Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Ансамбль Musica Tempora выступит в составе: Алиса Тен (сопрано), Ирина Рабчевская (барочная скрипка), Анастасия Алимова (барочная скрипка), Руст Позюмский (виола да гамба), Ася Гречищева (теорба, барочная гитара), Дарья Борковская (клавесин).

Идея изменчивости всех вещей давно очаровывала человечество.​ Римский поэт Овидий, наиболее известный как автор​ сборника рассказов «Метаморфозы», в каждой из историй, основанных на древнегреческих и римских мифах, повествует о превращениях людей в животных, растениях или даже неодушевленных предметах. Написанные в поэтической форме рассказы были настолько популярны, что​ послужили основой для многих художественных и музыкальных произведений на протяжении всей истории. Идея метаморфозы как постоянного преображения и изменения буквально пронизывает вокальные и инструментальные сочинения итальянских авторов эпохи барокко. Импровизационность, вариативность изложения, изменчивость гармонических построений, контрастные смены темпов в ариях Клаудио Монтеверди, скрипичных сонатах Джованни Антонио Пандолфи Меалли и Бьяджио Марини, дуэтах Дарио Кастелло, клавирных пьесах Фрескобальди – все это демонстрирует трансформацию образов, характеров и аффектов.

Симметрия, является​ олицетворением устойчивости, уравновешенности и​ систематического расположения всего в мироздании. Музыкальные пропорции занимали композиторов на протяжении многих столетий. Понятие​ симметрии часто было связано с пространством и формой, повторностью строения. В Италии XVII века были особенно распространены жанры basso ostinato – пассакалия, чакона, романеска. Их основу составляла неизменно повторяющаяся​ гармоническая последовательность и варьированная мелодия, пропорционально равное количество тактов во фразах, двигающихся одна за другой.

Ансамбль Musica Tempora создан в 2010 году по инициативе клавесинистки Дарьи Борковской. В его состав вошли исполнители стариной музыки на исторических инструментах, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, участники престижных отечественных и европейских фестивалей. Название ансамбля (изначально Musica vs Tempora) можно перевести как «музыка и времена». В репертуаре коллектива – музыка разных эпох, от европейского барокко и раннего классицизма до сочинений современных авторов, специально написанных для исторических инструментов. Одной из главных задач коллектива является поиск редких сочинений, по той или иной причине ускользнувших от внимания исполнителей. В течение последних 10 лет ансамбль осуществил несколько совместных проектов с ведущими солистами и коллективами, специализирующимися в области исторического исполнительства. Среди них Алексей Любимов, Александр Рудин, Олег Худяков, Сергей Полтавский, Руст Позюмский, Алиса Тен, Василиса Бержанская, Рубен Дубровский, Линде Брунмайр-Тутц, Кристиан Гуртнер, Морис Штегер, Джузеппе Петрелла, Джоаккино де Падова, а также ансамбли «Орфарион», Telemann Consort, La Villa Barocca, Pratum Integrum, Collegium Musicum, Time of Dance. Ансамбль Musica Tempora проводит ежегодные тематические циклы концертов в Москве и других городах России.

Алиса Тен – мультижанровая певица, известная как «девушка с волшебным голосом» и «певица, не знающая жанровых и языковых барьеров», исполнительница на виоле да гамба. Ее широкий репертуар охватывает музыку разных эпох и стилей: барокко, древнерусскую, этническую и современную академическую музыку, джаз, постмодерн, музыку стран Магриба и другие направления. Ведёт активную концертную деятельность, принимала  участие в различных исполнительских проектах в России, Тунисе, Англии, Франции и Германии. Выступала на музыкальном фестивале в Карфагене (Тунис), фестивалях английской современной музыки и «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Москве. В качестве композитора и исполнителя приняла участие в создании саундтрека к фильму «Межсезонье» режиссера Александра Ханта. Алиса Тен сотрудничает с различными коллективами и музыкантами, среди которых ансамбль древнерусской музыки «Хронос», этнический оркестр московского «Театриума», Камерный оркестр «Дивертисмент», «Музей звуковых фигур» Петра Айду, театр бразильской пассионарной песни «Дефеса», контрабасист Владимир Волков, альтист Руст Позюмский, композиторы Леонид Десятников, Павел Карманов, Ираида Юсупова. В 2019 году Алиса стала лауреатом независимой премии «Парабола» имени Андрея Вознесенского, а в 2020 году вошла в рейтинг «100 героев будущего» от независимого издания The Blu.

В программе «Метаморфозы и симметрия барокко»:

  • А. Бертали. Чакона для скрипки и бассо континуо;
  • К. Монтеверди. Мадригал Dolcissimo uscignolo;
  • Л. Росси. Dormite begli occhi из оперы «Орфей»;
  • М. Учеллини. Синфония A Carissima ля минор из сборника Sinfonia Boscarecie, op. 8 №15;
  • М. Учеллини. Синфония La Foschina ля минор из сборника Sinfonia Boscarecie, op. 8 №14;
  • Дж. А. П. Меалли. Соната La Cesta ля минор, op. 3 №2;
  • К. Монтеверди. Мадригал Lamento della Ninfa;
  • А. Страделла. Трио-соната для скрипки, виолы и бассо континуо;
  • Б. Феррари. Ария Degg’io amarvi.
  • Л. Росси. Mio ben teco il tormento из оперы «Орфей»;
  • М. Учеллини. Синфония A Virmingarda ре минор из сборника Sinfonia Boscarecie, op. 8 №20;
  • Д. Ортиз. Ричеркар на тему Folia из Tratado de glosas («Трактат о глосах») для виолы да гамба;
  • Б. Марини. Пассакалия;
  • Дж. Б. Фазоло. Lamento di Madama Lucia;
  • М. Учеллини. Синфония А Stucharda  из сборника Sinfonia Boscarecie;
  • К. Монтеверди. Мадригал Tempro la cetra;
  • А. Фальконьери. Чакона.

Концерт из серии «Классика в Царицыне»