Сад радости и печали
Концерт камерной музыки назван по пьесе российского композитора, нашей современницы Софии Губайдулиной. В программе собрана музыка композиторов ХХ века – француза Жоливе, японца Такемицу, британца Бакса. Музыка французского композитора Дебюсси захватывает и век XIX, а замыкающая программу София Губайдулина творит и сегодня. Собраны сочинения не случайным образом. Программа обусловлена составом исполнителей – пьесы написаны для трио флейты, альта и арфы. А, кроме того, значение имеют тонкие связи в творчестве некоторых авторов. Так, для японского композитора Тору Такемицу именно фигура Дебюсси стала одной из тех, кто определил его путь в музыке. Тору Такемицу в своем трио «И тогда я понял, что это был ветер», будто через призму французской музыки ХХ века, дает нам возможность совсем по-другому услышать Сонату Клода Дебюсси. Философская по содержанию пьеса Губайдулиной – тоже своеобразная музыка «после Дебюсси», близкая по духу и переполняющим эмоциям.
Мария Алиханова (флейта) окончила Московскую государственную консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Ю. Н. Должикова), затем продолжила обучение в Роттердамской консерватории (Нидерланды), в классе солиста Роттердамского Филармонического оркестра Й. Хагена. С 2015 занимается барочной флейтой под руководством профессора Б. Чалога. В 2005-2011 гг. – солистка Государственного академического камерного оркестра России под управлением К. Орбеляна. С 2007 г. сотрудничает с Московским ансамблем современной музыки (МАСМ), являясь его солисткой. С 2012 – с оркестром Questa Musica под управлением Ф. Чижевского. Сотрудничала с оркестром Pratum Integrum, а также с зарубежными ансамблями, такими как Bang on a Can (США), Ensemble Modern (Франкфурт, Германия). Проводит мастер-классы в городах России. Гастролировала в Европе, США, Канаде, Мексике, Китае, Японии, Корее. Принимала участие в фестивалях «Пекинская Международная музыкальная неделя», «Звёзды планеты» (Ялта), Sacro Art (Германия), Дягилевский фестиваль (Пермь), Бетховенский фестиваль в Бонне (Германия), «Кремль Музыкальный» (Москва), «Поколение звёзд», DenisovFest (Томск), «Столетие Джона Кейджа» (Москва) постоянная участница фестиваля «Возвращение». Регулярно представляет собственные проекты, преимущественно из музыки XX-XXI вв., российские премьеры сочинений для флейты соло, флейты с ансамблем, флейты с электроникой. Творческий диапазон флейтистки включает в себя самые разные музыкальные стили и направления от старинной музыки и владения траверс-флейтой до современных сочинений. Играла в ансамбле с такими партнёрами как А. Рудин, А. Князев, В. Холоденко, А. Тростянский, В. Сканави. Имеет записи на телеканале «Культура». В 2010 году совместно с гобоистом Д. Булгаковым и оркестром Kremlin под управлением у М. Рахлевского записала диск на британской фирме Quartz с музыкой Баха и Шнитке.
Нина Куприянова (арфа) с отличием окончила Московскую государственную консерваторию (класс профессора И. П. Пашинской) и там же аспирантуру. Лауреат международных конкурсов: Franz Josef Reinl-Stiftung (Австрия); International Harp Competition Lily Laskine (Франция); European Harp Competition “Arpa Viva Cymru” (Уэльс); Международный конкурс арфистов им. В. Г. Дуловой (Россия). Работала солисткой Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В. Полянского. Впервые представляла арфу как сольный инструмент во многих городах России. Гастролировала с сольной и камерной программами в Англии, Швейцарии, Японии, России, Австрии. В сотрудничестве с Г. Н. Рождественским исполнила российские премьеры «Трех лирических мелодрам» Богуслава Мартину и Концерта для духовых и арфы с оркестром П. Хиндемита. Приглашена для участия в программе оркестра Берлинской филармонии. Участвовала в благотворительных программах Международного благотворительного фонда В. Спивакова и Московской Патриархии. Солистка Государственного академического симфонического оркестра им. Е. Ф. Светланова. Принимала участие в записи альбома Русского арфового общества.
Павел Романенко (альт) – выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, ассистентуры-стажировки там же (класс народного артиста СССР профессора Юрия Башмета). Лауреат восьми Международных конкурсов, в том числе и Международного конкурса альтистов Юрия Башмета Viola Masters. В качестве солиста выступал с Московским государственным академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» (художественный руководитель Ю. Башмет), Государственным академическим симфоническим оркестром Республики Беларусь (художественный руководитель А. Анисимов), оркестром Государственного театра оперы и балета «Астана-опера», камерным ансамблем «Солисты Москвы» (художественный руководитель Ю. Башмет), Государственным камерным оркестром «Академия Солистов» (художественный руководитель А. Мусаходжаева) и другими. Играет в составе оркестра. Ранее работал концертмейстером группы альтов в театре оперы и балета им. К. Байсеитовой, театре «Астана опера», МГАСО под управлением Павла Когана. Концертмейстер группы альтов Московского театра «Новая опера» им. Колобова. Как исполнитель камерной музыки – участник фестивалей «Возвращение», «Зимние Грёзы» и творческого объединения «Притяжение». В составе камерного ансамбля Павел играл вместе с Элисо Вирсаладзе, Дмитрием Маслеевым, Борисом Андриановым, Валентином Урюпиным, Александром Рудиным, Иваном Рудиным, Татьяной Самуил, Полиной Осетинской, Александром Князевым, Павлом Нерсесьяном, Тобиасом Федьдманом, Даниилом Коганом, Аленой Баевой и другими. Основатель и альтист Квартета им. В. А. Берлинского, создал и возглавил Московский оркестр «Новая Камерата».
В программе:
- А. Жоливе. «Рождественские пасторали»;
- Т. Такемицу. «И тогда я понял, это был ветер»;
- А. Бакс. Элегическое трио;
- К. Дебюсси. Соната;
- С. Губайдулина. «Сад радости и печали».
Концерт из серии «Музыка Оперного дома»