Чудесен голос клавесина
Наш фестиваль – это живой и открытый проект, объединяющий музыкальные традиции эпохи барокко и новаторские поиски современных композиторов.
В центре внимания – предшественник фортепиано, старинный клавишный инструмент клавесин. Наравне с органом, клавесин был одним из самых востребованных сольных и ансамблевых инструментов в Европе и России в XVII-XVIIII веках. Сегодня он занимает значительное место в творчестве исполнителей и композиторов, объединивших в своих сочинениях самые причудливые образы и изысканные тембры звучания.
Фестиваль откроется концертом «Чудесен голос клавесина», в котором прозвучит музыка для клавишных инструментов XV-XVII веков – клавицимбалума и клавесина-оттавино. В программе – сочинения итальянских, испанских, фламандских, французских авторов и композиторов-верджиналистов, среди которых А. де Кабесон, А. Валенте, Дж. Габриели, Дж. Пикки, Фр. Герау, Г. Санза, Дж. Каччини, Т. Мерула, Л. Росси, Дж. Фрескобальди и многие другие.
В программе концерта будут представлены клависимбалум – прототип клавесина XV века, немецкий клавесин рубежа XVII–XVIII вв., барочная гитара на основе гитары А. Страдивари 1679 года и клавесин-оттавино работы Николая Полоскова. Оттавино (так же верджинел) изготовлен мастером Н. Полосковым в 2019 году по модели фламандского инструмента 1593 года. Оригинал находится в Московском музее музыки и является частью богато инкрустированного бюро, скрываясь в одном из ящичков. Данный инструмент является репликой, а не прямой копией фламандского инструмента, имея несколько бóльшие размеры, но сохраняя главную конструктивную особенность – двойную деку по образу цитры, которая делает звук полным и ярким, несмотря на небольшие размеры инструмента.
Участники программы – известные в России исполнители на клавесине, а также других музыкальных инструментах эпохи – барочной гитаре, виоле да гамба, лютне, теорбе. Прозвучат и вокальные сочинения барочных авторов.
Анна Недоспасова (клавесин, клависимбалум) – солистка Ансамбля ранней музыки Insula Magica, кандидат искусствоведения, профессор Новосибирской консерватории, г. Новосибирск.
Александр Баюнов (барочная гитара) – кандидат химических наук, руководитель мастерской по изготовлению старинных щипковых инструментов Baiunov Strumenti Musicali Storici (Москва).
Маргарита Еськина (клавесин-оттавино) – дипломант Международного конкурса органистов и лауреат Открытого конкурса органистов в Санкт-Петербурге, обладательница специальных премий «Надежда Отчества» Международного конкурса органистов имени М. Таривердиева и Torre di Babele Международного конкурса молодых органистов Soli Deo Gloria. Участница ансамбля стариной музыки Pfeyffer, специализирующегося на исполнении музыки Средневековья и Ренессанса.
Дарья Борковская – клавесин; преподаватель Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Выступает на фестивалях в России и за рубежом, участвует в концертах в залах Московской консерватории, Московской филармонии, Московского международного Дома музыки, Концертного зала «Зарядье», Москонцерта, Музея музыки, музеев «Архангельское» и «Царицыно», Белорусской государственной филармонии и других. Сотрудничает с ведущими российскими коллективами, специализирующимися на историческом исполнительстве, Основательница ансамбля Musica Tempora. Выступала как исполнительница партии basso continuo с Молодежным оркестром Чехии, Камерным оркестром Большого театра, ансамблем солистов Госоркестра России имени Е. Ф. Светланова, Камерным оркестром Курганской филармонии.
Прозвучат в концерте и вокальные сочинения барочных авторов.
Алиса Тен – московская певица, известная как «певица, не знающая жанровых и языковых барьеров». Ее музыкальная биография полна неожиданных поворотов. В четырнадцать лет она пела джаз в Московском колледже импровизационной музыки. Потом обучалась в Индии вокалу у гуруджи из Варанаси. Следующая ступень – любовь к барочной музыке, исполнение её в Московской консерватории.
Руст Позюмский – один из самых ярких представителей отечественной барочной сцены. Композитор и исполнитель-мультиинструменталист, он известен как лидер множества ансамблей, пропагандирующих барочную музыку, так и автор собственных необарочных сочинений, опирающихся как на европейскую, так и на русскую (петровскую) традиции.
В программе:
- Я. П. Свелинк. Токката, Вариации на тему «Под зелёными липами»;
- П. Филипс. Rossignol («Соловей»);
- Anonym. Constantie;
- Я. да Болонья. Aquila Altera из сборника Faenza Codex;
- Anonym. My Lady Carey’s Dompe;
- Дж. Каччини. A quel sospir ardenti (клавирная интабуляция Мадригала);
- Ф. Г. Хакарас. Пьеса для гитары;
- Дж. Пикки. Токката;
- Л. Ронкалли. Прелюдия;
- Дж. Дж. Капсбергер. Пассакалия (переложение для гитары и клавесина).
Концерт из серии «Вселенная – клавесин»