Клуб 1685. Бах, Гендель, Скарлатти
В 1685 году в течение восьми месяцев родились три выдающихся композитора: Скарлатти, Гендель и Бах. За ними в современном музыковедении закрепилось условное название «Клуб 1685», по общему году рождения. Хотя вклад в историю мировой музыки каждого из них был чрезвычайно важен и неповторим, работали они совершенно по-разному, находясь в разных жизненных условиях.
Итальянец Доменико Скарлатти прославился как композитор и клавесинист, который большую часть своей жизни провёл в Испании и Португалии. Его сочинительский стиль оказал большое влияние на музыку эпохи классицизма, хотя он сам жил в эпоху барокко.
Иоганн Себастьян Бах при жизни был известен во всей Германии, прежде всего, как виртуозный исполнитель на органе, клавире. Но как композитора его ценили гораздо ниже – ему удалось опубликовать одну-единственную кантату «Господь – мой царь». Сегодня творчество И. С. Баха, автора более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы), интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Большинство его сочинений – признанные шедевры мировой музыкальной классики. Искусство Баха называют вершиной барочной полифонии.
Третий герой, Георг Фридрих Гендель, немецкий и английский композитор, был известен и популярен еще при жизни своими операми, ораториями и концертами. Гендель родился в Германии, получил музыкальное образование и опыт в Италии, а затем переселился в Лондон, впоследствии став английским подданным. Служил при английском дворе, сочинил более сорока опер, Он был официально признан «великим», очень высоко оплачивался, имел возможность прочитать свою опубликованную биографию и созерцать в городском парке Лондона памятник себе самому. Сегодня Г. Ф. Гендель – легенда английской классики. Каждый год в его честь устраиваются грандиозные музыкальные фестивали. Любим и популярен он и в других странах.
Произведения трех композиторов исполнит в программе Маргарита Еськина – выпускница Российской академии музыки им. Гнесиных и аспирантуры (класс органа профессора А. В. Фисейского). Дипломант Международного конкурса органистов и лауреат Открытого конкурса органистов в Санкт-Петербурге, обладательница специальных премий «Надежда Отчества» Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева и Torre di Babele Международного конкурса молодых органистов Soli Deo Gloria. Стажировалась и участвовала в мастер-классах известных органистов и клавесинистов: К. Стембриджа, Г. Бовэ, Й. Лаукквика, В. Церрера, М. Бёккера, Д. Отта, Б. ван Асперена, К. Хаугсанда, Э. Жуайе, Д. Голдобина и других. Выступает как органистка и клавесинистка с сольными концертами. Участница ансамбля стариной музыки Pfeyffer, специализирующегося на исполнении музыки Средневековья и Ренессанса. Совместно с А. Фисейским записала в Германии диск органных транскрипций оперной музыки Р. Вагнера. В составе Волгоградского симфонического оркестра участвовала в записи сочинений швейцарского композитора Б. Райшеля.
В программе:
- И. С. Бах. Прелюдия и фуга до мажор BWV545, Ария с вариациями в итальянском стиле BWV989, Токката ре мажор BWV912;
- Д. Скарлатти. Сонаты для клавира: Соната до мажор К.271, Соната соль мажор К.180, Соната фа мажор K.205, Соната ре минор К.92, Соната ре минор К.64, Соната ре минор К.9, Соната ре минор К.417;
- Г. Ф. Гендель. Largo и Allegro из Концерта для органа с оркестром соль минор ор.23 (переложение для органа Клемана Лоре).
Концерт из серии «Орган в Царицыне»