицию, где при помощи мультимедийных средств воссоздаются графические пейзажи Яснецова, повторяется и в построении маленького «кинотеатра», в витринах-окнах которого расцветают сирень и калина, благоухают розы… В самом «кинотеатре», также своеобразном виртуальном окне, на экране возникают картины из жизни художника.