Loading...
Департамент культуры города Москвы

Расцвет русского романса – любимого дитя поэзии и музыки – в середине XIX века связан с именем Михаила Глинки. Создатель русской классической оперы, автор шедевров симфонической и камерной музыки, Глинка и в романсе стал первым среди равных.

В программе, которую подготовили признанный мастер оперной и камерной музыки Илья Кузьмин, а также пианист, музыкальный критик, музыкальный комментатор Михаил Сегельман, прозвучат романсы Глинки, однако ее центральным элементом является вокальный цикл «Прощание с Петербургом» на стихи друга композитора, поэта и драматурга Нестора Кукольника (1809 – 1868).

В автобиографических «Записках» Глинка вспоминал о своей к поэту просьбе сочинить текст для новой мелодии («Болеро», впоследствии третий номер вокального цикла). «Он согласился, а вместе с тем предложил несколько написанных им романсов. По этому поводу пришла Платону (родному брату Нестора и Василия Кукольников) мысль о двенадцати романсах, изданных потом под именем «Прощания с Петербургом». У меня было несколько запасных мелодий, и работа шла весьма успешно».

9 августа 1840 года весь цикл был исполнен на прощальном обеде в честь Глинки в доме Кукольников. Глинка действительно прощался с Петербургом, как он думал,  –  надолго. Влюбленный в Екатерину Керн, композитор в то же время был связан обязательствами брака (который его тяготил и от которого он многие годы пытался избавиться). Единственным выходом ему представлялось бегство с возлюбленной за границу. Однако по ряду обстоятельств, любовной истории не суждено было развиться в нечто большее: Глинка и Екатерина Керн расстались в дороге, композитор отправился в родовое имение Новоспасское (Смоленской губернии), где работал над оперой «Руслан и Людмила». Осенью того же 1840 года, переболев на обратном пути, Глинка возвратился в столицу.

Вокальный цикл Глинки сложился из трех музыкально-поэтических «тем» (в широком смысле слова): Родины, далеких стран и странствия. «Прощание с Петербургом» ставит перед исполнителем и слушателем необычные задачи: композитор как бы балансирует между камерным (и даже бытовым)  –  и концертным романсом (например, близким оперной арии). Как результат  –  одни романсы цикла (например, «Жаворонок» или «Попутная песня») сверхпопулярны, другие  –  практически не исполняются. Как бы ни были прекрасны отдельные страницы «Прощания с Петербургом», именно целостное исполнение шедевра обогащает наше представление не только о романсах Глинки, но и о его стиле в целом.

В программе — произведения Михаила Глинки:

  • «Я люблю, ты мне твердила»,
  • «Не искушай меня без нужды»,
  • «Память сердца»,
  • «Венецианская ночь»,
  • «Не говори, что сердцу больно»,
  • Вокальный цикл на стихи Нестора Кукольника «Прощание с Петербургом»,
  • Романс из поэмы «Давид Риццио»
  • Еврейская песня из трагедии «Князь Холмский»,
  • Болеро,
  • «Давно ли роскошно ты розой цвела»,
  • Каватина,
  • «Колыбельная песня»,
  • «Попутная песня»,
  • Фантазия «Стой, мой верный бурный конь»,
  • Баркарола  («Уснули, голубые »),
  • Рыцарский романс Virtus antiqua,
  • «Жаворонок»,
  • «К Молли»,
  • Романс из романа «Бюргер»,
  • «Прощальная песня».

Стоимость абонемента — 1460 р.

Концерт из цикла «Мир композитора. Мир поэта»