Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Программа петербургской органистки Марины Вяйзя, в которой она представит разнообразную музыку композиторов Германии, Франции и Бельгии XVII-XXI веков.

Прозвучат три произведения И. С. Баха. Два из них — переложения для органа: это Синфония из Кантаты «Мы благодарим тебя, Господи» и изящная Ария из Оркестровой сюиты № 3. Оркестровые сюиты (или увертюры) относятся к популярнейшим произведениям симфонического репертуара. В них композитор следовал традициям старинной немецкой партиты XVII-го века и в то же время использовал богатый опыт французской инструментальной школы. В сюитах проявился удивительный синтез народности и галантного светского стиля. Строение Токкаты, Адажио и Фуги до мажор для органа близко трёхчастному концерту и напоминает об А. Вивальди, который в своём творчестве утвердил этот жанр. Токката также состоит из трёх разделов: в первых двух виртуозные партии рук и ног выступают по отдельности, соединяясь в третьем. Адажио — один из ярких примеров мелодического дара Баха. За ним следует динамичная фуга.

И. А. Рейнкен — выдающийся немецкий органист, известный влиянием на молодых музыкантов своего времени, в том числе на Баха. В 1654 году Рейнкен начал обучение у Г. Шейдемана в церкви св.Екатерины в Гамбурге. Шейдеман — один из самых значимых композиторов XVII века, сочетавший в своём творчестве стиль Я. П. Свелинка с элементами северонемецкой барочной традиции. После смерти Шейдемана Рейнкен занял его должность в церкви св. Екатерины, не меняя её всю свою долгую жизнь. Он был знаком с Д. Букстехуде и юным Бахом. После прослушивания, на котором молодой Бах импровизировал на тему лютеранского хорала An den Wasserflüssen Babylon («На реках Вавилонских»), Рейнкен заметил: «Я полагал, это искусство уже умерло, но сейчас я вижу, что оно еще живёт в Вас».

Г. Муффат сыграл значительную роль в распространении французской и итальянской музыки в Германии. О популярности композитора говорят прижизненные издания многих его сочинений. Свидетельством европейской известности Муффата могут служить также авторские предисловия к ним на нескольких языках — латинском, немецком, итальянском и французском. Наиболее известным сочинением является сборник Apparatus musico-organisticus, в который включены 12 органных Токкат, Чакона, Пассакалия и Вариации Nova cyclopeias harmonica. Пассакалия из этого цикла будет исполнена на концерте.

Х.-А. Штамм — современный немецкий органист и композитор. Для его творчества характерно заимствование фольклорных элементов разных культур: латиноамериканской, славянской, кельтской. Часто акцент делается на использовании оригинальных танцевальных ритмов. Музыку Штамма в основном отличает радостный, оптимистичный характер. Будут исполнены три сочинения композитора.

Марина Вяйзя (орган) окончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальностям «орган» и «клавесин», а также Академию им. Яна Сибелиуса в Хельсинки по специальности «орган» и аспирантуру Санкт-Петербургской консерватории. Принимала участие в мастер-классах Людгера Ломанна, Юна Лауквика, Вольфганга Церера, Питера ван Дейка, Лоренцо Гиельми, Бернардо Фокрулле, Яна Вольвса. Проходила стажировку в Высшей школе музыки и театра (г. Штутгарт) под руководством Людгера Ломанна. Служила органистом и руководителем хора в евангелическо-лютеранской церкви Святого Георгия в Колтушах (Ленинградская область). Главный органист санкт-петербургского кафедрального собора Святой Марии. Обладатель премии Международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева. Доцент кафедры органа и клавесина Санкт-Петербургской консерватории. Член жюри Всероссийского конкурса органистов им. В. Ф. Одоевского (г. Королёв), Международного конкурса органистов им. А. Ф. Гедике (г. Москва). Ведёт активную концертную деятельность в России, Финляндии, Эстонии, Швеции, Великобритании, Германии, Швейцарии, Китае. Участник Международного органного фестиваля Мариинского театра. Совместно с меццо-сопрано Еленой Еремеевой выпустила аудиозапись «Музыка барокко для меццо-сопрано и органа». Выпустила CD «Одному Богу слава» с произведениями И. С. Баха и песнопениями Евангелическо-лютеранской церкви. Член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

В программе:

  • И. С. Бах. Прелюдия и фуга ре мажор BWV 532;
  • Ж.-Ф. Рамо. Фрагменты из оперы-балета «Галантные Индии»: Интродукция, Ария Зефира и цветов, Танец дикарей;
  • А. Вивальди. Концерт № 2 соль минор «Лето» RV315:
  1. Allegro non molto. Жара. Allegro. Кукушка. Горлинка. Зефир. Борей. Жалоба крестьянина.
  2. Adagio – Presto. Летняя страда.
  3. Presto, tempo impetuoso d’estate. Летняя гроза;
  • Ф. Мендельсон. Соната Ор.65N4 (Allegro con brio — Andante religioso — Allegretto — Allegro maestoso e vivace);
  • О. Мериканто. Пассакалия Ор.80;
  • Т. Киискинен. Из Сюиты для органа:
  • Интродукция — Фуга — Мелодия – Токката;
  • Х.-А. Штамм. «Мечта», Рондо в латиноамериканском духе.

Концерт из серии «Орган в Царицыне»