Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Лекция «Рисунок XVIII века». 25.09.21, 13:00

Место проведения — Хлебный дом, пространство выставки (зал «Россия, Швейцария, Нидерланды»).

В чем особенности  графики? Как смотреть рисунки и эстампы? Эпоха Просвещения в зеркале самого  «частного» искусства.  Лекция «Рисунок  XVIII века как личный дневник, поле для эксперимента и повод поговорить» в рамках проекта  «Графика XVIII века. Выставка произведений из частных коллекций» призвана ответить на все эти вопросы, сделав представленные на выставке работы ближе и понятней гостям музея-заповедника «Царицыно».

Лекцию читает Ольга Глебова — искусствовед, эксперт по русской графике XIX-XX веков, преподаватель  РГГУ, член Ассоциации искусствоведов (АИС) и Национального общества экспертов в области искусства (НОЭКСИ).

Вход — по билету в музей и по регистрации.

Выберите билет в музей по ссылке (с посещением выставки «Театрократия» или без посещения).

12+

В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылась выставка графики XVIII века. В экспозиции – более 70 графических листов, некоторые из которых до этого момента ни разу не экспонировались в музеях.

Выставка подготовлена музеем-заповедником «Царицыно» совместно с Клубом коллекционеров графики, основанным год назад известным московским собирателем искусства и куратором Сергеем Подстаницким: «Клуб начался с сообщества в фейсбуке, созданного во время первого локдауна. Однако несмотря на сложное время мы организовали и провели выставки, посвященные графическим портретам и архитектурным наброскам. Экспозиция в “Царицыне” уже четвертая по счету, она рассказывает о самом изысканном разделе графического искусства – листах XVIII века».

По мнению куратора, графика эпохи Просвещения сильно отличается от графики других исторических периодов. Изящество, легкость, высокий уровень мастерства, ставший ответом на растущий спрос в обществе, вольный выбор героев и тем – все это характеризует даже не столько саму графику, сколько XVIII век в целом. При этом коллекционируют графические произведения этого периода очень немногие. «Куда проще собирать графику XX века, к примеру, – объясняет Сергей Подстаницкий. – Вы покупаете лист начала 1920-х годов, храните его, год от года он дорожает, становится ценнее, а вы – богаче». С рисунками Франсуа Буше или Томаса Лоуренса, великих художников XVIII века, дела обстоят иначе. Они стоят тысячи долларов сегодня и будут стоит столько же через пятьдесят и через сто лет. «Коллекционировать графику трехсотлетней давности можно только по любви», – резюмирует Сергей Подстаницкий.

Графическое искусство XVIII века собирали многие известные люди в России и мире. Из представленных на выставке экспонатов можно будет увидеть листы, происходящие из коллекций русских художников Константина Сомова, Павла Радимова и Николая Соболева, генерал-майора русской императорской армии Николая Саблукова (автора знаменитых «Записок» о времени правления Павла I), князя Николая Орлова (чрезвычайного посланника и полномочного министра при Бельгийском дворце во времена правления царя Николая I), династии графов Шереметевых, а также Барбары Пясецкой-Джонсон (вдовы миллиардера Джона Сьюарда Джонсона – наследника корпорации Johnson&Johnson) и Королевской академии художеств в Кенинсберге, упраздненной в 1945 году после присоединения Восточной Пруссии к СССР (коллекция академии оказалась рассредоточена по всему по миру, и последние десятилетия медленно оседает в частных собраниях).

Три карандашных рисунка конца 1790-х годов английского художника Томаса Лоуренса, вошедшего в историю в роли главного портретиста эпохи Регентства, ранее хранившиеся у Николая Саблукова, сегодня находятся в собрании коллекционеров Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева. Набросок женской фигуры, выполненный углем французским живописцем и гравером Франсуа Буше в середине XVIII века, до середины прошлого столетия был в коллекции Павла Радимова, а теперь – в собрании коллекционера Виктора Горбика. «Две коленопреклоненные фигуры» 1750-х годов великого венецианца Джованни Баттиста Тьеполо некогда были в коллекции князя Николая Орлова, а несколько лет назад перешли в собрание основательницы фонда InArtibus и издательницы газеты The Art Newspaper Инны Баженовой. «Торговец клюквой» французского портретиста Жана Луи де Велли, большую часть своей творческой карьеры проработавшего в России на службе у Екатерины II, хранился в Королевской академии художеств в Кенинсберге, а теперь – в собрании Сергея и Татьяны Подстаницких.

Всего в работе выставки участвуют 11 российских коллекционеров, некоторые из которых впервые предоставили для экспонирования графические произведения из своих личных собраний. Хрупкие, требовательные в хранении, дожившие до наших дней лишь благодаря заботе нескольких поколений коллекционеров графические листы – выполненные карандашом, акварелью и особо популярной в XVIII веке пастелью – будут выставлены в залах Хлебного дома. «Выставки из частных собраний становятся все популярнее в последнее время, – считает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. – Наш музей давно и плодотворно сотрудничает с современными коллекционерами, отдавая должное их самоотверженному труду и любви к искусству. Мы охотно предоставляем им выставочные залы и каждый раз с большим интересом ждем новых оригинальных проектов».