Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Лектор: Анна Андрушкевич
Тема лекции: «Любовь в барочной опере: нимфы, императоры, волшебницы. Часть II. Римская история: Нерон и Цезарь»

Расписание встреч:
09.02.2025 – «Любовь в барочной опере: нимфы, императоры, волшебницы. Часть I. Миф: Орфей и Эвридика»
16.03.2025 – «Любовь в барочной опере: нимфы, императоры, волшебницы. Часть II. Римская история: Нерон и Цезарь»
Дата и тема третьей встречи появятся позже.

В барочной опере перед изумленным слушателем предстает мир, населенный самыми разнообразными героями: богами, нимфами, пастушками, античными императорами, рыцарями и волшебницами. Опера охватывает все мироздание и показывает, казалось бы, все оттенки человеческих чувств. При этом, что бы ни происходило на сцене, главной, как правило, остается любовная интрига. В ходе спектакля герои прежде всего заняты решением вопросов: как завоевать сердце красавицы? Что делать, если любовь безответна? Как утолить ревность? Как относиться к измене, мстить или молча страдать? А если вдруг встретились две хорошенькие девушки, можно ли разделить сердце пополам и любить обеих?

В этом цикле лекций мы послушаем ответы, которые дают нам композиторы XVII-XVIII веков (Монтеверди, Гендель, Вивальди, Кайзер) и их либреттисты. В трех беседах мы обратим внимание на три основных источника барочного оперного сюжета: миф, историю и рыцарскую поэму. Из них на сцене рождаются три образных мира, которые заметно отличаются друг от друга.

Часть II. Римская история: Нерон и Цезарь.

Вторая беседа – об оперных императорах. Среди них были благородные герои, верные своим избранницам (Юлий Цезарь), а были сладострастные тираны, посылавшие на казнь нелюбимых жен (Нерон). Оба, Нерон и Цезарь, были невероятно популярны в музыкальном театре. Оба в операх добиваются триумфальных успехов и в конце соединяются с возлюбленными. Но как относились в эпоху барокко к столь несходным любовным победам? Мы попытаемся ответить на этот вопрос, слушая оперы Монтеверди («Коронация Поппеи»), Генделя («Агриппина», «Юлий Цезарь») и Кайзера («Октавия»).

Анна Андрушкевич – музыковед, бывший продюсер Зала Зарядье и концертный директор оркестра Pratum Integrum. Соавтор перевода книги Дж. Э. Гардинера «Музыка в небесном граде» (совместно с Р. А. Насоновым). Автор популярных и научных статей, организатор и участница лекционных циклов. Область интересов: музыкальное барокко, оперы Генделя, Гамбургский оперный театр. Закончила Московскую государственную консерваторию. Получив стипендию DAAD, продолжила обучение в Университете искусств в Берлине. Сотрудничала с оркестром Pratum Integrum как литературный редактор, менеджер и концертный директор. В 2018 году была приглашена в Зал Зарядье, где вела лекционные программы, участвовала в организации концертов. Автор идеи циклов «Музыка в пространстве», «Классика в кино», «Династия», куратор лекций по истории музыкальных стилей, участница цикла бесед «12 шедевров». Также выступала с лекциями в Российской государственной библиотеке, Мемориальной квартире Рихтера, культурном центре «Покровские ворота». В Большом зале Зарядье, в числе прочего, отвечала за реализацию крупных международных проектов: концертов с Джоном Элиотом Гардинером, Жорди Савалем и Вацлавом Луксом, ансамблями Vox Luminis, I Fagiolini, «Персимфанс», Voce Strumentale и многими другими, обсуждая программы, кастинг и сопутствующие вопросы. Сотрудничала с такими изданиями, как «Независимая газета», «Ведомости», участвовала в программах цикла «Барочная практика» (Радио России). В настоящее время работает над диссертацией о Гамбургском оперном театре.

Концерт из серии «Рассказы о музыке»