Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В Хлебном доме открылась выставка «Бал при свечах», посвящённая юбилею заслуженного художника России Галины Александровны Корзиной.

Нынешний год – дважды юбилейный для Галины Александровны Корзиной. Это и 80-летие со дня рождения, и 50-летие творческой деятельности – в 1974 году Галина Александровна окончила знаменитую Строгановку, Московское высшее художественно-промышленное училище, по специальности «художественная керамика». Полвека в профессии – это и собственные узнаваемые произведения, и активная общественная деятельность: десять лет во главе Комиссии по декоративному искусству Союза художников России (2009–2019) и масса организационной работы. Кстати, в Союз художников СССР Галина Корзина была принята в 1979 году, и это 45-летие – ещё одна знаменательная дата.

Произведения Корзиной хорошо известны специалистам и ценителям художественного фарфора, фаянса и керамики. Галина Александровна – автор образцов-эталонов для серийного выпуска скульптуры, декоративных композиций, архитектурной керамики. Дипломную работу она выполняла на Дулёвском фарфоровом заводе, где её, молодого перспективного специалиста, приметил выдающийся фарфорист Пётр Васильевич Леонов (1910–1982), он же помог ей после института стать внештатным художником завода.

Формированию собственного стиля Корзиной способствовала работа на Гжельском экспериментальном заводе, где Галина Александровна трудилась с 1978 года. Художник на заводе – человек особый, понимающий всю производственную цепочку и технологические особенности процесса. Корзина создавала образцы чайных и кофейных сервизов, ваз, которые выпускались малыми тиражами.

Большинство представленных на выставке произведений выполнены из бисквита, неглазурованного фарфора – с матовой, слегка шероховатой поверхностью, свет и тени на которой играют, как на мраморе. Мода на неглазурованный фарфор возникла в середине XVIII века, но бисквит привлекает внимание мастеров и сегодня. Этот материал каждый раз «звучит» по-разному.

У многих скульптур Галины Корзиной запоминающиеся жестковатые силуэты, они подчёркнуто графичны. Искусствовед Лидия Владимировна Андреева (1930–2018) отмечала в них экспрессию чувства и движение: «Фигурки Г. А. Корзиной живут в стихии и ритмах музыки. Они тан­цуют, поют, играют на скрипке и гитаре, чутко внимают друг другу. Ими движет стремление к возвышенному и одновременно — потребность в игре. В позах и жестах заметна внутренняя неуверенность и лёгкая манерность. Идущие фигурки парят, их остроносые туфли и тонкие каблучки едва касаются крохотных подставок, повисают над ними». Небольшие по размеру, внутренне они очень монументальны, а благодаря чистоте линий выдержат и увеличение масштаба. При всей обобщённости этих персонажей есть ощущение, что перед нами конкретные люди, которые заняты своими делами, взаимодействуют друг с другом. Им веришь.

Стиль художника менялся с годами, отчасти это можно видеть и на примере представленных на выставке работ. Наиболее ранняя из них – сервиз «Городок» 1991 года, исполненный ещё в духе 1980-х: с характерной плавностью форм и украшениями в виде лепных цветов. Но уже на рубеже 1990-х–2000-х появляется тот самый «рафинированный и суховато-хрупкий», как определила его Л.В. Андреева, бисквит Корзиной – с акцентом на силуэте, дополненном тончайшей графикой складок и линий. И фигуры словно бы начинают движение.

На выставке представлены работы из собрания автора. Все предметы выполнены на Дулёвском фарфоровом заводе (город Ликино-Дулёво, Орехово-Зуевский район Московской области).