Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Цикл лекций Михаила Митропольского, обозревателя, радио- и телеведущего, «Pro джаз» задуман как историческая ретроспектива джаза. Он стал важной составляющей частью культуры XX века и повлиял на формирование различных видов музыки, а также на иные виды искусства – театр, литературу, живопись. Джаз прошёл огромный эволюционный путь от фольклора до фундаментальных музыкальных форм. Но многие не понимают сущность этого направления, не знают его истории и многообразия.

Встречи помогут восполнить недостаток информации об этом виде музыкального искусства. Это важно и для слушателей, и для самого джаза. Эта музыка развивалась и в поп-направлении, и с претензией на серьёзные жанры. В последнем случае музыкант нуждается в адекватном слушателе, подготовленном для восприятия сложных форм.

К концу 50-х годов наиболее творческие музыканты столкнулись с проблемой усложнения гармонических средств, используемых как в хард-бопе, так и в куле. Сложные аккордовые построения, привязанные к теме, ставили перед музыкантами не столько творческие, импровизационные, сколько технологические задачи. В результате импровизация превращалась в набор заготовок, клише, использующие выученные фразы, выступления нередко становились соревнованием. Некоторые музыканты, в частности Майлс Дэвис, Джон Колтрейн, пианист Билл Эванс, поняли, что они находятся у границы исчерпания развития возможностей гармонических усложнений. В джазовых импровизационных условиях одним из выходов было+ использование одного — двух аккордов и построение на них изощренной мелодической импровизации. эту границу удалось перейти Майлсу Дэвису в записях 1958-59 годов («Milestones» и «Kind Of Blue»). Так родился модальный или ладовый джаз, ставший основой джазового мейнстрима на все последующие десятилетия. И пора, наконец, перейти к ответу на вопрос «Что же такое джаз?».

В программе «Pro джаз. А действительно, что такое джаз?»:

  • 04.02.24 – «А действительно, что такое джаз?». Об импровизации, музыкальном искусстве и поиске истины. Культура XX века, падение границ. О современной музыке и джазе. Источники и составные части: рабочие песни, духовная музыка, блюз. Ранний джаз: Новый Орлеан, марширующие бэнды, первые записи джаза, чикагский стиль;
  • 17.03.24 – «Великая эра джаза». Ранние оркестры, великие солисты, фортепианная школа. Эпоха свинга, феномен свинга. Свингующие Бэнды и великие пианисты;
  • 07.04.24 – «Маска на затылке». Би-боп, отчего им не игралось, классики бопа;
  • 05.05.24 – «Интеллектуальная прохлада». Стиль кул, классики кула. Мосты между веками. Босса-нова;
  • 02.06.24 – «Народ любит песню». Mills Brothers, Frank Sinatra, Ella Fitzgerald, Sarah Vaughan, N. K. Cole, Ray Charles, Peggy Lee и другие;
  • 07.07.24 – «Философия джаза». Ладовый джаз, Miles Davis, John Coltrane. Музыканты постколтрейновской эпохи;
  • 04.08.24 – «Джаз, рок, электричество и немного посолить». Современный блюз, соул.  Джаз-рок. Фьюжн;
  • 01.09.24 – «Джаз и фольклор». Jazz World.

Концерт из серии «Рассказы о музыке»