Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Музыка для клавесина европейских и российских авторов XVII-XX вв.

Новый клавесинный фестиваль – это уникальный проект живой и открытой встречи музыкальных традиций эпохи барокко и новаторских поисков современных композиторов. В центре внимания фестиваля – старинный клавишный инструмент, клавесин, предшественник фортепиано. Наравне с органом, клавесин был одним из самых востребованных сольных и ансамблевых инструментов в Европе и России XVII-XVIIII веков. В то же время, это инструмент, занявший значительное место в исполнительской и композиторской практике композиторов наших дней, обьединивших в своих сочинениях самые причудливые образы и изысканные тембры звучания. В первом концерте фестиваля – музыка для клавесина европейских и российских авторов XVII-XX вв., которую исполнят лучшие клавесинисты Москвы.

Мария Успенская – одна из самых ярких российских клавиристок молодого поколения. Музыкальное образование  получила в Московской консерватории по классу фортепиано доцента В. П. Овчинникова и профессора А. Б. Любимова, а также по классу клавесина доцента О. В. Мартыновой. В 2003-2004 году стажировалась в консерватории им. Свелинка в Амстердаме по классу клавесина профессора Боба ван Асперена и исторического фортепиано профессора Стенли Хогланда. Совершенствовала исполнительское мастерство на мастер-классах таких всемирно известных музыкантов как А. Штайер, Д. Морони, К. Стембридж, Б. ван Оорт, А. Схондервуд, Ц. Меникер, Й. Шрапе,  П. Донохоу. Мария Успенская является призером одного из самых авторитетных международных конкурсов  в области ранней музыки – Oude Musik в Брюгге сразу в двух номинациях – «клавесин» и «хаммерклавир». Она также является лауреатом ряда международных юношеских конкурсов в номинации «фортепиано». Неоднократно принимала участие в   международных фестивалях, в числе которых Фестиваль им. И. С. Баха в Кетене (Германия, 2001), «Посвящение Олегу Кагану» (Москва, 2001),  Фестиваль им. И. Стравинского в Москве (2002), Фестивали Старинной Музыки в Утрехте (Нидерланды, 2003) и Шопроне (Венгрия, 2005), Фестиваль в Хельсинки (Финляндия, 2006), Фестиваль старинной музыки в Брежице (Словения, 2008), Фестиваль Early music  в Санкт- Петербурге (2006-2012), Фестиваль им. И. С. Баха в Дордрехте (Нидерланды, 2010), Фестиваль в Ансбахе (Германия, 2011). Мария Успенская – музыкант многогранного дарования. В ее репертуар входят сочинения самых разных стилей и направлений – от ренессанса до XX века. Исполнительница ведет активную творческую деятельность, выступая с сольными и камерными программами как пианистка и клавесинистка, а также осуществляя записи на российском радио и телевидении. В числе ее творческих партнеров такие выдающиеся музыканты, как Алексей Любимов, Майкл Чанс, Паоло Пандольфо, Филипп Ярусски, Вильям Донгуа, Анатолий Гринденко, Яап тер Линден, Марк Пекарский, Дмитрий Синьковский, Ольга Мартынова, Андрей Дойников. Мария Успенская – автор идеи и организатор ежегодного цикла концертов «Грани эпох», проводящегося с начала 2003 по 2014 год в залах Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. С 2007 года преподает на факультете исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории. Летом 2010 года Мария стала первой из России обладательницей I премии и приза зрительских симпатий на конкурсе имени И. С. Баха в Лейпциге в номинации «клавесин».

Дарья Борковская – лауреат международных конкурсов, клавесинистка, исполнительница на исторических клавирах, пианистка, преподаватель Московской Государственной Консерватории  им. П. И. Чайковского, основатель и руководитель ансамбля Musica Tempora. Владея широким разностилевым репертуаром, Дарья Борковская как солистка и ансамблистка на исторических клавишных инструментах принимает участие в российских и зарубежных  фестивалях, в различных творческих проектах, таких как ежегодные абонементные концертные циклы, проходящие в залах Московской консерватории, Московской  филармонии,  ГМИИ им. А. С. Пушкина,  Международного Дома музыки, концертного комплекса «Зарядье», Российского национального Музея музыки, в концертных залах филармоний Казани, Новосибирска и других городов России; Galleria dell’Accademia, Villa I Tatti (Флоренция, Италия), Museum di instrumenti antiqua (г. Масса-Мариттима, г. Кортона, Италия). В качестве исполнительницы партии basso continuo сотрудничала с Чешским молодежным оркестром, Камерным оркестром Большого театра, камерным оркестром Новосибирская Камерата, Курганским филармоническим камерным оркестром, с солистами ГАСО им. Е. Ф. Светланова, камерным  оркестром Rosarium. В 2002 г записала  фортепианные произведения  В. А. Моцарта и Ф. Шопена на радио Б. Бартока (Будапешт, Венгрия). Среди партнёров Дарьи Борковской по сцене — Алексей Любимов, Александр Рудин, Сергей Полтавский, Олег Худяков, Дмитрий Синьковский, Марина Катаржнова, Яна Иванилова, Евгений Скурат, Рубен Дубровски, Линда Брунмаер-Тутц, Анна Фриман, Кристиан Гюртнер, Джузеппе Петрелла, Джоакино де Падова. Дарья на постоянной основе сотрудничает с ведущими российскими коллективами, специализирующимися в области исторической практики, среди которых «Орфарион», Telemann Consort, La Villa Barocca, Collegium Musicum, Time of Dance, «Ладъ», «Мадригал», «Солисты барокко».

Алексей Шевченко закончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по специальностям фортепиано, клавесин, историческое фортепиано (доцент Ю. В. Мартынов) и орган (профессор А. А. Паршин). Совершенствовался на мастер-классах по органу у М. Хазельбека (Германия), А. Маркона (Италия), К. Стембриджа (Италия); как исполнитель на историческом фортепиано – у М. Билсона (США), А. Штайера (Германия), Барта Ван Орта (Нидерланды), Т. Бегина (Бельгия) и Клер Шевалье (Франция). Участник многих международных фестивалей как сольный исполнитель, а также – в дуэте с Марией Успенской – в Международных фестивалях старинной музыки в Утрехте (Нидерланды, 2003) и в Шопроне (Венгрия, 2005). Обладатель Диплома «За высокое исполнительское мастерство» на фестивале органной и камерной музыки Северный Орфей в Кирове, I премии Международного конкурса органистов Marcello Galanti (Италия, 2001 год). Солист барочной капеллы «Золотой Век». С 2003 года преподаёт старинные клавишные инструменты и камерный ансамбль на факультете исторического и современного исполнительского искусства МГК им. П. И. Чайковского. С 2013 выступает как солист в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии.

Борис Давидюк – лауреат международных и всероссийских конкурсов. Победитель конкурса в рамках Австрийской Барочной Академии (Гмунден, Австрия 2018), Всероссийского конкурса «Спешите делать добро» им. Гааза (Москва, 2019). Ассистент-стажер на кафедре клавишных инструментов  ФИСИИ Московской консерватории. Успешно совмещает интенсивную концертную деятельность и педагогическую практику. В настоящий момент – преподаватель по классу клавесина МГКМИ им. Шопена. Принимал  участие в различных концертных проектах и Фестивалях в России, Австрии, Германии.

В программе:

  • Я. П. Свелинк. Вариации на тему песни «Прошли дни юности моей»;
  • И. Я. Фробергер. Tombeau de Monsieur Blancrocher;
  • И. К. Керль. Токката in d;
  • И. С. Бах. Прелюдии и фуги ре мажор, ре минор из сборника «Хорошо темперированный клавир» (1 том), Токката ре минор, BWV 913;
  • В. А. Моцарт. Вариации соль мажор;
  • Л. Гурилёв. Соната ля минор.

Концерт из серии «Вселенная – клавесин»