Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Международный музыкальный проект Opus Universum (лат. «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса: «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному – и потому всегда новому – предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни. Автор идеи и художественный руководитель Opus Universum – Елена Тарасова.

Цикл Летних ассамблей шестого сезона Международного музыкального проекта Opus Universum завершается 28 августа. Основной цикл программ Летних ассамблей проекта состоялся в Государственном музее-заповеднике П. И. Чайковского в Клину; специальные события прошли в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» и Музее-заповеднике С. В. Рахманинова «Ивановка». Открытие и заключительный концерт проекта вошли в число событий летней культурной жизни Москвы, предполагающих встречи с аудиторией в Екатерининском зале Государственного музея-заповедника «Царицыно». В рамках гала-концерта 28 августа в исполнении артистов проекта прозвучат сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Листа, С. Рахманинова.

Параллели между программами открытия и завершения проекта выражены в обращении к одним эпохам – классицизм, западноевропейский романтизм, поздний русский романтизм – и представлении великих современников. И между тем, обе программы являются самостоятельными концептами со своими сюжетными параллелями, своей философией, обращенной к аудитории и приглашающей к диалогу с искусством.

11 марта 1824 года русский князь Николай Борисович Голицын пишет уже известному и почитаемому Л. ван Бетховену о премьере «Торжественной мессы»: «Всё сочинение являет собой сокровищницу красот, и можно сказать, что Ваш гений опередил века и что, быть может, пока нет настолько просвещенных слушателей, которые смогли бы сполна насладиться красотой Вашей музыки, однако потомки воздадут Вам почести и благословят Вашу память в гораздо большей мере, чем это в состоянии сделать Ваши современники».

В рамках гала-концерта прозвучит Квартет до мажор для скрипки, альта, виолончели и фортепиано № 3 – сочинение юного Бетховена, ему всего пятнадцать. Впереди – тяжелые испытания, Гейлигенштадское завещание, далее – возрождение и возвращение, победа над бесчисленными испытаниями, не властными над его гением, триумф воли и силы духа, бессмертие. В свете всего сказанного покажется странным тот факт, что музыка Бетховена в определенном периоде нуждалась в пропаганде и защите. Ярким защитником и пропагандистом музыки Бетховена станет Ференц Лист.

Лист считал себя рожденным «под созвездием» Бетховена, всегда возил с собой его портрет, учился у его друзей, учителей и учеников – вероятно, так было уготовано ему судьбой. Творческое наследие Бетховена всецело было во внимании Листа – исполнителя, транскриптора, дирижера, общественного деятеля и пропагандиста. Листу довелось защищать наследие Бетховена даже в России.

В рамках гала-концерта артисты Opus Universum представят редкое исполняемое вокальное наследие Листа – жест уважение к почитаемой им идее пропаганды; из числа фортепианных сочинений Листа в программе концерта прозвучат «Женевские колокола», созданные им по случаю рождения своей дочери Козимы, а также репертуарные трансцендентные этюды, реформировавшие фортепианный мир. На склоне лет Лист примет сан аббата, в определенной степени это будет период отрешенности от мира, но все же не изоляции, он будет общаться с музыкантами, приезжающими в гости, и будет преподавать. Одним из его учеников станет Александр Зилоти, двоюродный брат С. В. Рахманинова.

«Только дай мне, господи, оправдать те надежды, которые на меня возлагают» – фраза из письма юного Сергея Рахманинова. Письмо от 31 октября 1891 года; автору восемнадцать лет. Обращение к наследию Рахманинова в рамках данного концерта артисты начинают практически от времени этой фразы – пьесы для фортепиано в шесть рук создаются в 1890-1891 годах, «Элегическое трио» – в 1892, ранние романсы – в 1893 и 1896. В рамках гала-концерта, в столь кратком, но последовательном представлении опусов Рахманинова от ранних к зрелым, мы встретимся с невыразимой силой, мощью этого русского гения, состоявшегося вопреки всем невзгодам, испытаниям и трагедиям жизненного пути.

Исполнители: лауреаты международных конкурсов Мирослава Фльорчак (сопрано), Анна Янчишина (скрипка), Елена Корженевич (скрипка), Мария Теплякова (альт), Сергей Суворов (виолончель), Валерия Прокушева (фортепиано), Алексей Кудряшов (фортепиано), Елена Тарасова (фортепиано).

В программе:

Л. ван Бетховен
Квартет C-dur для скрипки, альта, виолончели и фортепиано № 3 (WoO 36):
I. Allegro vivace. II. Adagio con espressione. III. Finale: Allegro

Ф. Лист
Песни:
«Сияйте, очи голубые», слова Ф. Ф. фон Дингельштедта (первая версия)
«Счастье юности», слова Р. Поля
«Прекрасна жаворонка песнь», слова А.Г. Ф. фон Фаллерслебена
«Женевские колокола» из цикла «Годы странствий» («Год первый: Швейцария», S. 160)
Трансцендентные этюды (подробнее — дополнительно)

С. Рахманинов
«Вальс», «Романс» для фортепиано в шесть рук
Элегическое трио № 1 g-moll TN 34
«Сон» op.8, слова А. Плещеева
«Весенние воды» op. 14, слова Ф. Тютчева
Прелюдии op. 23 №1 fis-moll, № 2 B-dur, № 5 g-moll
Этюды-картины op. 39 № 2 a-moll, № 5 es-moll, № 9 D-dur.