Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Международный музыкальный проект OPUS UNIVERSUM (лат. «опус универсум» – «всеобщий труд», «всеобщее творение», «целая профессия») объединяет исполнителей, своеобразным кредо каждого из которых могла бы стать фраза актера и театрального режиссера Юозаса Мильтиниса «Не ищите в искусстве новое, ищите вечное». Обращение к вечному – и потому всегда новому – предполагает глубокий духовный поиск и смелость творческих решений; «целая профессия» является образом жизни.

Автор идеи и художественный руководитель OPUS UNIVERSUM – Елена Тарасова.

7 августа 2022 открывается шестой сезон Международного музыкального проекта OPUS UNIVERSUM. Основной цикл программ Летних ассамблей проекта будет проходить в Государственном музее-заповеднике П.И. Чайковского в Клину; специальные события пройдут в Государственном музее-усадьбе «Архангельское» и Музее-заповеднике С. В. Рахманинова «Ивановка». Обрамлять этот цикл будут две концертные программы, которые состоятся в Москве, в Екатерининском зале Государственного музея-заповедника «Царицыно».

Программа концерта-открытия проекта представит сочинения В. А. Моцарта, Ф. Шопена и П. И. Чайковского.

«Моцарт – символ самой музыки» – самое краткое и при этом самое исчерпывающее высказывание о Моцарте, принадлежащее перу известного русского музыкального критика Бориса Асафьева. Вполне символично, что концепцию многопланового музыкального проекта, объединяющего множество различных стилей и эпох, открывает сочинение Моцарта – мотет Exultate, Jubilate, великое творение четырнадцатилетнего гения.

Преклонение перед гением В. А. Моцарта объединяет множество композиторов, среди которых – Фридерик Шопен и Петр Ильич Чайковский. По словам Ференца Листа, «Шопен открыто становился в ряды романтиков, написав все-таки на своем знамени имя Моцарта». Что же касается Чайковского – в дневниках Петра Ильича мы можем встретить такие строки: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон-Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка» (2 октября 1886).

Какое определение творческого гения Шопена могло бы быть исчерпывающим? Быть может, строка Святослава Рихтера: «Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен». Поистине – непонятный, но понятный всем, сверхчуткий в своей беседе со слушателем. В этой программе прозвучит юношеское сочинение Фридерика Шопена – Второй фортепианный концерт, в версии для фортепиано и струнного квартета.

Наследие Петра Ильича, по определению музыковеда Екатерины Царевой, воплощает в себе «драгоценные качества русской культуры — любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства». Сочинение зрелого Мастера – Струнный квартет № 2 фа мажор – венчает концерт-открытие.

Незримые параллели соединяют эту программу с финальным событием концертного цикла Летних ассамблей 2022 – в рамках гала-концерта 28 августа в исполнении артистов проекта OPUS UNIVERSUM прозвучат сочинения Л. ван Бетховена, Ф. Листа, С. Рахманинова.

В программе:

В. А. Моцарт. Мотет Exultate, Jubilate К. 165:
I. Aria I (Allegro) «Exsultate, jubilate»
II. Recitativo «Fulget amica dies»
III. Aria II (Andante) «Tu virginum corona»
IV. Aria III (Allegro) «Alleluja»;
Ф. Шопен. Концерт № 2 фа минор для фортепиано с оркестром (версия для фортепиано и струнного квартета):
I. Maestoso
II. Larghetto
III. Allegro vivace;
П. И. Чайковский. Струнный квартет № 2 фа мажор op.22:
I. Adagio – Moderato assai
II. Scherzo: Allegro giusto
III. Andante ma non tanto
IV. Finale: Allegro con moto