Орган в Царицыне. Олеся Кравченко
Программа органного концерта названа исполнительницей, известной московской органисткой Олесей Кравченко, «Загадки пассакалий». Это своеобразный многовековой музыкальный экскурс в развитие жанра пассакалии.
Пассакалия – пьеса, написанная в форме вариаций на повторяющемся басовом голосе. Она родилась в Испании XVII века и достигла расцвета в творчестве Баха, Генделя, Букстехуде, затем практически исчезнув из мира музыки. Ренессанс жанра произошёл в XX столетии, возродившись в симфониях, операх и самостоятельных сочинениях.
Программа охватывает невероятно широкий спектр звучания – от Джироламо Фрескобальди до современного нидерландского композитора и органиста Ада Ваммеса.
Знаменитая Партита Cento на пассакалию (Partite cento sopra passacagli) – одно из наиболее известных, загадочных и масштабных сочинений Фрескобальди, великого представителя раннего итальянского барокко. Некоторые исследователи его творчества полагали, что «сто» (cento) относится к количеству вариаций. Полна раскрытых и нераскрытых тайн пассакалия Дитриха Букстехуде, знаменитого предтечи Баха. Одно из ранних и самых известных сочинений Баха, Пассакалия, – делится на две отдельные темы и сопровождается третьей, которая становится преддверием гениальной фуги. Романтический вариант пассакалии представлен опусом немецкого композитора Макса Регера. Это одно из наиболее играемых и популярных сочинений композитора несмотря на то, что оно было создано в ранний период творчества. Еще один романтический срез концерта – опус Йозефа Габриэля Райнбергера, создававшего непревзойденные по своей мелодичности шедевры. Особый акцент концерта – легендарная скрипичная Чакона Баха в органной версии.
Олеся Кравченко – российская органистка и педагог. Окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальностям «Музыковедение» и «Орган», а затем и аспирантуру Московской консерватории. Лауреат Международного конкурса органистов «Санкт-Петербург – Гатчина», Московского международного органного фестиваля, Международного Баховского фестиваля «От Рождества до Рождества» и других. Гастролирует с различными программами в городах Европы и США, выступает в ведущих органных залах России. Организовала и провела I Московский органный фестиваль Vox Angelicus. Ее репертуар включает сочинения более пятидесяти композиторов. Знаменитый итальянский композитор Тициано Бедетти написал и посвятил Олесе Кравченко пьесу Labirinto Veneziano для саксофона и органа. Партнерами Олеси Кравченко выступают саксофонист Сергей Говоров, арфистка Надежда Сергеева, органисты Анастасия Черток, Наталья Ужви (Россия-Германия), Мария Моисеева и Елена Паникова и многие другие. Является идейным вдохновителем и художественным руководителем Серии органных концертов в Библиотеке-читальне им. И. С. Тургенева в Москве. Ведёт класс органа в Московской городской детской музыкальной школе им. И. О. Дунаевского. Ученики Олеси Кравченко представляют школу на всероссийских конкурсах и фестивалях, становятся лауреатами Международных, Всероссийских и городских конкурсах, являются обладателями премии Гранта Мэра Москвы.
В программе:
- М. Регер. Интродукция и пассакалия ре минор;
- Д. Букстехуде. Пассакалия ре минор BuxWV 161;
- Й. Рейнбергер. Соната № 8 op.132 ля минор (Скерцо и Пассакалия);
- Дж. Фрескобальди. Cento partite sopra passacagli (Сотня партит на тему пассакалии);
- И. С. Бах. Чакона ре минор из Партиты для скрипки соло № 2 BWV 1004 (транскрипция для органа М. Келлера), Пассакалия и фуга до минор BWV 582;
- А. Ваммес. «Возрадуйтесь» и Пассакалия из сборника «Интерлюдии».
Концерт из серии «Орган в Царицыне»