Lamento d’Amore. О чем пели и страдали на заре эпохи барокко?
Билеты в продаже появятся позже.
Фестиваль «Прекрасное барокко» приглашает погрузиться в прекрасный мир ушедшей, но такой притягательной эпохи, когда чувства и эмоции били через край, а великолепие и витиеватость форм находили свое изумительное воплощение во всех видах искусства. Три концерта фестиваля формулируют три вопроса, ответы на которые можно будет услышать в одном из самых атмосферных мест Царицына – Атриуме Хлебного дома. В каждом концерте, помимо восхитительной музыки, будут увлекательные комментарии, которые приведут к ответу на поставленный в названии концерта вопрос, даже если он на первый взгляд риторический!
26.09.2025 – «Barocco stravagante: гитара – клавесин – орган. Единство или противоположности?»;
27.09.2025 – «Lamento d’Amore. О чем пели и страдали на заре эпохи барокко?»;
28.09.2025 – «Хедлайнеры барокко: Бах, Гендель, Вивальди. Союзники или соперники?».
Программу концерта исполнит ансамбль Musica Tempora в составе: Алиса Тен (сопрано), Ирина Рабчевская (барочная скрипка), Кристина Таха (барочная скрипка), Руст Позюмский (виола да гамба), Ася Гречищева (теорба, лютня), Дарья Борковская (клавесин).
Вторая программа фестиваля, «Lamento d’Amore. О чем пели и страдали на заре эпохи барокко?», уводит в начало эпохи и посвящена мадригалу – одному из самых ярких музыкально-поэтических жанров. Истоки мадригала восходят к итальянской народной поэзии (mandriale, mandra – старинная пастушеская песня), основой многих музыкальных мадригалов послужили тексты сонетов Петрарки и Данте. В своей главной разновидности мадригал представлял собой изначально простые одноголосные или двухголосные песни, к XVI веку преобразовавшись в свободный многоголосный жанр, быстро распространившийся по всей Европе. Быстро заняв центральное место в творчестве многих композиторов XVII столетия, мадригал стал источником различных творческих экспериментов и новаторских находок в области гармонии, ритма и формы.
В основе большинства мадригалов лежит тема любви и печали – Lamento d’Amore. Знаменитый капельмейстер Собора Святого Марка в Венеции Клаудио Монтеверди, первоначально приобрел известность как автор многочисленных светских и духовных мадригалов. В течение жизни композитора было издано девять сборников мадригалов. Впоследствии форма мадригала использовалась им в операх. Среди самых известных Lamentо Монтеверди, написанных в стиле seconda pratica, – чакона Lamento della ninfa («Жалоба Нимфы») и Lamento d’Arianna («Плач Ариадны»).
Авторы ранних итальянских опер XVII века часто обращались к мифологическим сюжетам, включая арии Lamento в наиболее значимые трагические эпизоды драматического действия. Самым популярным становится сюжет древнегреческого мифа об Орфее и Эвридике. Одна из двух сохранившихся полномасштабных опер Луиджи Росси – опера «Орфей» – была поставлена в Париже благодаря поддержке кардинала Мазарини и имела очень большой успех у публики. Либретто предлагает довольно неожиданный взгляд на знаменитую историю об Орфее и Эвридике – самому путешествию Орфея в подземное царство уделено всего двадцать минут, а в центре сюжета оказывается Аристей, сын Аполлона, страдающий от неразделенной любви к Эвридике.
Не менее значительная фигура, имя которой связывают с искусством мадригала – Барбара Строцци – итальянская певица, композитор, жившая в начале XVII столетия. Уже в юные годы она прославилась по всей Европе невероятной виртуозностью и красотой своего пения. В Италии её называли «La virtuosissima cantatrice” – «виртуознейшая из певиц». Барбара Строцци издала восемь томов своих сочинений. Хотя в её творчестве есть легко узнаваемые влияния Монтеверди, Кавалли (который был её учителем композиции) и венецианского оперного стиля в целом, стиль Строцци ярко индивидуален, отмечен смелым использованием хроматизмов и протяжёнными виртуозными пассажами, речитативно-драматическими эпизодами, внезапными сменами темпа и метра, красотой мелодии.
В программе «Lamento d’Amore. О чем пели и страдали на заре эпохи барокко?»:
- М. Учеллини. Синфония La Granciflora, №16 (из сборника Sinfonia Boscarecie op. 8);
- Л. Росси. Арии из оперы «Орфей»: «Dormite begli occhi», «Occhi belli, occhi miei cari»;
- М. Учеллини. Синфония A Padovana, №5 (из сборника Sinfonia Boscarecie op. 8);
- Л. Росси. Mio core languisce;
- Дж. А. П. Меалли. Соната для скрипки и basso continuo La Stella;
- Дж. Каччини. Alme luce beate (из трактата «Новая Музыка»);
- К. Эстакьо. Fiumicello che con l’onda;
- Дж. Каччини. Amor Ch’attendi;
- Б. Марини. Соната для двух скрипок и basso continuo на тему «Fuggi dolente core», op. 22, №1;
- Дж. Каччини. «Amarilli mia bella», «O,che felice giorno»;
- Дж. Б. Фазоло. Lamento di Madama Lucia;
- Б. Марини. Синфония La Vendramino, №2 (из сборника Afetti Musicali, op. 1);
- Дж. А. П. Меалли. Соната для скрипки и basso continuo La Clemente;
- Б. Строцци. «L’Eraclito Amoroso», «Amor dormiglione»;
- Б. Марини. Синфония La Bemba, №13 (из сборника Afetti Musicali, op. 1);
- К. Монтеверди. Lamento della Nimfa.
Концерт из серии «Фестиваль «Прекрасное барокко»»