Loading...
Департамент культуры города Москвы

Аfetti musicali или теория аффектов (от лат. affectus — душевное волнение, страсть) – это наиболее важная для эпохи барокко музыкально-эстетическая концепция. Согласно ей, главным содержанием музыки является «изображение» человеческих чувств и страстей. Трактаты многих известных теоретиков, композиторов и исполнителей XVI-XVIII веков были посвящены изучению и классификации аффектов в музыке. По их утверждениям, посредством мелодии, ритма, гармонии, темпа, тональности, определенных риторических фигур, а также и особых исполнительских приемов возможно было вызвать у слушателя особое душевное состояние, передать конкретную эмоцию. Для многих европейских композиторов эпохи барокко теория аффектов стала источником новаторских приёмов. Эту теорию читают и основой зарождения фантазийно-импровизационного стиля музыки. И. Маттезон писал: «Можно превосходно изобразить с помощью простых инструментов благородство души, любовь, ревность. Можно передать все движения души простыми аккордами или их последованиями».

Исполнят музыку барокко, на практике изобразив применение теории аффектов, музыканты ансамбля Musica Tempora Сергей Полтавский (виола д’аморе), Руст Позюмский (виола да гамба) и Дарья Борковская (клавесин).

Сергей Полтавский – альтист и исполнитель на виоле д’амур, камерный музыкант и саунд-дизайнер. Закончил консерваторию (класс Романа Балашова кафедры альта Юрия Башмета) с красным дипломом. Лауреат международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти. Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в различных фестивалях в России и за рубежом. Лауреат конкурса Юрия Башмета, удостоен специальных призов от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского. Принимал участие в фестивалях «Декабрьские вечера», Ars Longa, «Возвращение», VivaCello, Фестиваль Владимира Мартынова (Москва), Фестиваль Элисо Вирсаладзе (Курган), «Дягилевские сезоны» (Пермь), Ruhrtriennale (Germany, Bochum), Bang On a Can Summer Festival (USA, North Adams), Dni Muzyke (Montenegro, Herceg Novi), Novosadsko Muzičko Leto (Serbia), «Арт-Ноябрь», Mare Aperto (Italy, Riccione) и других. Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки до музыки современных композиторов – Владимира Мартынова, Георгия Пелециса, Сергея Загния и Павла Карманова, экспериментов с live-электроникой и сотрудничества с такими коллективами, как Bang on a Can, N’caged, «Академия старинной музыки», Opus Posth, Московский Ансамбль современной музыки (МАСМ) и группа «4’33» Алексея Айги. Художественный руководитель ежегодного фестиваля альтернативной альтовой музыки Viola is My Life (Москва). Выступал с такими оркестрами, как «Новая Россия», Государственный камерный оркестр России (ГАКО), Академический симфонический оркестр (АСО), «Солисты Москвы», Musica Aeterna, «Времена Года», Questa Musica и другие. Совместно с Евгением Румянцевым и Григорием Кротенко записал на лейбле «Мелодия» альбом «Низкие струнные» (альт, виолончель, контрабас). В 2021 году Fancy Music и «Мелодия» издают альбомы ПИПЛ-трио (Аркадий Пикунов, Пётр Ившин, Сергей Полтавский) с Владимиром Мартыновым. В конце 2021 года назван «музыкантом года» газетой «Музыкальное обозрение». В составе камерных ансамблей сотрудничал с Татьяной Гринденко, Владимиром Спиваковым, Хайнцем Холлигером, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Максимом Рысановым, Алексеем Айги, Феликсом Рэнгли, Павлом Нерсесьяном, Юлианом Рахлиным, Аленой Баевой, Вадимом Холоденко, Еленой Ревич, Александром Ситковецким, Романом Минцем, Борисом Андриановым, Александром Бузловым, Андреем Коробейниковым, Валентином Урюпиным, Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Александром Тростянским и другими.

Руст Позюмский – выпускник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Лидер вокально-инструментального ансамбля «Черёмуха». Обучался исполнению барочной музыки под руководством Марии Леонхардт и Андрея Решетина. Артист «Оркестра Екатерины Великой». Участвовал в составе коллектива в фестивалях старинной музыки в Сан-Суси и Утрехте, фестивале Early music в Санкт-Петербурге, постановках опер «Мнимые философы» Паизиелло и «Борис Годунов» Маттезона. Исполнитель в составе ансамбля Musica Antiqua, оркестра Pocket Symphony, основатель и исполнитель совместно с Александром Горбуновым и Тарасом Драком ансамбля Dance of Renaissance (сейчас Vermell). Основатель ансамблей Baroque Viola Band и ансамбля Collegium musicum. Выступал с такими музыкантами, как Майкл Чанс, Эндрю Лоуренс Кинг, Витторио Гиельми, Бенедек Чалог, Питер Иоахим Фусс, Мехтильда Бах и Марк Беннет. Играет на виоле да гамба, барочном альте, фидле, электрогитаре, преподает игру на виоле да гамба и альте.

Дарья Борковская (клавесин) – лауреат международных конкурсов, исполнительница на исторических клавирах, пианистка, преподаватель Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, основатель и руководитель ансамбля Musica Tempora. Владея широким разностилевым репертуаром, Дарья Борковская как солистка и ансамблистка на исторических клавишных инструментах принимает участие в российских и зарубежных фестивалях, в различных творческих проектах, таких как ежегодные абонементные концертные циклы, проходящие в залах Московской консерватории, Московской филармонии, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Международного дома музыки, концертного комплекса «Зарядье», Российского национального музея музыки, в концертных залах других городов России, городах Италии. В качестве исполнительницы партии basso continuo сотрудничала с Чешским молодежным оркестром, Камерным оркестром Большого театра, камерным оркестром «Новосибирская камерата», Курганским филармоническим камерным оркестром, с солистами ГАСО им. Е. Ф. Светланова, камерным оркестром Rosarium. Принимала участие в постановке оперы В. А. Моцарта «Дон-Жуан» (Курган), в Театре оперы и балета им. П. И. Чайковского (Пермь). Среди партнёров Дарьи Борковской по сцене – Алексей Любимов, Александр Рудин, Сергей Полтавский, Олег Худяков, Дмитрий Синьковский, Марина Катаржнова, Яна Иванилова, Евгений Скурат, Рубен Дубровски, Линда Брунмаер-Тутц, Анна Фриман, Кристиан Гюртнер, Джузеппе Петрелла, Джоакино де Падова. Ведёт класс генерал-баса, клавесина и старинного камерного ансамбля на Факультете исторического и современного исполнительского искусства МГК им. П. И. Чайковского. В качестве корепетитора участвовала в международных образовательных проектах в России и Европе (при участии Манфредо Кремера, Рейнгарда Гебеля, Сигизвальда Кейкена, Питера ван Хёйгена, Марии Леонхардт), в международных конкурсах Musica Antiqua(Бельгия) H.I.F.Biber Competition (Австрия).