Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В Малом дворце музея-заповедника «Царицыно» открывается выставка «Другое дерево», представляющая авторское ювелирное искусство, скульптуру и арт-объекты из дерева. «Другое дерево» – часть международного проекта GOODWOOD.

«Дерево может быть «другим», разным, неожиданным, очень выразительным материалом, –  рассказывает Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно». – Разнообразие экспонатов выставки «Другое дерево» может удивить даже специалистов. В Малом дворце мы покажем 188 работ 57 современных художников из 11 стран: авторские украшения и мелкую пластику, ксилографию и скульптуру из распространенных и экзотических пород дерева».


Демид Трефилов (Санкт-Петербург). Брошь «Без названия». 2021. Латунь, спессартин, можжевельник, морение

Дерево в экспозиции будет представлено во все своей выразительности: от жесткого конструктивизма в скульптурах Виктора Вотского до обаяния обычной коряги в подвесе «Большая рыба» Алексея Крюкова, от черно-белой графики эбена с полированным металлом в работах Светланы Крундышевой до ярких цветных всплесков в брошах Mi-Mi Moscow и скульптурах Насти Фомичевой. В экспозиции будут можно будет увидеть скульптуры из дерева и ксилографию известных петербургских художников Виктора Грачева и Виктора Вотского. Голландский художник Лукас Аронс покажет на выставке скульптуру «Over… time»: рядом с пнем, на срезе которого можно посчитать годовые кольца, будет нарастать, а в конце дня таять лед, символизируя цикличность процессов в живой природе.

Материалом, вдохновляющим художников, стали как привычные породы дерева (клен, береза, сосна), так и экзотические (амарант, венге, зебрано), а также шпон, фанера, спички, уголь, коряги и даже опавшие сухие листья. К примеру, в создании коллекции брошей «Список черных кораблей» латвийский дизайнер Анна Фаныгина использовала обрезки и щепки вяза, вишни и скального дуба, собранные на судостроительной верфи в Венеции, где смолят и реставрируют старинные гондолы.

Почему – дерево? На этот вопрос отвечает основатель проекта GOODWOOD, художник-ювелир Олег Тихомиров: «Дерево легко в обработке, обладает прекрасными конструктивными качествами, красивыми цветом и фактурой. В любой этнографической коллекции всегда найдутся деревянные артефакты. Но дерево не осталось чисто ремесленным материалом. Оно нашло применение в авторских ювелирных украшениях, где, соседствуя с металлом и камнями, утвердилось на самом острие современного дизайна. Дерево используется в современной скульптуре, где пластические поиски продолжают традиции русского авангарда. В европейской скульптуре дерево эффектно контрастирует с камнем, заплетается в сложные фактуры, создает неожиданные комбинации».

Работа с нетрадиционными и недрагоценными материалами освобождает художников от гнета «драгоценности» и дает возможность в полной мере проявить фантазию, считает куратор выставки «Другое дерево» Анна Терещенкова: «Дерево никак не назовешь новым материалом, но несмотря на это его до сих пор воспринимают как непривычный, неподходящий для ювелирное искусства. Наш проект – это доказательство тому, что благодаря своей пластичной природе дерево вступает в соавторство с художниками и помогает найти новые формы и содержание».


Ксения Шинковская (Даугавпилс, Латвия). Серия миниатюрных скульптур «Пилигримы». 2021. Войлок, дрейфующее дерево

Музей-заповедник «Царицыно» обладает большой коллекцией ювелирных изделий, которая начала формироваться в 1980-е годы, сразу после образования музея декоративно-прикладного искусства народов СССР – так первоначально назывался музей. В коллекции нашли свое место как художественное наследие (например, изделия знаменитых ювелирных фирм, в том числе Фаберже), так и традиционные украшения народов Кавказа и Средней Азии и произведения мастеров народных промыслов. Особое место в собрании заняла авторская «ювелирка» концептуального направления. Художники из России, Прибалтики, Армении часто использовали недрагоценные металлы в сочетание с пластиком, эмалями, деревом для создания мини-объектов. Сегодня это наиболее актуальный раздел ювелирной царицынской коллекции. Имена художников, чьи работы находятся в собрании музея, известны далеко за пределами России — например, Ольги и Феликса Кузнецовых, работающих в технике эмалирования, или Геннадия Ленцова, чьи авангардные арт-объекты хранятся не только в «Царицыне», но и в Оружейной палате Московского Кремля. Владимир Наумов, с середины 1980-х годов побеждавший в конкурсах ювелирного искусства и художественной эмали в Польше, США, Италии, Франции, Испании, участвует и в выставке «Другое дерево», связывая несколько поколений ювелиров и эмальеров.

Куратор проекта – Анна Терещенкова
Дизайнер – Эрик Белоусов

Художники GOODWOOD
Лукас Аронс, Швеция
Биляна Клекачкоска, Идар-Оберштайн Германия
Анита Черпеллони, Венеция, Италия
Гунтис Лаудерс, Рига, Латвия
Mi-Mi Moscow (Мила Кальницкая и Михаила Масленников), Москва, Россия
Тиина Райякаллио, Лаппеенранта, Финляндия
Дарья Свирел, Рига, Латвия
Вендула Фабианова, Германия
Мария Агуреева, Москва, Россия
Рустам Адюков, Новгородская обл., Россия
Марина Анохина, Москва, Россия
Анна Арюткина, Санкт-Петербург, Россия
Цагана Бадаева, Санкт-Петербург, Россия
Мелитина Балабин, Лаппеенранта, Финляндия
Николай Балабин, Лаппеенранта, Финляндия
Боремир Бахарев, Санкт-Петербург, Россия
Елена Белик, Санкт-Петербург, Россия
Ольга Боброва, Москва, Россия
Татьяна Борисова, Санкт-Петербург, Россия
Юлия Бунакова и Евгений Хохлов, Санкт-Петербург, Россия
Роман Волков, Тула, Россия
Виктор Вотский, Санкт-Петербург, Россия
Виктор Грачев, Санкт-Петербург, Россия
Евгения Добровольна, Брно, Чехия
Владимир Дубровский, Санкт-Петербург, Россия
Ольга Калитенко, Санкт-Петербург, Россия
Борис и Юлия Колесниковы, Ярославль, Россия
Екатерина Корж, Москва, Россия
Татьяна Корнева, Санкт-Петербург, Россия
Светлана Крундышева, Москва, Россия
Алексей Крюков, Нижний Новгород, Россия
Ирина Латкина, Санкт-Петербург, Россия
Виктория Лебедева, Санкт-Петербург, Россия
Алиса Лециус, Санкт-Петербург, Россия
Дарья Луцкевич, Минск, Беларусь
Мария Мамкаева, Брюссель, Бельгия
Александр Михальянц, Симферополь, Россия
Владимир Наумов, Санкт-Петербург, Россия
Оксана Наумова, Санкт-Петербург, Россия
Елена Новикова, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Номар, Хабаровск, Россия
Наталия и Алексей Петровы, Москва, Россия
Никита Ротанов, Санкт-Петербург, Россия
Анна Середова, Санкт-Петербург, Россия
Наталья и Татьяна Тарасовы, Санкт-Петербург, Россия
Анна Терещенкова, Санкт-Петербург, Россия
Олег Тихомиров, Санкт-Петербург, Россия
Демид Трефилов, Санкт-Петербург, Россия
Виктор Удоденко, Кострома, Россия
Анна Фаныгина, Рига, Латвия
Настя Фомичева, Санкт-Петербург, Россия
Анастасия Хазырбекова, Тель-Авив, Израиль
Анна Червонная, Санкт-Петербург, Россия
Андрей Чечев, Рязань, Россия
Андрей Чирьев, Ярославль, Россия
Александр Шарифуллин, Кострома, Россия
Ксения Шинковская, Даугавпилс, Латвия


Николай Балабин (Лаппеенранта, Финляндия). Брошь «Маленький домик у моря». Из серии «Сказки для детей». 2021. Гагат, металл, коралл, ракушка, бирюза