Лирика для баритона с фортепиано
Программу исполнит выдающийся оперный и камерный певец, солист Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова, приглашенный солист Большого театра Анджей Белецкий. Автор-составитель, исполнитель партии фортепиано и комментатор программы – Михаил Сегельман.
Основная идея концерта выражена в его заголовке. Арка программы – шедевры философской («Благословляю вас, леса…» Чайковского на стихи А.К. Толстого) и любовной лирики («В молчаньи ночи тайной…» Рахманинова на стихи Фета). Между ними – музыка, в которой лирическое начало представлено богато и разнообразно: лирико–драматические монологи («Монолог Арбенина из драмы «Маскарад»», «У врат обители святой» Рахманинова), образы «русского Востока» («Песнь Селима» Балакирева) и Испании («Ночной зефир» Даргомыжского) и так далее. Даже в романсах, явно связанных с образами героики («Серенада Дон Жуана» Чайковского, «Желание» Антона Рубинштейна) лирическое начало проявляется весьма отчетливо. Особняком стоит пара сочинений, раскрывающих образ прародителя зла: это сатирическая «Песня Мефистофеля в погребке Ауэрбаха» (иначе – «Блоха») Мусоргского и лирический Романс Демона («На воздушном океане…») из одноименной оперы Антона Рубинштейна. Для Анджея Белецкого лирический акцент программы является своего рода выходом за рамки амплуа (драматический баритон в театре обычно поет несколько иную музыку). Два главных композитора концерта – Чайковский и Рахманинов, два главных поэта – Лермонтов и Алексей Константинович Толстой. Помимо русской музыки, исполняются и два романса норвежца Эдварда Грига на стихи датского поэта Ханса Кристиана Андерсена.
Анджей Белецкий (баритон) – выпускник Российской академию театрального искусства по классу «Артист музыкального театра» (вокальный класс профессора А. Петрова). В 1995 году приглашен в Московский театр «Геликон–опера» под руководством Д. Бертмана, где исполнил ведущие партии баритонового репертуара. Среди них – Онегин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Елецкий («Пиковая дама» П.И. Чайковского), Квартальный («Леди Макбет Мценского уезда» Д. Д. Шостаковича), Амонасро («Аида» Дж. Верди), Форд («Фальстаф» Дж. Верди). В 1993-1997 годах – ведущий солист капеллы «Московский Кремль» под руководством Г. Дмитряка. С 2001 – в театре «Новая Опера»им. Е. В. Колобова. Лауреат премии «За беззаветное служение оперному искусству» Фонда Евгения Колобова, кавалер ордена «За служение Отечеству» третьей степени, кавалер ордена «За возрождение России. XXI век»; лауреат Международного конкурса «Пилар-2007», дипломант Международного конкурса «Романсиада».
Анджей Белецкий выступает на крупнейших концертных площадках Москвы, среди которых Московский международный Дом музыки, Концертный зал им. П. И. Чайковского, Большой зал Московской консерватории. Сотрудничает с ведущими симфоническими оркестрами страны: Национальным филармоническим оркестром России под управлением В. Спивакова, Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Ю. Башмета, Российским национальным оркестром (художественный руководитель М. Плетнев). Работает в России и за рубежом с известными оркестрами и их дирижёрами, такими как Василий Синайский, Павел Коган, Эри Клас, Феликс Коробов, Александр Рудин, Владимир Понькин, Александр Сладковский, Максим Федотов, Михаил Грановский, Марк Горенштейн, Ян Латам–Кёниг, Теодор Курентзис, Антонино Фольяни, Фабио Мастранжело, Альберто Веронези, Михаэль Гюттлер, Девид Гендель и многими другими.
В репертуаре Анджея Белецкого большое количество исполненных партий кантатно-ораториальной и духовной музыки, певец является признанным специалистом в области вокальной камерной музыки. Он также осуществляет творческие проекты с всемирно известными хоровыми коллективами: Государственной академической хоровой капеллой России имени А. А. Юрлова под управлением Г. Дмитряка, Московским государственным академическим камерным хором под управлением В. Минина и многими другими хоровыми коллективами. Певец является постоянным участником многих международных оперных и камерных Фестивалей в России и за границей. С января 2012 А. Белецкий – приглашенный солист Большого театра России, где исполняет партии Набукко («Набукко» Дж.Верди), Григория Грязного («Царская невеста») и Мизгиря («Снегурочка») Н. Римского-Корсакова. Артист активно гастролирует с разнообразными программами по всему миру, а также имеет большую дискографию.
Михаил Сегельман (фортепиано) – историк музыки, музыкальный критик, эксперт, пианист, педагог. Заведующий литературной частью Московского театра «Новая Опера» имени Е. В. Колобова. Выпускник историко-теоретического факультета Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (основной курс и аспирантура), а также Государственной классической академии имени Маймонида (ассистентура-стажировка по специальности «концертмейстерское искусство»). Член Союза журналистов России. Официальный эксперт Министерства культуры Российской Федерации по грантам Президента РФ и премиям Правительства РФ в области культуры (2011–2012), Департамента культуры г. Москвы (проект «Открытая сцена», 2019, 2020). Лауреат Всероссийской премии журналистских работ о деятельности Саратовского академического театра оперы и балета (2008). Медаль «За заслуги» Евроазиатского еврейского конгресса («За выдающийся вклад в развитие еврейской культурной и общинной жизни и деятельность, направленную на укрепление взаимопонимания и дружбы между народами», 2010). Автор научных статей и публикаций, а также многочисленных материалов в печатных и электронных СМИ, аннотаций к СD, предисловий к каталогам сочинений Н.Я. Мясковского и В.Я. Шебалина, выпущенных издательством Chant du Monde (Париж, Франция). Редактор-составитель сборника о Жуковском симфоническом оркестре «На крыльях музыки» (2010). Литературный редактор и автор предисловия книги Н.Л. Коган «Краски жизни» (2019). Автор статей издания «Русское зарубежье. Великие соотечественники» (тт.1,2). В 2008–2013 годах на радио «Орфей» выходила передача «Субботний вечер с Михаилом Сегельманом»; гостями прямого эфира были выдающиеся современные музыканты и музыкальные деятели. Комментировал музыкальные события и фестивали (в залах и на открытом воздухе) в России и за рубежом. Автор концепций и руководитель крупных художественных проектов. Автор многочисленных литературно-музыкальных программ, в которых выступает как музыкальный комментатор и пианист; в их числе программы, посвященные М. Ю. Лермонтову, А. К. Толстому, «Маленькая русская шекспириана» (Шекспир в русской музыке), П. Виардо-Гарсиа и другие. Как пианист сотрудничает с академическими, фольклорными певцами, выдающимися канторами. Впервые исполнил в Москве и России ряд произведений современных авторов; в их числе «Три мадригала на стихи У. Шекспира» А.Б. Журбина (совместно с Заслуженной артисткой Республики Башкортостан Еленой Терентьевой), фрагменты вокального цикла «Поэма о русском солдате» В. П. Задерацкого на стихи А. Т. Твардовского (совместно с Анджеем Белецким), сочинения С. М. Слонимского, Д. И. Кривицкого и других. В 2020 году вел серию онлайн-концертов в Зеркальном фойе «Новой Оперы», представил образовательный проект «Оперные перемены».
В программе:
- П. И. Чайковский. «Благословляю вас, леса…», ор.47 №5,
- «Любовь мертвеца», ор.38 №5, Серенада Дон Жуана, ор.38 №1;
- А. Даргомыжский. «Ночной зефир»;
- М. Балакирев. Песнь Селима;
- М. Мусоргский. «Песня о блохе»;
- А. Рубинштейн. Романс Демона («На воздушном океане…») из оперы «Демон», «Желание»;
- Э. Григ. Из цикла «Мелодии сердца» на стихи Х. К. Андерсена ор.5, «Сердце поэта» ор.5 №2, «Люблю тебя» ор.5 №3;
- С. Рахманинов. Монолог Арбенина из драмы «Маскарад», «У врат обители святой…», «Здесь хорошо» ор.21 №7, «В молчаньи ночи тайной…» ор.4 №3.
Концерт из серии «Мир композитора. Мир поэта»