Орган в Царицыне. Лилия Печёнкина
В концерте прозвучит один из самых монументальных органных циклов великого немецкого гения и одно из самых грандиозных сочинений, созданных когда-либо для органа: обрамляющие величественные Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор (в этом двухчастном цикле большинство специалистов усматривают связь с образом Святой Троицы) и хоральные обработки, поражающие разнообразием представленных в них образных сфер (от мистической лирики до лапидарных в своей ясности пьес, воплощающих глубочайшую скорбь или безмерное ликование) и масштабов (от лаконичных миниатюр до развёрнутых поэм), а также изысканной техникой композиторского письма. Бах придавал ей особое значение – это первое органное сочинение, опубликованное при жизни композитора.
«Органная месса» написана к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы в церкви святого Фомы 25 мая 1539 года на праздник святой Троицы. Она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения. Своей структурой «Органная месса» напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагаются догматы веры, а Малый катехизис обращен к детям и простому люду. Исследователь творчества немецкого мастера Филипп Шпитта справедливо заметил, что по завершении Третьей части Клавирных упражнений «Бах счел, что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Лишь один этот факт многое говорит о том, какое значение Третья часть Клавирных упражнений играла в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.
Лилия Печёнкина (орган) c отличием окончила Пермский музыкальный колледж по специальности «фортепиано», факультативно также занимаясь на органе. Затем с отличием завершила обучение в Санкт-Петербургской государственной консерватории по классу органа. Стажировалась в Высшей школе музыки Фрайбурга (Германия) в классе органа у профессоров Маттиаса Майерхофера и Венсана Дюбуа. Окончила магистратуру Высшей музыкальной школы в Лейпциге и в настоящее время продолжает обучение в аспирантуре там же под руководством профессора Мартина Шмединга. Ведёт активную концертную деятельность в качестве солистки и в составах камерных ансамблей, выступая на ведущих концертных площадках Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Перми, Калининграда, Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Челябинска, Белгорода и за рубежом в городах Германии, Италии, Эстонии. Стажировалась на международных органных академиях в Германии, Финляндии, Нидерландах, Австрии. Также принимала участие в мастер-классах ведущих органистов Европы. Обладатель гран-при Международного конкурса имени Немтина (Пермь), лауреат Всероссийского конкурса молодых органистов (Саратов), Открытого фестиваля-конкурса «Гатчина – Санкт-Петербург», Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева (Калининград), Международного конкурса органистов имени Браудо» (Санкт-Петербург), Всероссийского музыкального конкурса (Москва). Удостоена приза зрительских симпатий Международного виртуального конкурса органистов Deidesheimer Musikherbst (Германия, Дайдесхайм). Награждена дипломом «За волю к победе» в рамках Всероссийской премии «Органист года» (2020). Финалист международных конкурсов в Германии – Международного конкурса имени Босслера во Фрайбурге и Международного конкурса органистов в Коршенбройхе.
В программе произведения И. С. Баха из сборника «Немецкая органная месса» (Clavier-Übung III):
- Прелюдия ми-бемоль мажор Pro Organo pleno, BWV 552/1;
- Kyrie, Gott Vater in Ewigkeit («Господи, Боже, Отче вовеки»), BWV 669;
- Christe, aller Welt Trost («Христе, всему миру утешение»), BWV 670;
- Kyrie, Gott heiliger Geist («Господи, Боже, Дух Святой»), BWV 671;
- Allein Gott in der Höh’ sei Ehr («Слава Богу Единому в вышних»), BWV 676;
- Dies sind die heil’gen zehen Gebot’ («Святые десять заповедей»), BWV 678;
- Wir glauben all an einen Gott («Веруем во единого Бога»), BWV 680;
- Vater unser im Himmelreich («Отче наш»), BWV 682;
- Christ unser Herr zum Jordan kam («На Иордан пришел Христос, Господь наш»), BWV 684;
- Aus tiefer Not schrei’ ich zu dir, («Из бездны я взываю к тебе, Господи»), BWV 686;
- Jesus Christus, unser Heiland, der von uns den Zorn Gottes wandt («Иисус Христос – наш Спаситель»), BWV 688;
- Фуга ми-бемоль мажор Pro Organo pleno, BWV 552/2.
Концерт из серии «Орган в Царицыне»