Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

В XVIII веке Гамбург стал значительным театральным и музыкальным центром. В числе композиторов, которые большую часть своей творческой жизни провели в Гамбурге, выделяются имена Георга Филипппа Телемана и Иоганна Маттезона. Оба эти композитора внесли огромный вклад в музыкальную культуру Гамбурга, по удивительному совпадению родились и умерли в один год (1681-1767).

Георг Филипп Телеманн был в XVIII веке одним из самых известных композиторов Европы. Его обширное наследие состоит из более чем 3500 произведений, написанных во всех жанрах. В течение 46 лет Телеманн являлся руководителем, музыкальным директором Гамбурга. Кроме композиторской деятельности, несколько лет возглавлял Оперный театр, успешно издавал ноты и первый в Германии музыкальный журнал Der getreue Musicmeister.

Иоганн Маттезон – композитор, музыкальный критик, теоретик. Играл практически на всех музыкальных инструментах: органе, клавесине, виоле да гамба, скрипке, гобое, флейте. Кроме того, обладая прекрасным голосом, пел в церковных службах и исполнял партии в Гамбургской опере. В 1715 году становится капельмейстером и каноником главного кафедрального собора Гамбурга. Как и его современник Г. Ф. Телеманн, И. Маттезон писал в самых разнообразных жанрах. Ему принадлежат оперы, среди которых первая в истории музыки опера на русский сюжет – «Борис Годунов»; оратории, кантаты, трио-сонаты, сонаты для флейты, для скрипки и цифрованного баса, сюиты для клавесина. Крупный вклад в музыкальную науку и эстетику И. Маттезон внес как теоретик.  В 1722-1725 годах издавал в Гамбурге музыкальный журнал Сritica Musica. Ему принадлежат трактаты, затрагивающие вопросы риторики и теории аффектов, правил композиции, инструментоведения. В их числе: «Совершенный капельмейстер» (Der Vollkommtnt Capelmeister), «Заново открытый оркестр» (Das neu-eroffnete Orchestre»), несколько томов «Большой школы генерал-баса» (Grosse General-Bass Schule).

Московский ансамбль Musica Tempora был сформирован в 2010 году по инициативе клавесинистки Дарьи Борковской, объединив исполнителей старинной музыки на аутентичных инструментах. Название ансамбля (изначально Musica vs Tempora) можно перевести как «музыка и времена».

Солисты ансамбля – лауреаты международных и всероссийских конкурсов, участники престижных фестивалей в России и Европе. В течение последних 10 лет ансамбль осуществил несколько концертных проектов совместно с ведущими российскими и зарубежными музыкантами, специализирующимися в области исторического исполнительства. Среди них Алексей Любимов, Александр Рудин, Олег Худяков, Сергей Полтавский, Алиса Тен, Рубен Дубровский, Линде Брунмаер-Тутц, Кристиан Гюртнер, Морис Штегер, Джузеппе Петрелла, Джоакино де Падова; музыканты сотрудничали с ведущими коллективами, специализирующимися в области исторической практики, такими как   ансамбль «Орфарион», Telemann Consort, La Villa Barocca, Pratum Integrum, Collegium Musicum, Time of Dance, «Мадригал».

Ансамбль Musica Tempora проводит ежегодные тематические циклы концертов в Москве и других городах России. Среди них цикл «Пять столетий клавира», «Музыкальный Парнас», «Исторические спирали».

Репертуар ансамбля включает произведения европейских авторов эпохи барокко, раннего классицизма, а также некоторые сочинения XX века и современных композиторов, написанные специально для исторических инструментов или интерпретированные на них. Одной из главных задач музыкантов, наряду с исполнением известных шедевров барокко, является поиск редких сочинений, по той или иной причине ускользнувших от внимания исполнителей. Уникальность этих произведений подкреплена созданием соответствующего концертного формата и особой атмосферы на сцене.

В составе ансамбля: лауреаты международных конкурсов Дарья Борковская (клавесин), Екатерина Дрязжина (траверс-флейта, блокфлейта), Ирина Рабчевская (барочная скрипка), Феликс Антипов (виола да гамба), Ася Гречищева (теорба).

В программе:

  • И. Маттезон. Соната для флейты и basso continuo соль мажор, № 5 (Adagio, Allemanda, Adagio, Giga), Пьеса для клавесина из сборника Grosse Generalbass Schule, Соната для скрипки и basso continuo ля мажор, № 3 из сборника Der brauchbare Virtuoso (Adagio, Allegro, Grave, Giga), Cюита для клавесина фа минор № 12 (Ouverture, Allemande, Courante, Sarabande-Gigue);
  • Г. Ф. Телеман. Соната для скрипки и basso continuo ля мажор (Adagio, Allegro, Largo, Gavotte), Трио-соната си минор, TWV42:h3 (Grave, Vivace, Soave, Presto), Соната для виолы da gamba и basso continuo ля минор TWV 41:a6 (Largo, Allegro, Andante, Allegro), Квартет ми минор l, TWV 43/6, 173 для траверс флейты, скрипки, виолы и basso continuo из сборника «Парижские  квартеты» (Prelude, Gai, Gracieusement, Distrait, Moderе)