O, come chiare e belle
O, come chiare e belle! («О, как прекрасны эти волны!») относится к так называемым итальянским кантатам Георга Фридриха Генделя.
В обширном и многожанровом творческом наследии композитора кроме опер, ораторий, многочастных оркестровых композиций параллельно существуют более скромные по масштабам камерные сочинения – сонаты, трио-сонаты, дуэты, терцеты, сюиты для солистов либо для барочного типа вокально-инструментальных составов. В этом же ряду небольших по составу сочинений стоит популярный в Европе с начала XVII века жанр камерной вокальной лирики – кантата. Гендель опирался на ее итальянский вариант, достигший своего подлинного расцвета в середине XVII века как преимущественно светский жанр.
Интерес Генделя к жанру итальянской камерной кантаты совпал с его четырехлетним пребыванием в стране солнца и музыки. В Риме он постоянно участвовал в «академиях», которые собирали представителей знатных сословий, знаменитых философов, художников, поэтов, музыкантов, общался с корифеями – Вивальди, Скарлатти, Корелли – и восторгался шумными и красочными уличными карнавалами и бродячими оркестрами. В Риме с успехом прошли не только первая проба пера в стиле итальянского оперного жанра – «Родриго», но и выступления Генделя в качестве органиста и виртуоза-клавесиниста, который отважился соревноваться с самим Доменико Скарлатти (ему, как считали тогда, не было равных). Наконец, в Риме молодой саксонец нашел сильных покровителей в лице герцога Фердинанда Тосканского, кардиналов Оттобони и Бенедетто Памфили, князя Русполи, благодаря которым, в частности, за короткое время появилось на свет около ста или, может быть, более того кантат. Успех сопутствовал Генделю и в других городах Италии – Венеции, Неаполе, Флоренции.
Немногое из того, что создал Гендель в жанре итальянской кантаты, сохранилось до нашего времени. Немало партитур было утеряно. Тем более ценны музыкальные образцы давно минувшей эпохи барокко, и не в последнюю очередь как впечатляющее напоминание о счастливой молодости композитора, очарованного музыкальной Италией и вдохновенно творившего на этой земле.
Исполнители:
- Вокальный ансамбль солистов Ave Maria: лауреаты международных конкурсов Мария Ария (художественный руководитель ансамбля, сопрано), Наталия Дубровская (сопрано), приглашенный солист Большого театра оперы и балета, Московского театра «Геликон-опера» Рустам Яваев (контртенор);
- лауреат всероссийских и международных конкурсов Алексей Балашов (гобой);
- лауреат конкурса «Признание» Александр Антонов (фортепиано).
Режиссёр-постановщик – ассистент режиссёра театра Et Cetera Елена Лукьянчикова. Костюмы – модельер Елена Басова.
В программе: кантата Георга Генделя O, come chiare e belle! («О, как прекрасны эти волны!») HWV 143 для трёх солистов, гобоя и фортепиано.
Концерт из серии «Фестиваль «Навстречу Рождеству» (архив)»