Представляем концепцию игрового музейного пространства
Зачем ребенку до 5 лет ходить в музей? Разве он что-нибудь поймет? Ему будет скучно, он устанет, и вряд ли, что родители еще раз придут на выставку вместе, пока малыш не подрастет. Так дела обстояли много лет, но сейчас ситуация меняется, и музей-заповедник «Царицыно» не стоит в стороне.
Идея о том, что ребенок может посещать культурные институции, только когда подрастет, давно устарела. Именно поэтому в «Царицыно» решили разработать концепцию игрового музейного пространства для семей с детьми до 5 лет, пригласив к диалогу экспертов и профессионалов из разных областей, работающих с самой юной аудиторией: куратора музейных программ Дарью Агапову, художника Александра Райхштейна, семейного психолога Лину Коган-Лернер, специалиста Центра лечебной педагогики Юлию Ахтямову и куратора программы «Бэби-Лаб» Варвару Коровину.
На протяжении нескольких месяцев участники рабочей группы исследовали пожелания молодых семей, воспитывающих маленьких детей, и придумывали новое музейное пространство. В основу концепции легла идея создания волшебного растительного макромира, в котором дети превращаются в чудесных микроскопических существ, крылатых эльфов, насекомых — бабочек, стрекоз, мотыльков, обладающих особой чувствительностью и даже особыми «органами чувств», — а родители получают роли наблюдателей-естествоиспытателей.
Предложенная концепция игрового музейного пространства учитывает возрастные особенности детей. Возраст до года предполагает тесный физический контакт ребенка со своим родителем. На уровне дизайна пространства это означает создание зон или объектов, где взрослым и детям будет уютно и комфортно вместе. В то же время необходимы объекты, которые ребенку возраста 1–2 года интересно изучать не только визуально, но и на ощупь. Для ребенка более старшего возраста должны присутствовать более сложные объекты, пригодные для исследования и игр, участки, где ребенок сможет сбросить излишки энергии, не выходя за рамки предложенной затеи.
Важный момент — интеграция и инклюзия в музее. Разработчики концепции видят свою задачу не в том, чтобы пространство музея физически могло принимать разные категории населения, а в том, чтобы создать содержательно разнообразное, многоплановое универсальное пространство, где каждый приходящий сможет находиться и действовать без риска быть отвергнутым или подчиненным: исследовать, играть, отдыхать, общаться.
Отдельная глава концепции посвящена театрализации и ее восприятию детей младшего возраста и их родителей. Сегодня бэби-театр становится для маленьких детей еще одним средством познания мира, стимулирует творчество. Поэтому создатели концепции детского музея в «Царицыно» настаивают на необходимости включения его в деятельность игрового музейного пространства для самых маленьких.
Проект реализуется победителем грантового конкурса 2017 года на поддержку программ межмузейного сотрдничества Благотворительной программы «Музейный десант» Благотворительного фонда В. Потанина.