Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы.

События в рамках выставки

26 сентября, 15:00  – Лекция «Пять мифов о мифе». Зал Arzamas. Вход – по билету в музей, при обязательной регистрации.

3 октября, 15:00 – Лекция «Античный миф в Западной Европе: старые боги в новых одеждах». Зал Arzamas. Вход – по билету в музей, при обязательной регистрации.

10 октября, 15:00 – Лекция «Природа и закон в греческой мифологии». Зал Arzamas. Вход – по билету в музей, при обязательной регистрации.

Экскурсии по выставке

В музее можно приобрести билет на тематическую экскурсию по выставке. Билеты приобретаются на группы до 5 человек, до 14 человек и до 20 человек.

Экскурсия по выставке знакомит с предметами европейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства XVI-XIX веков. Вы узнаете, какие античные сюжеты и герои вдохновляли мастеров Италии, Германии, Франции при создании произведений живописи, изделий из кости, мебели, скульптуры. Веера, с собирания которых более 20 лет назад начала складываться коллекция О.К. Затеевой, демонстрируют богатство сюжетов, разнообразные конструкции и техники исполнения.

Продолжительность: 60 минут

Подробности (раздел «Тематические экскурсии по выставкам»)

Программы «Променад по выставке»

Променад по выставке (подробнее)

Расписание и темы занятий
27 сентября – «В компании с божественными олимпийцами, или Как трудно быть богом». Регистрация
25 октября – «Великий и ужасный: повелитель богов громовержец Зевс и его неумолимый отец – бог времени Кронос». Регистрация.

В Хлебном доме 22 августа открывается новая экспозиция: живопись, графика и декоративно-прикладное искусство XVI — XIX веков из собрания Ольги Затеевой.

Музей-заповедник «Царицыно» совместно с московским коллекционером Ольгой Затеевой представляет выставку произведений западноевропейских мастеров XVI – XIX веков. В экспозицию вошли 300 работ мастеров различных школ и стилистических направлений, таких, как барокко, рококо, классицизм и модерн: 17 картин, 70 гравюр, 158 изделий декоративно-прикладного искусства, а также предметы мебели и скульптура. Более половины работ впервые демонстрируются широкой публике.

Выставка «Богов античных дивные черты…» объединила произведения мастеров Италии, Франции, Германии и Великобритании. Благодаря такой широкой географии и жанровому разнообразию, она дает возможность посетителям не только сравнить работы разных художников, посвященные одной и той же теме, но и сформировать собственное мнение о важных художественных явлениях в истории искусств.

Залы экспозиции

Главная цель выставки – проиллюстрировать известные античные мифы и варианты их толкования в истории искусства. Экспозиция в 10 залах царицынского Хлебного дома выстроена по тематическому принципу. Богам греческого и римского пантеонов – Аполлону, Диане (Артемиде), Нептуну, Зевсу (Юпитеру), Вакху (Дионису), Афродите (Венере), Флоре, Кроносу (Сатурну) – отведены отдельные залы, что способствует наиболее полному раскрытию образов героев древней мифологии и помогает вспомнить самые известные античные сюжеты, которые легли в основу многих произведений, представленных на выставке – истории Аполлона и Дафны, Вакха и Ариадны, Венеры и Адониса, а также мифы о похищении Прозерпины и Европы, суде царя Мидаса и Париса.

Изделия из кости и фарфора

Качественно высокий уровень экспозиции обеспечен включением в нее значительного числа ценных произведений декоративно-прикладного искусства из кости и фарфора, ювелирных изделий и вееров. Особого внимания заслуживают изделия из кости, которые нечасто встречаются в российских музейных собраниях в России. На выставке можно увидеть заздравные кубки, вазы, шкатулки, мелкую пластику, созданную резчиками по кости во второй половине XVIII – начале XIX века. Именно в этот период косторезные промыслы получили развитие почти во всех странах Европы. В экспозиции представлены работы немецких, испанских, итальянских и французских мастеров. Особого внимания заслуживают скульптурные группы, выполненные резчиками из французского Дьеппа, а также уникальная статуэтка «Кронос, похищающий Красоту» (Германия, конец XVIII в.). Чтобы придать изделиям большую декоративность, кость сочетали с деревом, кожей, металлами, камнями, кораллами, перламутром, жемчугом. Прекрасными примерами гармоничного сочетания различных материалов могут служить блюдо «Триумф Вакха и Ариадны» и потешная кружка-стопа «Кузница Вулкана».

Изделия из серебра и бронзы

Интересными работами на выставке представлено австрийское ювелирное искусство. Во второй половине XIX века в Вене было налажено производство серебряных и бронзовых изделий, декорированных художественной эмалью. Мастерские Германа Ратцерсдорфера и Германа Бёма выпускали богато и разнообразно исполненные предметы: часы, табакерки, шкатулки, вазы. Своеобразной вершиной венского эмальерного искусства стали роскошно декорированные тематические сеты для сервировки стола. Столовые гарнитуры включали от двух до ста и более предметов, которые выполняли не только эстетическую, но и вполне практическую функцию. На выставке представлен корабль-солонка, который служил важной частью одного из таких гарнитуров.

Веера

Подлинным украшением выставки стали веера – это более 30 предметов, изготовленных французскими и голландскими мастерами в XVIII веке и богато декорированных авторской росписью на мифологические сюжеты.

Гравюра

Самый ранний по времени создания лист из графического раздела коллекции Ольги Затеевой – гравюра из серии «История Аполлона и Дафны», выполненная около 1540 года. Как и авторский эстамп Ганса Зебальда Бехама «Леда и лебедь», датируемый 1548 годом, упомянутый отпечаток тематически связан сразу с несколькими произведениями, экспонирующимися на выставке. В коллекции целенаправленно формировалась подборка памятников, выполненных по мотивам знаменитых мифов о Леде, Европе и Венере. Их сопоставление позволяет проследить, как менялось отношение художников к известным мифологическим сюжетам. Говоря о гравюрах, также нельзя не упомянуть листы Джорджио Гизи, Якоба Матама, Адриана Колларта и Эгидия Саделера II, которые служат подлинным украшением коллекции. Следует также отметить пейзажи, созданные британскими граверами середины XVIII века в технике резцовой гравюры по картинам французских художников Клода Лоррена и Гаспара Дюге.

Живопись

Важная роль на выставке отводится живописным произведениям, среди которых выделяются полотна итальянских художников Бернардино Чезари, Пьера Франческо Читтадини, Гаспаре Дициане, фламандского мастера Виктора Оноре Янсенса.

Частная коллекция, с которой посетителей музея-заповедника «Царицыно» знакомит выставка «Богов античных дивные черты…», формировалась в течение двадцати лет. До недавнего времени она была доступна исключительно для изучения профессиональными искусствоведами. Исследовательская работа, которая велась в сотрудничестве с реставраторами, позволила подготовить и осуществить несколько крупных выставочных проектов. В 2016 году во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства с успехом прошла выставка «Мифы и аллегории в изобразительном искусстве», познакомившая москвичей и гостей столицы с наиболее обширными разделами собрания. Годом ранее там же состоялась выставка вееров «Орудие лукавства и притворства», вызвавшая положительный общественный резонанс. Важные выставочные проекты были реализованы в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, Нижегородском государственном художественном музее, Ярославского художественного музея, а также Краснодарском краевом художественном музее имени Ф. А. Коваленко.  Выставка «Богов античных дивные черты» ознаменовала новый этап в работе по изучению и систематизации собрания.

К выставке подготовлены каталог и образовательная программа.

Куратор выставки – Татьяна Тютвинова.