А. С. Пушкин – П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»
Роман «Евгений Онегин» – произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет, но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837.
Роман не писался «на едином дыхании», а складывался – из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работу прерывали не только повороты судьбы Пушкина и новые замыслы, ради которых он бросал текст «Евгения Онегина».
Если принять во внимание фрагментарность, прерывистость работы Пушкина, можно говорить о том, что роман был для него чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт). В течение семи с лишним лет записи пополнялась горестными «заметами» сердца и «наблюдениями» холодного ума.
Он был исписан, изрисован
Рукой Онегина кругом,
Меж непонятного маранья
Мелькали мысли, замечанья,
Портреты, числа, имена,
Да буквы, тайны письмена,
Отрывки, письма черновые…
Как писал сам автор, это был «искренний журнал», «дневник мечтаний и проказ», очень похожий на сам роман.
В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала П. И. Чайковскому взять «Евгения Онегина» А. С. Пушкина в качестве сюжета для оперы. Поначалу эта мысль показалась Чайковскому абсурдной. Он заявляет, что «Онегин» – «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре эта идея его захватывает. Менее чем за год – 20 января 1878 года — «Евгений Онегин» был закончен (в Италии, в Сан-Ремо).
Это сочинение в виде небольшого литературно-музыкального спектакля представят слушателям артисты Москонцерта Иван Щеглов (художественное слово), Иван Покровский (скрипка) и Александр Блок (фортепиано).
Концерт из серии «Музыка и слово в Царицыне»