Loading...
Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы

XXII Международный фестиваль «Интермузей-2020» пройдет с 27 по 29 мая 2020 года, впервые в новом цифровом формате. Он объединит около 400 участников из всех федеральных округов РФ. На вопросы Cultobzor.ru ответила Елизавета Борисовна Фокина, генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно».

С чем Музей-заповедник «Царицыно» выходит на фестиваль «Интермузей-2020», что вы ждете и хотите видеть в качестве результатов от столь масштабного и представительного форума — как с точки зрения продвижения самого музея, так и решения проблем музейного сообщества России?

Музей-заповедник «Царицыно» всегда активно принимает участие в «Интермузее». Очень рады, что организаторы фестиваля позволили инициировать несколько мероприятий, и мы сами охотно откликнулись на все приглашения коллег.

Темы музейного сотрудничества, ярких межинституциональных коллабораций, инклюзии и гостеприимства всегда были в сфере наших интересов. Конечно, текущая ситуация существенно изменила систему координат, и мы должны это учитывать. На этот год у нас был запланирован старт большого международного проекта, посвященного устойчивому развитию. Его пришлось отложить.

Но этот вектор для нас очень актуален, наряду с сохранением исторического наследия, инклюзией и партиципаторностью — так мы определи ключевые драйверы нашего развития. В условиях самоизоляции тема устойчивого развития вдруг стала для нас разворачиваться в неожиданном ракурсе. На первый план вышел вопрос экологичного отношения к посетителям и к сотрудникам.

Возвращаясь к программе фестиваля этого года, хочу пригласить зрителей на несколько мероприятий. Перспективы международного музейного сотрудничества станут главной темой моего разговора с Дэниелом Слейтером из Музея Виктории и Альберта. Это мероприятие пройдет в рамках Форума «Музейный гид», организованного Благотворительным фондом Владимира Потанина в партнерстве с ИКОМ России.

Панельная дискуссия «Театр и музей. Точки пересечения» посвящена перспективам актуальной коллаборации музеев и театров.

Как будет строиться работа служб гостеприимства музеев в новых условия — это основная тема панельной дискуссии «Системный подход к внедрению практик гостеприимства как ключевой ценности во всех сферах деятельности современного музея».

Участники круглого стола «Территория инклюзии: готовы ли учреждения культуры к трудоустройству людей с инвалидностью» обсудят готовность учреждения культуры к трудоустройству людей с инвалидностью.

Любые испытания – это вызов, заставляющий мобилизовать все ресурсы, найти новые решения и каналы коммуникации, расширить представление о деятельности и развитии музея. Какие решения, найденные и реализованные музеем в этот не простой период для взаимодействия со своими посетителями в онлайн формате, кажутся Вам наиболее удачными, которые музей будет развивать и в дальнейшем?

За пару недель до начала режима самоизоляции мы открыли свою студию. Начали работать в режиме интернет-телевидения.  Приглашали гостей – директоров московских музеев, куратор выставок, художников, режиссеров, музыкантов. Мы сами удивились, но абсолютно все разговоры оказались очень интересными – свежими, глубокими, актуальными. Это подтверждает и количество их просмотров на нашем youtube-канале. Такой формат оказался очень востребован. И мы уже планируем возобновление съемок, когда это станет возможным. Наших зрителей ждет много сюрпризов.

Пожалуй, главный плюс онлайна в том, что он позволил нам построить более глубокие и доверительные, личные отношения с теми, кто любит «Царицыно». Мы проводили конкурс – выбирали иллюстрацию, которая лучше всего отражает дух нашего музей. За неделю работы посмотрели более 30 тысяч человек, многие приняли участие в голосовании. Нас очень радует эта цифра. Конечно, мы приложим все усилия, чтобы сохранить эту доверительность в отношениях с посетителями.

И еще один важный для меня момент. Многие сотрудники музея очень неожиданно и ярко проявили себя в условиях ограниченных ресурсов. Они вели стримы, записывали ролики, разрабатывали обучающие материалы — и делали это так вдохновенно и артистично, что мы обязательно будем развивать и сохранять эти новые навыки и компетенции, которые усиливают нашу команду.

Музей – не только выставки и экспозиции, это огромная внутренняя работа по хранению и реставрации фондов, это содержание здания и коммуникаций, управление большим коллективом. Как музеям, и конкретно Вашему музею, удаётся решать эти проблемы – не могли бы вы поделиться опытом и рекомендациями для коллег?

Это действительно огромная работа, и только вершина айсберга видна публике. Каждый год мы публично предъявляем результаты нашей работы – в том числе и научного отдела, и службы учета и хранения, и инженерных служб. Так как «Царицыно» — это не только музей, но и исторический парк, мы добавляем к этому перечню отдел содержания ООПТ, службу, отвечающую за сохранение и развитие территории. Эти ежегодные отчеты можно найти на нашем сайте.

Если говорить о конкретных рекомендациях, то я бы остановилась на принципах работы с сотрудниками. Уже второй год в нашем музее работает программа гостеприимства, в которой задействованы не только сотрудники «первой линии». Для всех, работающих в «Царицыне», важно знать и любить музей. Для нас — это не просто место работы. Именно такое отношение позволяет эффективно решить новые нестандартные задачи, находить ответы на сложные вопросы, чувствовать, что рядом люди, на которых ты можешь опереться.

Кризис высветил многочисленные проблемы в правовой и финансовой защищенности музеев, в необходимости сплоченности музейного сообщества России. Какие именно проблемы вы считаете наиболее актуальными, требующими срочного разрешения и каково Ваше личное мнение о возможных путях их решения?

С моей точки зрения, еще рано говорить о возможных путях решения – ситуация постоянно меняется. Сейчас время задать правильные вопросы – и вместе с коллегами искать ответы на них. Очень надеюсь, что «Интермузей» в этом году, как, впрочем, и всегда, окажется активной и популярной площадкой для профессионального общения.

Давайте вместе попробуем найти ответы на вопросы, которые волнуют всех: Каким будет музей в посткарантинном мире? Какие стратегии используют музея для того, чтобы справиться с текущей ситуацией? Как они сохраняют свою аудиторию? Какими станут новые критерии эффективности? Какие перспективы у выставок-блокбастеров? Возможно ли успешное международное сотрудничество в существующих условиях? Как сделать музей безопасным? В чем новые вызовы для музейных служб гостеприимства?

Мы надеемся, что скоро мы все вернемся к нормальной жизни и музеи будут опять доступны для посещения. Какие планы и наиболее значимые события вы готовите для своих посетителей?

Мы предполагаем, что сначала для посетителей откроется парк. И сейчас самое время, чтобы представить его нашим гостям по-другому. Для нас парк — это тоже музей, выставка, экспонатами которой являются не только археологические и архитектурные объекты, но и видовые точки, точки раскрытия, пейзажи, которые навевают меланхолию или нежность. Мы хотим попробовать научить наших гостей «видеть парк», оценить задумки садовых архитекторов – эти умения были хорошо знакомы людям в XVIII и XIX веках, но практически утрачены сейчас.

Мы готовим специальную экскурсию, которая будет доступна в качестве аудиогида. И посетители смогут совершать ее индивидуально, соблюдая социальную дистанцию. Не обойдется и без сюрпризов – не буду раскрывать тайну заранее, скажу только, что любители современного искусства не останутся разочарованными.

Что касается выставок, то мы надеемся, что все запланированные премьеры состоятся. Актуальную информацию вы всегда можете найти на сайте музея.

Летом в нашем Детском музее откроется последний, пятый зал — «Кабинет натуральной истории». В июле на выставке «Фарфор в России. Истоки и традиции» мы широко представим предметы из своей коллекции декоративно-прикладного искусства.

В августе запланировано открытие очень интересной выставки «Античные мотивы в искусства XVIII века» из коллекции Ольги Затеевой. В октябре в Малом дворце должна открыться выставка Сергея Хачатурова «Птичий концерт» из популярного царицынского цикла «Роман готического вкуса».

Мы очень надеемся, что в ноябре сможем пригласить публику на выставку «Под маской Венеции».  Мы работаем над ней в сотрудничестве с коллегами из итальянских музеев. Открытие было запланировано на май, по понятым причинам перенесено на осень.  Мы делаем все возможное, чтобы эта выставка состоялась.

Закончить этот год мы планируем большой и очень важной для нас премьерой – выставкой «Кермика. Пародоксы», над которой работает международная кураторская группа.

Выражаем благодарность отделу внешних связей и партнерских программ Государственного музея-заповедника «Царицыно» и пресс-службе Международного фестиваля «Интермузей».

Подробнее обо всех событиях «Интермузея-2020» – на сайте https://imuseum.ru

@cultobzor.ru