Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

Греческое слово phantasia переводится как «воображение». Мы привыкли употреблять его в значении «причуда», «вымысел». В музыке же фантазиями стали называть произведения, своеобразные по форме, не укладывавшиеся в рамки традиционных форм. «Он фантазирует», – говорили об импровизаторе. Так, в творчестве И. С. Баха фантазиями предварялись органные фуги. Фантазии писали Моцарт, Бетховен, Шопен. В XIX веке фантазии появились в программной музыке, там, где развитие музыкального произведения следовало за литературной программой. Это, например, симфоническая фантазия «Франческа да Римини» П. И. Чайковского. Другие распространенные виды музыкальной фантазии – произведения, сочиненные на темы, заимствованные композитором; темы народных песен, оперных отрывков и т. д. Такова «Камаринская» или Фантазия на две русские темы М. И. Глинки. Близки по духу фантазиям и рапсодии – инструментальные или вокальные произведения, написанные в свободном, «импровизационном» стиле.

В концертной программе прозвучат разные типы фантазий и рапсодий композиторов XIX-XX веков. Сочинения исполнят дуэты разных составов – скрипки и фортепиано, кларнета и фортепиано, альта и фортепиано. Исполнители – лауреаты международных конкурсов Илья Гофман (альт), Мария Зайцева (виолончель) и Екатерина Рихтер (фортепиано).

В программе:

  • И. С. Бах. Хроматическая фантазия для фортепиано;
  • Ф. Лист. Испанская рапсодия для фортепиано;
  • Р. Шуман. Три пьесы-фантазии для виолончели и фортепиано соч. 73;
  • П. Хиндемит. Соната № 3 «Фантазия» для альта и фортепиано;
  • Л. Гофман. Фантазия для альта и фортепиано;
  • А. Хинастера. «Пампеана № 2» – рапсодия для виолончели и фортепиано.